Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кругосветка как перезагрузка
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
16 октября 2014 года, 13:42
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
Норильск стал конечной точкой кругосветного путешествия директора по персоналу Ольги МУХИНОЙ, а участники клуба-лектория “Обогатительная фабрика” – первыми слушателями ее истории, которая началась в один прекрасный день...
Осталась без работы, выплатила ипотеку, развелась с мужем… Самое время, чтобы начать жить с чистого листа. И, как героиня романа Элизабет Гилберт “Есть. Молиться. Любить”, отправиться в длительное путешествие, чтобы найти себя.
– Нет, “Есть. Молиться. Любить” немного не моя история. Там женщине сложно дается развод, и она очень переживает по этому поводу. Мы с мужем фактически разбежались за два года до моего путешествия. И ко времени моей “перезагрузки” уже стали друзьями. Еще одно отличие – то, что она с помощью путешествия сделала свою жизнь проще, ей больше не нужно было заниматься бытом, общаться со знакомыми, она старалась уйти от гнетущих мыслей, а у меня было малобюджетное мероприятие и активный поиск новых впечатлений. Но, конечно, мне тоже хотелось начать с чистого листа. Наверное, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда долгое время не происходит ничего нового: однообразная работа, схожие типажи людей, книги, мысли. И ты теряешь ощущение детства, – рассказывает Ольга.
Вот за этим самым ощущением 35-летняя женщина и отправилась в путь. Таиланд, Южная и Северная Америка, Новая Зеландия, Армения – всего в ее “багаже” 16 стран: переезды, перелеты, новые знакомства, ночевки в удивительных местах и дегустация неведомых продуктов.
– В одной из деревушек я столкнулась с тем, что ни один продукт мне не знаком, – говорит Ольга Мухина. – Но кушать что-то нужно, и вот начинаешь выбирать, пробовать и составлять свое мнение, основываясь на каких-то внутренних ощущениях. Это же касается других привычных для нас вещей – одежды, морали, менталитета. Нам, россиянам, может казаться что-то неэстетичным, неправильным, а у других народностей это общепринято, и наоборот. И вот научиться воспринимать все это безоценочно, с широко раскрытыми глазами – это самое интересное.
Интересного за семь месяцев накопилось так много, что хватило на добрую лекцию, с которой Ольгу пригласили в клуб-лекторий “Обогатительная фабрика”, совместный проект медиакомпании “Северный город” и “Норильского никеля”. Темой лекции стало понятие дауншифтинга как жизни ради себя, отказа от идеалов общества потребления, свободы самовыражения. В качестве эпиграфа к своему выступлению Ольга взяла цитату Герцена: “Нельзя дать внешней свободы больше, чем ее есть внутри”. Речь на лекции шла также об организации кругосветного путешествия. Норильчане – известные путешественники, отпуска имеют большие и ездят очень много, поэтому техническая сторона организации длительной поездки по странам и континентам интересовала слушателей особо.
“Спонсоров не ищу”
За время своего путешествия Ольга Мухина проехала более 80 тысяч километров, добывала еду в полинезийском буше, пила айявааску с шаманами Шипибо, спускалась в Гранд-Каньон, поднималась на Альтиплано, рассекала с ветерком по трассе 66, раздавала оплеухи в фавелах Лимы, прыгала с водопадов в Эквадоре, висела в струе воздуха от турбин “Боинга” в аэропорту принцессы Юлианы, посещала мюзиклы на Бродвее, храмы Камбоджи и пляжи Самоа, фотографировалась с футбольными болельщиками из Аргентины на географическом пупе земли, а также исполнила мечту менеджера среднего звена – иметь две пятницы на неделе. (К сожалению, это максимальное число пятниц на неделе, которого можно достичь пересечением линии дат.) И конечно же, знакомилась с массой интересных людей – как оседлых, так и путешествующих.
– У меня не было четко продуманного плана, и я не хотела ни от кого зависеть, поэтому не искала спонсоров для своего путешествия. Сегодня можно заключить договор с производителями туристической одежды, фототехники, сотовыми операторами, но это влечет необходимость учитывать их интересы. Как-то раз через Facebook меня нашел один миллионер и предложил путешествовать на его яхте. Это было весьма заманчиво, если бы не рейдер, выдвинутый миллионером. Мне не хотелось жить по чужим правилам, поэтому я предпочла разумное распоряжение теми 20 тысячами, что высылали мне мои квартиросъемщики, и небольшими гонорарами за статьи в журнале “Директор по персоналу”.
К слову, Ольга – дама ростом полтора метра, не имеет водительских прав, не умеет ездить на велосипеде, знает английский не в совершенстве, не имеет внешних источников финансирования, может поднять не более десяти килограммов, никогда не занималась спортом, склонна просыпать вылеты и терять документы. И она совершенно не собиралась прославиться на весь мир. Путешествовала для себя, на свои деньги, а в Facebook писала и постила фотографии – для мамы. Чтобы та знала, где находится ее дочь, и не волновалась. Поэтому то, что за ее передвижениями стали наблюдать 500 подписчиков Facebook, стало для нее неожиданностью.
Работодатель тоже человек
– Моей давнишней мечтой является кругосветное путешествие. И я к этому делу долго подхожу. Потому что должны быть, во-первых, деньги, во-вторых, визы и, самое главное, время – 7–9 месяцев, которых нет у социально адаптированных людей. Потому что надо растить детей, заботиться о родителях, ходить на работу и так далее. У нее так совпало, что обязательств не было, и она поехала “перезагружаться”. И я ей по-хорошему завидую. Когда-нибудь я это повторю. И супруга меня в этом поддерживает. Мы же все время вместе шатаемся по окрестностям, даже если эти окрестности в Америке, – говорит издатель и краевед Станислав Стрючков.  
После полугода постоянных передвижений в жизни Ольги наступил момент, который настигает, наверное, каждого путешественника.
– Я была в Рио-де-Жанейро, где есть две замечательные горы, куда забраться своим долгом считает каждый турист. Но мне не хотелось. Я поняла, что наступило перенасыщение новыми местами, людьми, событиями. Я вторую неделю лежала на пляже и никуда не хотела. И тут раздался звонок от директора одной питерской компании, куда меня пригласили на собеседование. Я объяснила, что мне несколько проблематично сейчас попасть в Санкт-Петербург, но мой, как оказалось потом, новый начальник любезно предложил купить билет из Америки. И вот в октябре я переезжаю в Питер – единственный город, в котором мне захотелось остаться за все время моего путешествия, и выхожу на работу.
Ольга утверждает, что путешествия не могут навредить карьере.
– У моего работодателя была свободная вакансия, на которую претендовали три женщины, все умные, хорошие и профессионалы своего дела. Но одна хотела очень много денег, у другой на руках маленький ребенок, а третья – я – находилась в кругосветном путешествии. И это оказалось моим преимуществом при найме. Путешествие рано или поздно закончится, и человек со свежими силами может приступить к работе. А работодатель такой же человек, как и все, и он наверняка тоже желает отправиться в путешествие, но не может по каким-то причинам. А так у него теперь будет возможность послушать, как живут люди в других странах, – улыбается Ольга.
Норильчане, пришедшие на “Обогатительную фабрику”, тоже с нетерпением ждали эту встречу.
– Я очень хотела познакомиться с Ольгой, потому что сама нынче летом практиковала путешествие по России с минимальным бюджетом. За два с половиной месяца объехала полстраны – была в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Краснодаре, Ростове, Астрахани – и испытала те чувства, о которых говорила Ольга Мухина: все не так страшно, как кажется. Главное, переступить через этот страх, начать – и вы встретите много хороших добрых людей, готовых помочь. Даже если у вас совсем нет денег. Ездить можно автостопом, а жить у путешественников. Целью моей поездки было понять, что есть свобода, в чем смысл моей жизни, чего я по-настоящему хочу, тем ли занимаюсь в жизни. Я немного приблизилась к ответу на эти вопросы, потому что путешествия, люди, которые тебе встречаются во время этих путешествий, их образ жизни очень помогают прийти к самой себе, – говорит преподаватель НИИ Надежда Лешкович.
Тур выходного дня
По традиции спикерам “Обогатительной фабрики” в их норильской поездке тоже скучать не приходится. Благодаря участию в проекте у них появляется возможность узнать Норильск изнутри, получить какое-то сугубо личное северное впечатление, а организаторы клуба-лектория придумывают необычные события для необычных людей: устраивают офф-роуд-пикник в тундре, купание в клубе моржей или посещение уникальных производственных предприятий “Норникеля”. А что может быть интересно для путешественницы? Естественно, путешествие, знакомство с другими народами и их культурой. Поэтому в воскресенье Ольга Мухина и все резиденты клуба-лектория отправились в “путешествие выходного дня” в Дудинку, где накануне открылась  национальная площадка, созданная по проекту “Таймыр-Моу” – “Земля Таймыр”. Городской центр народного творчества Дудинки выиграл один из крупных и долгосрочных грантов “Норильского никеля” в рамках конкурса “Nаше будущее – Nаша ответственность”.
В этническом комплексе участников интеллектуальной фабрики встретили представители коренных малочисленных народов Таймыра. Вместе они славили богов огня и солнца, исполняли ритуальные действия, загадывали желания, которые, как обещают хозяева этой земли, обязательно сбудутся. Хозяйки чумов гостеприимно приглашали гостей в свои жилища.
Мария Чепалова самая молодая из них. Она представительница народа нганасан. В 2008 году с мужем и тремя маленькими детьми она переехала из поселка Усть-Авам в Дудинку.  
– Меня с детства всему научили: и шить, и готовить, и чум ставить – это же издревле была обязанность женщин. Но сейчас уже более современным наш мир становится, в поселках пользуются Интернетом, ездят на современных снегоходах, мужчины помогают ставить чум, – рассказывает нганасанка.
Мария работает в детском саду и своих детей приучает к труду и национальным традициям: старший сын может и уху сварить к приходу мамы с работы.    
– Мне важно развитие нашей самобытной культуры. Сейчас хожу на курсы вязания, планирую дочке валенки вышить национальными нганасанскими узорами. Дома, конечно, готовим северную пищу.
Гостей “Таймыр-Моу” тоже угостить не забыли – накормили вдоволь сагудаем, строганиной, юколой. Горячая уха с мороза хорошо пошла. К чаю – морошка, брусника, красная смородина.
После чего радушные хозяева торжественно приняли путешественницу и гостью Таймыра Ольгу Мухину в таймырцы и вручили в подарок колоритную флешку, вырезанную из рога оленя.
Русский Мордор
– Когда я поехала в Норильск, мне все говорили: “Сейчас ты едешь в русский Мордор”, а в Мордере оказались цветные дома, очень приятные люди и вкусная рыба. Я вообще первый раз за Полярным кругом. Правда, в отличие от многих людей у меня не было мечты попасть на Крайний Север. Я выросла в средней полосе России с зимой и морозами, поэтому всегда стремилась попасть туда, где тепло. Конечно, мне жутко повезло, что я именно здесь окончила свое кругосветное путешествие. И мне бы хотелось когда-нибудь попасть сюда в другое время года и остаться на более долгий срок, может быть, пожить в чуме в тундре. Но меня удивило, что большая часть норильчан никогда не видели живого оленя, а многие даже не были в Дудинке. Притом что большинство иностранцев, которые не очень владеют ситуацией, думают, что у нас медведи и олени ходят по улицам, – говорит Ольга Мухина.
Гостья “Обогатительной фабрики” рассказала о разнообразных культурных стереотипах и байках, которые ходят в других странах про Россию. Например, в одной стране ее спросили, как много у нас в лесу крокодилов. И очень удивились, что их нет. Но большинство иностранцев продолжают думать, что у нас вечная зима и русские ходят в шапках-ушанках и отапливают свои дома углем. Многие задают вопросы в связи с украинским конфликтом, при этом считая, что Украина – это часть России, а Крым – маленькая страна, которую недавно захватили.
– Меня удивила наша схожесть с американцами. Мне всегда казалось, что они очень патриотичные, любят своего президента и всячески поддерживают политику страны, но оказалось иначе. Многие нелестно высказываются о президенте, ругают правительство, мечтают о какой-то несуществующей лучшей жизни, так же как в России.
Впрочем, культурные мемы касаются и Норильска. Ведь большинство приезжих считают норильчан практически невыездными. В действительности же северяне – “нация настоящих путешественников”. Даже среди гостей “Фабрики” было много тех, за чьей спиной уже не одно путешествие.  
– Мне очень интересно встретиться с женщиной, которая в одиночку совершила кругосветное путешествие. Для меня это мечта. И эта маленькая хрупкая женщина в моих глазах настоящая героиня. Больше 15 лет назад  я начинала читать еще Шанина, которого упоминала Ольга. И в те постсоветские времена все это вызывало у меня восторг и понимание того, что это все можно осуществить. И с этой мечтой я начала путешествовать сама с маленьким ребенком. У меня за спиной 40 стран, поэтому нового для себя особенно не открыла – те проблемы, с которыми она столкнулась, я с ними сталкивалась не раз. Но мне просто интересно было с Ольгой встретиться, вдохновиться, когда-нибудь и я так смогу, – рассказывает Светлана Богданова, сотрудница управления общественных связей администрации Таймырского муниципального района.
Шепот шамана
После насыщенной программы на национальной площадке “Таймыр-Моу” наша героиня и “фабриканты” отправились в Таймырский музей.
Новый музей в Дудинке строили долго. Речь о необходимости его строительства зашла еще в 1982 году, в течение десятилетия предлагались и согласовывались концепции его возведения, и в 1992 году был заложен фундамент. Строительство возобновили только через десять лет, в 2003 году, и весной 2009-го монументальное сооружение было торжественно открыто.
Музей поистине уникальный, охватывающий все деятельности региона, красивый, современный. Как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И в случае с Таймырским музеем – это, как никогда, оправдано.
Из того что поразило больше всего – это коллекция культовых предметов малочисленных народов Таймыра, которая насчитывает 262 единицы. В том числе уникальные – обрядовая одежда, которая состоит из парки, нагрудника, обуви, головного убора последнего нганасанского шамана Тубяку Костеркина. За стеклом воссоздана картина камлания. Шаман привязан цепью, потому что может не вернуться из нижних миров. Родственники шамана, который самовольно отрекся от столь почетного титула, могут бесплатно посещать музей – есть поверье, что, пока в проявленном мире существует одеяние шамана, он жив. Фотографировать эту экспозицию нельзя.
– Я впервые в Таймырском краеведческом музее и приятно удивлен. Такой музей легко составит конкуренцию многим столичным и европейским, – делится впечатлениями главный менеджер департамента общественных связей ГМК “Норильский никель” Реваз Юсупов. – Если говорить о проекте “Таймыр-Моу” – это первый на Таймыре этнический комплекс, призванный популяризировать быт и обычаи народов Севера. Надо понимать, что “Норильский никель”, будучи ответственным за разные стороны жизни регионов – как производственные, так и социальные, поддерживает малые народы через свои грантовые благотворительные программы, признает права этих этносов на самобытность и оказывает поддержку инициативам, направленным на сохранение их культуры. Мы рассматриваем возможность проведения проектов на федеральном уровне, призванных продемонстрировать широкой общественности особенности этих народов. И это очень правильно, так как этносы являются коренным населением Арктики – региона, в котором ведет свою деятельность компания. Национальная площадка – это очередной и, я уверен, не последний проект по поддержке народов Таймыра. Мне кажется, что любому человеку интересно было бы побывать в таком уникальном месте.
Проспорила
Уставшие и довольные путешествием возвращаемся в Норильск. Но у Ольги Мухиной, как оказалось, было еще одно невыполненное дело в Заполярье – на пари облиться холодной водой на морозе.
– На это действо меня побудил мой друг из Австралии. Он спросил, что такого особенного делают русские люди? Я рассказала, что на Крещение мы купаемся в проруби. Тогда он на слабо предложил мне облиться холодной водой на морозе. В ответ он должен продать десять моих изделий по 200 долларов каждое. Но я пока ничего не сделала своими руками, – смеется героиня.
Облиться решено было у крыльца медиакомпании “Северный город”. И когда любопытствующие закрывали носы варежками, натягивали шапки и кутались в шарфы, Ольга, выйдя на улицу в купальнике, произнесла бодрую речь про то, что, находясь на краю света, она таким образом заканчивает свое кругосветное путешествие. Но все уже просили скорее вылить на себя ведро воды и бежать греться. Что и было бесстрашно совершено.
– С удовольствием хожу на “Фабрику”, потому что там каждый раз новые интересные люди. В этой героине мне понравилось то, что она не боится жить. Она готова к импровизациям и сумасшедшим поступкам. Как говорит Ольга, вначале ты создаешь образ, как тебе хотелось бы жить, а потом по этому образу живешь. Я тоже так стараюсь. Мы недавно проснулись в день рождения супруги, и я ей говорю: “Полетели куда-нибудь?” И мы взяли наших троих детей и рванули в Анапу, – рассказывает Виталий Андреев, руководитель автошколы “Автокурсы №1”.
После героического обливания Ольга Мухина ответила, что это так же просто, как и все остальное, как кругосветное путешествие, как знакомство с новыми людьми.
– Я люблю необязательные вещи, безумных людей, дурацкие споры – со всем этим жизнь становится свободнее и веселее.
В роли лектора Ольга впервые
Звук бубна отгоняет злых духов и оздоравливает тело
Окропить землю таймырской водой, чтобы дорога была легкой и удачной
0

Читайте также в этом номере:

Собирается команда (Евгения СТОРОЖКО)
Я в ремонтники пойду (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Кадры подрастают (Марина БУШУЕВА)
Куда всё катится (Вера КАЛАБЕКОВА)
Полтора месяца первый (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Знак уважения (Лариса ФЕДИШИНА)
Всю жизнь на печках (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
И про пасть (Лариса ФЕДИШИНА)
Ниже эпидпорога (Валентин ПЕТРОВ)
По ряду причин (Екатерина БАРКОВА)
Настойчивые и непоколебимые (Валентина ВАЧАЕВА)
В Норильск, к учителю (Екатерина БАРКОВА)
Они видели овцебыка (Марина БУШУЕВА)
Проверка на прочность (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Для финала десяти мало (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск