Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Шаман” обрел собратьев
ТРАДИЦИИ
24 мая 2013 года, 17:58
Фото: Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Валентина ЗАВАРЗИНА, г.Дудинка
Четыре кожаные картины известного долганского художника Бориса Молчанова, когда-то, казалось, утраченные навсегда, вернулись домой, на Таймыр.
В череде юбилейных, символических и существенных подарков Таймырскому Дому народного творчества этот стал особо важным. Причем значимость его понимают не только “именинники”, но и весь наш полуостров Таймыр. Этот бесценный подарок сделал Михаил Крючков, заместитель генерального директора компании “Электросетьсервис” ОАО “ФСК ЕЭС”. В октябре 2011 года он передал Таймырскому Дому народного творчества три уникальные картины Бориса Молчанова. И вот теперь в этнографический молчановский комплекс поступило еще четыре картины – бесценный дар!
Двадцать лет творения художника странствовали неизвестно где и хранились в частных коллекциях. Духи тундры ютились в тесноте городских квартир, открывались взорам непонимающих их людей, пытались пробиться к их сознанию. Думается, они очень хотели домой. И вот Михаил Юрьевич нашел возможность отыскать их и вернуть в родные пенаты – ведь именно в окружном Центре народного творчества была мастерская художника, где он создавал свои творения.
Горе-покупатели
…В начале 90-х годов прошлого столетия наша страна переживала сложнейший период. Распад Союза, безудержный рост цен, крушение идеалов, авторитетов, отсутствие перспектив. Семья Молчановых, как и большинство их земляков, буквально бедствовала. Но работы Бориса Николаевича – картины из ровдуги – уже были показаны в Москве. Искусствоведы определили их статус – новый жанр изобразительного искусства. А это значит, они могли быть высоко оценены и в денежном выражении.
Борис Николаевич пытался продавать кожаные работы. Но с продажей не всегда все получалось так, как должно быть. Бывало, находились покупатели, не имеющие при себе денег. Просили в долг, уверяли в своей обязательности, честности, обещали либо вернуть картины, либо прислать плату за них. Получали работы, увозили и – пропадали навсегда.
В блокноте у художника остался список, озаглавленный горькими словами “Обманули. Надули: Рейн Анас – Эстония, увез кожаную работу, не вернул, не заплатил. Женя Купченко – Игарка, взял три кожаные работы, двадцать акварелей – не вернул. Игорь Шампурин, взял старинную нганасанскую трубку, не вернул…”
Что с этим поделаешь? Не будешь же ездить за всеми этими горе-покупателями. И мошенниками считать их не хочется, они казались такими порядочными людьми…”
Как бы то ни было, но работы канули в неизвестность. Горько от этого было художнику и обидно. Он не выказывал эту обиду никому – считал, что виноват сам, его наивность и доверчивость. И вера в людей. Как много раз они его разочаровывали! Он много раздумывал над тем, как можно изменить это положение. И вот после многих хлопот в феврале 1993 года в исполкоме Таймырского окрсовета было зарегистрировано малое семейное предприятие “Молчановы” с задачей поддерживать культуры малочисленных народов Таймыра.
Молчановы
Борис Николаевич обратился тогда к землякам с открытым письмом: “Дорогие земляки-северяне! Наше предприятие “Молчановы” организовано с благородной целью. В наши планы входит закуп произведений художников и мастериц Таймыра для их материальной поддержки и стимуляции их деятельности. Дальше – выставочная деятельность и пропаганда культуры северян через эти работы с их последующей реализацией.
Для осуществления этих планов нужны средства. Мы взяли небольшую ссуду в банке, но при нынешнем безудержном росте цен и скачущей инфляции ее недостаточно. Я обращаюсь к вам с просьбой поддержать наше начинание. Немного о себе. На сегодня мои работы, выполненные на оленьей коже-замше, не имеют аналогов в стране, а возможно, и за рубежом. И поэтому обладают огромным финансовым потенциалом. Думать так есть серьезные основания.
Совсем недавно одна молодая коммерсантка, купившая ранее мои работы за небольшие деньги, продала их за миллионы. Лично меня это не особо огорчило, потому что это может послужить рекламой. Зато я теперь знаю, какой может быть цена моим работам. Огорчает и смущает другое – желание коммерсантов обогащаться за счет моего творчества. Думаю, нечто подобное происходит и с работами других наших художников, резчиков и мастериц. Чтобы этого не допустить, и задумано наше предприятие…”
Этот замысел и хлопоты по его воплощению отняли у художника очень много времени. Его слушали, с ним соглашались, обещали поддержку, но реальной помощи Молчанов так и не получил. Ассоциация коренных народов Таймыра в качестве помощи передала предприятию “Молчановы” экспонаты передвижного этнографического музея (которые, кстати, сам Молчанов и собирал), а финансами помочь не смогла – у нее на первом месте была поддержка бедствующих тундровиков. Поэтому предприятию, так замечательно задуманному, не суждено было развернуться. И о судьбе картин, буквально выманенных в тот период у художника, даже он сам не знал. Остались только снимки некоторых из них. Фотокорреспондент газеты “Советский Таймыр” Александр Просеков сделал слайды и подарил их художнику.
Помогите узнать имена
Среди записей Бориса Николаевича сохранились немногие названия работ и их краткие описания. С их помощью искусствоведы Таймырского Дома народного творчества пытаются сейчас определить названия вернувшихся картин. Две из них уже идентифицированы – это “Пришельцы” и “Осенняя охота”. А еще две ждут своего определения. Может быть, кто-то из друзей или коллег художника видел, как они создавались, может, кто-то помнит, как называл их автор, – помогите найти их имена!
Главный чум ждет
На днях в этнографическом комплексе имени Бориса Молчанова прошла презентация работ мастера, и картины стали частью постоянной экспозиции. Главный чум полуострова приглашает всех, кому небезразлично развитие культуры северных народов, всех поклонников творчества нашего выдающегося земляка. Картины ждут вас – они созданы для нас – для тех, кто знает и любит Север, кто связан с ним сердцем и корнями, кто может понять тот дух Севера, который вложил в них мастер.
В этнографическом комплексе центральное место занимает самая мистическая картина – “Шаман”. Она обладает особым магнетизмом, притягивает внимание и буквально царит в зале. Более того, замечено, что шаман выражает свое отношение к окружающим. Да-да, у него меняется выражение лица! Он то угрюм и нахмурен, то безмятежно спокоен, а бывает – улыбается. И посетители задерживаются чаще всего именно у этой работы. Тихонько поверяют шаману свои тайны, высказывают просьбы, оставляют ему скромные подношения. И говорят, он помогает!
Так вот, когда к его подножию поставили только что привезенные картины, облик шамана выражал неподдельное удовлетворение. Домой, в родное гнездо, вернулись его собратья. Приходите и вы на свидание с необыкновенными творениями выдающегося долганского художника. Главный чум Таймыра, вся атмосфера которого насыщена памятью о замечательном мастере, ждет вас.
– Для Таймыра, особенно Таймырского Дома народного творчества – хранителя наследия северных мастеров, возвращение картин, безусловно, большое событие. “Кожами”, как называл свои произведения Борис Николаевич Молчанов, можно быть завороженным. А можно их и вовсе не понимать, – говорит Анна Вараксина, заведующая этнографическим комплексом имени Бориса Молчанова. – Искусство ведь субъективно, особенно в наше глубоко переходное и эклектичное время.
Пусть каждый решит для себя сам, что ценно, а что всего лишь человеческая блажь. И наша задача не слепая пропаганда исключительности долганского мастера. Удивительных людей огромное количество. Важно, чтобы появилось понимание: Борис Молчанов – художник иного духовного уровня. Вместе с кажущейся наивностью, первобытностью его работы несут энергию поколений, энергию предков.
“Пришельцы”
“Осенняя охота”
Картина с утраченным названием
0

Читайте также в этом номере:

Льдина встала поперек Енисея (Екатерина БАРКОВА)
Окончен школьный роман (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Медный встречает выпускников (Валентина ВАЧАЕВА)
Вечные ценности (Ирина БАХАРЕВА, специалист цеха обеспечения основного производства медного завода)
Детские мечты улетели в небо (Екатерина БАРКОВА)
Кризисы неизбежны (Ирина ГРОЗА, педагог-психолог Центра внешкольной работы г. Норильска, кандидат психологических наук)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск