На чем свет стоит
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
18 декабря 2014 года, 13:29 Фото: Алексей АРЛЮКОВ Текст: Елена ПОПОВА
|
О том, почему важно вести учет ресурсов, как повышают надежность энергосистемы на территории, реально ли решить проблему неплатежей населения, в канун профессионального праздника – Дня энергетика “Вестнику” рассказал генеральный директор ОАО “Норильско-Таймырская энергетическая компания” Андрей ЕГОРОВ.
– Андрей Юрьевич, с самого своего основания энергосистему Заполярья называли уникальной. Что сегодня входит в состав Норильско-Таймырской энергетической компании? – Территория, на которой осуществляет свою деятельность НТЭК, простирается от Красноярска до Норильска. Можете себе представить масштабы! Ключевые предприятия НТЭК – это пять электростанций. Из них три теплоэлектроцентрали – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3. Две гидроэлектростанции – Усть-Хантайская и Курейская. Помимо этого в состав НТЭК входят производственные предприятия, которые занимаются передачей энергоресурсов, а именно: “Высоковольтные сети” и “Тепловодогазоснабжение”, а также ПТЭС Дудинки, предприятие “Энергосбыт”, АТП и КОП. В Норильско-Таймырской энергетической компании сегодня трудятся 4000 человек. Основная деятельность предприятия связана с производством и транспортировкой потребителям энергоресурсов. Помимо этого НТЭК занимается еще и подготовкой воды питьевого качества. Аналогов нашему предприятию нет нигде в России. Мы обеспечиваем теплом, светом, водой предприятия и учреждения, расположенные на территории Норильска и его районов, городов Дудинки и Игарки, поселков Светлогорск и Снежногорск. Однако большую часть нашей продукции, конечно же, потребляет Заполярный филиал и дочерние общества компании. – Штатная численность НТЭК за последние годы сократилась? – Безусловно, за счет определенных оптимизационных мероприятий число работающих на предприятии значительно уменьшилось. К примеру, только за последний год численность сократилась на 350 человек. В частности, из состава НТЭК было выведено одно подразделение, которое в свое время называлось ТЭВК – трест “Энерговодоканал”. Это предприятие занималось тепловодоснабжением городских сетей и частично обслуживало электрические сети. – Благодаря чему стало возможным сокращение этого подразделения? – Мы перераспределили часть тарифной составляющей на воду, тепло и электроэнергию в цене стоимости транспортировки по городским сетям в пользу муниципального унитарного предприятия “Канализационно-очистные сооружения”. По договоренности с администрацией Норильска мы передали в МУП “КОС” часть своих доходов и, соответственно, потребность в людских и других ресурсах. Я считаю, это правильно, потому что изначально целью создания такого дочернего подразделения “Норильского никеля”, как НТЭК, было обеспечение энергоресурсами Заполярного филиала и предприятий группы компании. Просто исторически сложилось так, что норильские энергетики занимались и промышленной зоной, и городской. Сегодня мы частично от этого ушли. С другой стороны, не могу сказать, что это каким-либо образом повлияло на наши обязательства перед городом. Обеспечение энергоресурсами населения по-прежнему является для нас приоритетным. Подразделения НТЭК обслуживают практически все магистральные тепловые и электрические сети на территории Большого Норильска. А по сути, выполняют те функции, которые не характерны для энергетиков других регионов России. Ресурсы нужно считать – Сегодня в стране большое внимание уделяется экономии энергоресурсов. Как это коснулось вашего предприятия? – Самым непосредственным образом. Как я уже сказал, НТЭК является основным поставщиком энергоресурсов на территории. И, естественно, для нашего предприятия важно, чтобы с нами рассчитывались ровно за то количество энергоресурсов, которое мы отпускаем потенциальному потребителю. Для того чтобы это происходило корректно, нужно прежде всего понимать, о каких цифрах идет речь. Сколько нами произведено электроэнергии, тепла, воды, какой объем доставлен потребителям. Добиться этого можно только с помощью реконструкции объектов и реализации программ энергосбережения. Поэтому сейчас мы воплощаем в жизнь несколько крупных проектов, которые позволят нам корректно с коммерческой точки зрения посчитать, сколько мы реально энергоресурсов производим и передаем потребителям. Один из них должен быть завершен в первом квартале 2015 года. И второй крупный проект, касающийся всех ТЭЦ Норильска, будет реализован к концу следующего года. Хотелось бы отметить: очень много в этом отношении делает Заполярный филиал. В частности, сейчас на всех предприятиях принята комплексная программа по установке коммерческих узлов учета. Город пока в этом отношении несколько отстает, но и здесь понемногу приходят к пониманию: необходим контроль энергоресурсов. Явно идут неучтенные потери по всей цепочке – от генерации до конечного потребителя. Поэтому нужно сделать учет коммерческим. Чтобы каждый понимал, за что он должен заплатить. И где он может сэкономить. – На многих предприятиях ЗФ идет модернизация и автоматизация производства. Что в этом плане делается в НТЭК? – В Норильско-Таймырской энергетической компании реализуется несколько крупных инвестиционных проектов, которые в том числе касаются автоматизации производственных процессов. В частности, ведется установка автоматизированных систем управления, увеличивающих надежность передачи энергоресурсов с Курейской и Хантайской ГЭС до конечного потребителя в Норильском промышленном районе. Думаю, нет необходимости объяснять, насколько важно надежное обеспечение энергоресурсами в условиях Крайнего Севера. В компании это хорошо понимают. “Норильский никель” в последние годы вообще уделяет энергетике большое внимание. НТЭК не может пожаловаться на то, что предприятию на что-то не выделяют средств. Так, почти два миллиарда рублей компания потратила на три проекта, связанных с закрытием никелевого завода. Первый проект – АСДУ – автоматизированные системы дистанционного управления. Установка четвертой трансформаторной подстанции “Опорная”, которая находится в районе Надеждинского металлургического завода. И еще один проект – РЭС (реконструкция электрических сетей), благодаря которому появились две дополнительные линии электропередачи на площадке “Надежды”. В этом году мы должны его закончить, ввести объект в эксплуатацию. Таким образом на НМЗ вместо двух линий электропередачи появится четыре, что значительно увеличит надежность работы предприятия. Остальные проекты должны быть завершены в 2015 году. Такая задача поставлена перед нами компанией. К общей цели – ТЭЦ в Норильске работают уже много десятков лет. Фасад первой теплоэлектроцентрали был построен еще в сороковых годах. И конечно же, многих норильчан волнует вопрос: как обновляется оборудование? Можно ли не опасаться аварий? – Зарекаться в жизни ни от чего нельзя. Любое оборудование не застраховано от сбоев в работе. А кроме того, существует еще такое понятие, как человеческий фактор. Зачастую именно это срабатывает как первый шаг при всякого рода инцидентах и авариях. Тем не менее мы считаем, что риски остановки работы оборудования в том состоянии, в котором оно есть сегодня, минимальны. Я повторюсь, компания “Норильский никель” много вкладывает в энергетику региона. Большие усилия прикладываются к тому, чтобы добиться снижения количества отказов оборудования, увеличения надежности энергоснабжения. В НТЭК разработаны серьезные перспективные программы ремонтов, инвестиционные проекты. Учитывая, что наше предприятие входит в группу компаний “Норильский никель”, они тесно взаимосвязаны с новой стратегией развития компании, рассчитанной до 2025 года. И естественно, ориентированы на достижение общей цели. – Как вы оцениваете прошедший год для НТЭК? И какими видите перспективы? – Сегодня ни для кого не секрет, что с октября 2012 года для норильских энергетиков начались непростые времена. Причина – критически малое количество осадков. Ситуация усугубилась весной и летом 2013 года, когда в связи с низким уровнем воды в реке на территории Норильска был введен режим повышенного уровня готовности. Благодаря совместным усилиям компании и администрации города проблему удалось решить: в районе водозаборов №1 и №2 была построена дамба. После чего мы вошли в трудную зиму 2013/14 года, в полной мере осознавая серьезность проблемы. После того как режим повышенной готовности по воде сняли, был введен аналогичный режим по газу – ТЭЦ работали в усиленном режиме и потребляли топливо выше обычных нормативов. Пришлось увеличивать количество завозимого в Норильск дизельного топлива. Это была нештатная ситуация для нас. С другой стороны, я считаю, та зима стала очень значимой, так как она показала, насколько компания и власти города могут взаимодействовать друг с другом, чтобы решить сложную проблему. Для многих городов это не характерно… Что же касается нынешней зимы, то, я считаю, мы выходим достаточно успешно из той тяжелой ситуации, которая сложилась в предыдущий период. В этом году все было с точностью до наоборот. Видимо, правильно говорят: природа не терпит пустоты. Летом и осенью количество осадков в несколько раз превысило все средние многолетние показатели. Получилась в своем роде некая компенсация. Эта ситуация нас многому научила. – А можно ли заранее подготовиться к нестандартным погодным ситуациям? – Долгосрочных прогнозов никто не дает. Мы обращались во многие специализированные гидрометеорологические институты, которые занимаются такой деятельностью. Как планировать работу – никто сказать не может. Максимум, что могут сделать, – предоставить информацию, какое количество осадков с какой вероятностью выпадет в течение месяца. Тем не менее у нас сейчас налажено тесное сотрудничество с различными институтами. Мы ведем постоянный мониторинг количества осадков в нескольких контрольных точках на территории региона. Включая Светлогорск и Снежногорск. Это дает нам возможность планировать ремонты. Сводки получаем, сравниваем друг с другом. И какую-то картину для себя рисуем, как ситуация будет развиваться дальше. Добиться результата можно – В прежние годы норильские энергетики очень часто говорили о такой проблеме, как задолженность населения перед ресурсоснабжающей организацией. Этот вопрос по-прежнему актуален? – К сожалению, это проблема, которую не так просто решить. Совместно с администрацией города мы пытаемся найти пути, как повысить собираемость платы с населения за энергоресурсы. Понятно, что с Заполярным филиалом проблем нет. Мы всегда рассчитываемся вовремя друг с другом. С населением гораздо сложнее. Многие жители относятся к энергоресурсам как к солнцу, то есть как к само собой разумеющемуся. Солнце светит – и так должно быть всегда. У каждого своя точка зрения на то, когда и сколько он должен платить за тепло, свет, воду. При таком подходе долги перед энергетиками растут. Получается, что в течение года мы предоставляем беспроцентный кредит управляющим компаниям. Но у нас не банковское учреждение! Поэтому мы очень рассчитываем на то, что создание расчетно-кассового центра, который предполагается открыть в Норильске в 2015 году, поможет решить эту проблему. Оттуда деньги будут поступать непосредственно энергоснабжающему предприятию, а не оседать в управляющих компаниях. – То есть проблема, в принципе, решаема? – В России есть регионы, где собираемость платежей с населения за энергоресурсы составляет 97,5%. Как показывает практика, добиться такого результата можно, если осуществить переход к прямым взаимоотношениям с жителями многоквартирных домов, минуя управляющие компании. Собственно, у нас уже был такой период, когда мы, как ресурсоснабжающая организация, могли напрямую заключать договор с каждым жителем города. Да, это хлопотно, но результат был налицо. Человек знал, что отдает деньги не посреднику, а непосредственно той организации, которая производит энергоресурсы. – Создание расчетно-кассового центра как-то отразится на тарифах? – Подчеркну, это будет муниципальное предприятие, а не частная компания. Если же говорить про стоимость энергоресурсов в следующем году, то она повысится в любом случае. Независимо от того, есть РКЦ или нет. Другое дело, что та доля, которую НТЭК будет платить за обслуживание в РКЦ, мизерная. Максимум полтора процента от общей суммы. В тарифе, который мы сегодня формируем за каждый энергоресурс, уже заложено обслуживание управляющих компаний. Получается, что эта доля просто перераспределится – то есть ее будут получать не управляющие компании, а РКЦ. – А что влияет на тарифы? – Самая главная причина – инфляция. Мы должны каким-то образом покрывать рост своих затрат. Стоимость газа, запчастей, материалов, заработная плата персонала – все увеличивается. Все эти данные мы отправляем в региональную энергетическую комиссию (РЭК) в Красноярск, где их учитывают при изменении тарифа на энергоресурс. При этом надо понимать: регулирование цен на энергоресурсы возложено на органы федеральной власти, этот процесс всегда контролируется государством. Наше предприятие самостоятельно тарифы не устанавливает. Причем даже если себестоимость предоставляемых нами услуг вырастет в несколько раз, тарифы для населения не могут поднять больше чем на 15 процентов в год. Чтобы смены проходили спокойно – НТЭК – огромное предприятие. Квалифицированных кадров сегодня хватает? – Эта проблема общая для большинства предприятий в регионе, не только для энергетиков. Текучесть кадров на нашем предприятии значительная: в год увольняется более 300 человек и примерно столько же устраивается на работу. При этом квалифицированных специалистов-энергетиков и рабочих необходимого профиля в Норильске действительно найти очень тяжело. Поэтому мы заранее мониторим рынок выпускников специализированных вузов в нашей стране. Из Москвы, из Санкт-Петербурга на Север сегодня, конечно, едут не так охотно. Зато приезжает молодежь из Красноярска, Иркутска и других городов Красноярского края, Иркутской области, Забайкалья, где есть сильные институты, выпускающие достойных специалистов. Мы сотрудничаем как с институтами, так и с органами занятости населения различных регионов РФ. Активно используем для привлечения персонала средства массовой информации, интернет-ресурсы. Как и на других предприятиях компании, в НТЭК разработана программа привлечения молодых специалистов, программа содействия вновь принятым из других регионов РФ. – А какие специальности на сегодня наиболее востребованы в НТЭК? – Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику, к уровню образования энергетиков предъявляются повышенные требования: они должны иметь профессиональное образование не ниже среднего и как минимум четвертый разряд. В первую очередь ощущается нехватка эксплуатационного персонала, который непосредственно занят на энергетическом оборудовании. Это обходчики, машинисты котлов, турбин, то есть специалисты теплотехнических направлений (специальности “тепловые электростанции”, “теплоэнергетика и теплотехника”, “теплогазоснабжение и вентиляция” и другие). Востребованы также специалисты и электротехнического профиля. Другое дело, что с электриками немного проще – в Норильском индустриальном институте готовят выпускников по специальности “электроснабжение”. А вот теплотехники – серьезная проблема. В свое время для нашего предприятия на базе политехнического колледжа НИИ была открыта одна группа по специальности “тепловые электрические станции”, которая сейчас, несмотря на дефицит преподавателей, продолжает работать и готовить для НТЭК специалистов. Но с 2014 года, к сожалению, подготовка ведется только на платной основе. Небольшой выпуск этих специалистов – одна группа – не покрывает потребность нашего предприятия полностью. Тем не менее с трудностями мы справляемся, энергетики делают все от них зависящее, чтобы жители чувствовали себя комфортно. – Андрей Юрьевич, так исторически сложилось, что ваш профессиональный праздник отмечается под занавес уходящего года. Что бы вы пожелали своим коллегам в День энергетика и в преддверии Нового года? – Я считаю, нам действительно повезло – День энергетика и почти сразу же Новый год, который НТЭК будет отмечать 20 декабря в формате семейного праздника. Норильск с давних пор славится тем, что здесь живут отзывчивые люди, которые всегда приходят друг другу на помощь. Хотя в суровых условиях Крайнего Севера по-другому, наверное, и быть не может. Поэтому, конечно же, хочется пожелать коллегам прежде всего семейного благополучия, душевного спокойствия. Для энергетиков очень важно, чтобы смены проходили спокойно, без каких-либо нештатных ситуаций. Главное, чтобы все были живы и здоровы. Пусть у всех все будет хорошо – и на работе, и дома. Подразделения НТЭК обслуживают практически все магистральные тепловые и электрические сети на территории Большого Норильска. А по сути, выполняют те функции, которые не характерны для энергетиков других регионов России. Создание расчетно-кассового центра, который предполагается открыть в Норильске в 2015 году, поможет решить проблему неплатежей. Оттуда деньги будут поступать непосредственно энергоснабжающему предприятию, а не оседать в управляющих компаниях. |
0 | Твитнуть |