Мурманск – Норильск. Все свои!
ГОСТЬ «ЗВ»
9 марта 2010 года, 14:32 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
|
«В каждом человеке есть хорошее, и это хорошее нужно вытягивать на поверхность. Если говорить человеку о том, какой он замечательный, он станет еще лучше», – считает генеральный директор мурманской телекомпании «ТВ-21» Светлана СОЛДАТОВА. Человек с таким мироощущением просто создан для того, чтобы по-хорошему заводить всех и вся. Светлана и заводит, да как!
Вот наши доказательства Светлана Солдатова – наша коллега, журналист, генеральный директор мурманской телекомпании «ТВ-21» и вдохновитель Международного фестиваля «Северный характер». А еще она замечательный, неравнодушный человек. К счастью для мурманчан, ее неравнодушие подкреплено энергией, инициативой, верой в себя и других. Оказывается, Мурманск и Норильск очень похожи. Может, люди там и не стремятся покинуть родной город, но так же сетуют на зарплату, которая никогда не бывает большой, низкую культуру, окурки на лестничной площадке… Так же жалуются, что некуда пойти, нечем себя занять и «хорошо там, где нас нет». В общем, вопрос, как говорится, назрел и требовал решения. И если у кого-то имеются сомнения, что маленький коллектив может реально что-то изменить, вот вам наши доказательства. «Может» – не то слово. – Идея социальных проектов родилась не на пустом месте. Люди явно стали ко всему относиться потребительски, жалеть себя, потеряли радость жизни. И мы решили, что неплохо было бы придумать что-то такое, что заставило бы человека уважать самого себя. А надо сказать, что лучшие человеческие качества в первую очередь проявляются в каких-то поступках, – рассказывает Светлана Солдатова. В 2006 году телекомпания «ТВ-21» запустила проект «Наши дети», рассказывающий о детях из Мурманского дома ребенка. Там не было жалостливых или слезливых сюжетов о том, как обошлась судьба с несчастными ребятишками. Журналисты пошли от обратного и рассказали о малышах как о подарках судьбы. Всего 28 телепортретов детей от рождения до трех лет. – Через полгода мы решили вернуться к нашим ребятишкам и показать, как они выросли. Приехали, а нам главный врач и говорит: «Нет детей! Все 28 малышей разобраны». Такое произошло впервые в Мурманской области! Проект получил приз Союза журналистов России «Лучшая журналистская акция года», и мы поняли, как велика действенность нашего доброго слова, – вспоминает Светлана. Сухая попа Следующий проект телекомпании стал отголоском всероссийской акции «Сухая попа». Журналисты выяснили, что в областных домах ребенка и детских больницах нет памперсов. И не потому, что нет денег, а потому, что реестры на закупки товаров для больниц составлялись еще в 70-е годы, когда и самих памперсов в России не было. – Мы об этом рассказали. И сделали опять же акцент не на том, что вот есть несчастные дети, которые лежат все обкаканные, а на том, какие замечательные люди мурманчане, какие они великодушные, готовые прийти на помощь. И люди почувствовали, что через такую мелочь – покупку памперсов – можно стать лучше, чище, добрее. К акции присоединились и региональные телевизионщики. В каждом городе Мурманской области с экрана телевизора людей начали призывать помогать больницам и домам ребенка. В итоге было собрано три с половиной тысячи упаковок подгузников, что сняло проблему на полтора года. После чего вопрос уже был решен областным правительством. – Мне всегда казалось немного неправильным, что у телезрителя выжимают слезу: вот несчастные брошенные дети, умирающие старики. Все журналисты знают, как это просто сделать, особенно если сгущать краски: вот дедушка живет один, дети его ненавидят, а он ведь ветеран войны, и так далее… Но невозможно же все время «мочить» зрителя. В конце концов он переключится и уйдет с канала. А этого мы себе позволить не можем. Потому что люди Светлана Солдатова считает, что время СМИ, зарабатывающих себе репутацию «страшилками», подходит к концу, так как ни один нормальный человек не может вынести того, что каждый день на него обрушиваются несчастья. А вот стремление попытаться сделать кого-то счастливее присутствует в каждом. – Мы понимаем, что не можем решать глобальные проблемы, но мы способны внести свою маленькую лепту. У нас в детской городской больнице есть отделение онкогематологии. Мы приехали туда в мае прошлого года и ужаснулись, насколько все было пропитано тоской и безысходностью: стены, выкрашенные в голубой цвет, пустые больничные палаты, скучный серый холл, где два мальчика уныло гоняли маленький шарик… И журналисты придумали акцию «Радость жизни». Но не стали собирать деньги, сколачивать мебель, приобретать компьютеры, а предложили всем желающим подарить день радости этим детям. Откликнулись очень-очень многие. За три месяца было проведено 28 праздников, включая экскурсии по городу и на ледокол, поездки в тропические купальни, просмотры фильмов. Многие приходили и до сих пор приходят к детям с концертами и спектаклями. Так что когда через несколько месяцев телевизионщики приехали в больницу, отделение онкогематологии было не узнать: в холле располагалась выставка картин, которую сделали дети совместно с педагогами, пришедшими к ним в рамках акции, появился компьютер, куча настольных игр – там закипела жизнь. Так локальная акция переросла в народное движение. – Наши акции стали вызывать слезы, но слезы не огорчения, а радости, какого-то очищения. Каждый понял, что он может позвонить, прийти, что-то сделать, и люди потянулись. Ведь глубоко в каждом человеке есть это православное мышление, понимание того, что нельзя быть жадным, алчным, нельзя все время думать, что вокруг одни воры и ненавистники. Нужно сказать, что люди, которые совершают добро, на себе ощущают некую благодать. Не могу сказать, что я глубоко верующий человек, но мне кажется, что людям воздается за их поступки. Светлана искренне убеждена: человек не так плох, каким он себе порой кажется. В каждом непременно есть хорошее, нужно только вытащить это наружу. – Ведь, согласитесь, лучше жить с ощущением того, что день прожит не зря. Надо только это чувство поймать и получить от него удовольствие. Обычна в своей драматичности Помимо социальных акций Светлана Солдатова является идейным вдохновителем и организатором Международного фестиваля «Северный характер» – его избранные фильмы норильчане могли увидеть в рамках фестиваля «СЕВЕР.док». – «Северный характер» родился из желания продолжить Баренц-фестиваль, который в свое время проходил в Швеции, Норвегии и Финляндии. После того как он прекратил свое существование, журналисты телекомпании «ТВ-21» решили унять тоску по культуре, создав собственный фестиваль документального кино. Вначале иностранцы с подозрением отнеслись к фестивалю – ну что там русские опять придумали? Но все же приехали, посмотрели… И попросились на второй фестиваль. – Конечно, наши фильмы легко отличить от финских, норвежских, шведских. Иностранцы очень внимательны к деталям, подробностям, они считают, что человеческая жизнь интересна сама по себе. Наши фильмы по большей части страдают плохим звуком и заданной публицистичностью. Зарубежные коллеги наблюдают жизнь, и за этим рождается идея, у нас же, наоборот, есть идея, а уже под нее подгоняется жизнь. – Но им нравятся наши фильмы? – Они ценят русскую драматургию, им этого не хватает. Особенно отмечают сюжеты, где присутствует событие, кардинально меняющее жизнь героев. Их шокируют, к примеру, фильмы про заброшенные поселки, про солдат, вернувшихся из Чечни. Видимо, иностранная действительность дает мало поводов для страха и слез. Город удивительный! Мурманчане восприняли фестиваль «Северный характер» неоднозначно, ведь документальное кино – не мейнстрим. Некоторые фильмы сложны для понимания, требуют умственного напряжения, знания исторических событий… – Документальное кино разное. Но хочу сказать, что российская документалистика очень выросла за последние годы. Во-первых, технически она становится профессиональнее, а во-вторых, что меня очень радует, выходит из той ниши, которую можно определить, как «тоска по России». У нас же очень много фильмов про разрушенные церкви, плохие дороги и бедных несчастных людей, которые вынуждены жить в такой стране. Но жизнь в России настолько драматична, что в своей драматичности обычна, поэтому фильмом о жизни в коммуналке никого не удивить. Показывать бомжей, спивающихся алкоголиков, Кавказ – это все уже тоже было. Хочется каких-то новых решений и хорошего документального кино, позитивного, после которого хотелось бы жить. Но проблема российского документального кино в том, что мы не можем уловить тренды, современные тенденции. – Хорошее документальное кино наверняка и в Норильске можно снять – фактуры у нас предостаточно. Кстати, какие у вас впечатления о городе? – Впервые я побывала в Норильске летом 2006 года. Тогда меня чрезвычайно поразила жизнь, которая начиналась после 11 часов вечера. Было жарко, народ вышел на улицы, шумели какие-то палатки, в которых жарили шашлыки, гуляла молодежь, мамочки с колясками – и это продолжалось всю ночь. В Мурманске летом тоже полярный день, но там такого нет! Там летними ночами хорошо снимать рекламные ролики и фильмы про вымерший город, настолько он делается пустынным. На этот раз мне Норильск рассмотреть, к сожалению, не удалось – все время стоял туман. А вот люди, на мой взгляд, здесь замечательные: в аэропорту перед посадкой на рейс смотрю – это же мурманчане! Все свои. Беседовала Марина БУШУЕВА |
0 | Твитнуть |