Надежная связь – вопрос опыта
ПОДРОБНОСТИ
14 декабря 2017 года, 13:59 Текст: Виктор ЦАРЕВ
|
Городские власти обсудили вопрос предоставления услуг связи с организациями, участвующими в эксплуатации и использовании ВОЛС.
Поводом для беседы стали недавние события, когда после двух порывов оптоволокна телефонная и интернет-связь в Норильске работали в ограниченном режиме. На встречу в мэрию были приглашены руководители компании “Единство”, которая протянула оптоволокно в Норильск, а также операторы сотовой связи, не все из которых по факту оказались готовыми к нештатным ситуациям. Из-за этого была нарушена работа ряда организаций, невозможно выполнение таких повседневных действий, как оплата картой покупок в некоторых продуктовых магазинах. Совещание провел глава города Ринат Ахметчин. Реальные условия Напомним, оптоволокно было смонтировано “Единством” в мае, в июле и августе компания “Норникель” проводила его тестирование. В конце сентября связь посредством ВОЛС стала доступна всем горожанам. Руководитель компании “Единство” Татьяна Мохова подчеркнула, что в настоящий момент волоконно-оптическая линия связи функционирует в тестовом режиме именно для того, чтобы отладить ее работу и реагирование на различные неполадки. – Временная схема, которая сейчас действует, позволила быстрее дать связь городу. С другой стороны, она нужна для того, чтобы проверить поведение всех систем, наши возможности по организации обслуживания, устранению последствий поломок, а также наладить коммуникации с операторами связи, для того чтобы повышать качество услуг. У нас не было прежде аналогичных проектов, поэтому мы рассчитывали на то, что первый год поможет набрать статистику по инцидентам и их причинам, отработать порядок действий для их устранения. В любом проекте в первый год эксплуатации случается все, что может случиться, потому что в реальности не все так, как на бумаге. Таким образом, то, что произошло, было прогнозируемо. Операторы тоже знали о том, что мы работаем пока в режиме опытной эксплуатации: контракты, которые мы с ними заключали, содержат эту информацию. Что касается порывов оптоволокна, Татьяна Мохова заверила, что их причина – не качество кабеля, а вмешательство сторонних лиц. – Мы делали проект исходя из условий региона. Лежащий на земле или висящий на опорах, кабель подбирался с учетом ветровой нагрузки и морозов, – сказала она. – Он на морозе не трескается, как некоторые думают. Оба случая никак не связаны с качеством, это чисто человеческий фактор, стороннее вмешательство. Что касается надежности нашей системы, техническая документация по проекту прошла экспертизу, в том числе государственную, поэтому, с моей точки зрения, технические решения, которые заложены, соответствуют среде использования. Директор “Единства” также отметила, что последствия порывов были устранены оперативно: – Линия связи состоит из сетевых узлов и кабеля. Сетевые узлы имеют надежную систему дублирования, и если с ними что-то случается, то переход на резервный канал занимает 50 миллисекунд. Ни люди, ни машины не могут это заметить. Самое страшное – это порыв, его последствия мы с вами видели. Понимая эти риски, мы заранее приняли определенный регламент реагирования, он составляет 72 часа на устранение инцидента. В первый раз порыв был ликвидирован за 31 час, во второй – за 35. – Хочу обратить внимание, что мы ВОЛС построили, но на самом деле все только начинается, – обратилась к собравшимся Татьяна Мохова. – Начинается история эксплуатации, и это требует определенных усилий. Это касается и обслуживания, и поддержки, и взаимодействия с операторами связи по их реагированию на инциденты, а также нашей с ними коммуникации. Спутник в резерве “Единство” предоставляет услуги по аренде потока связи интернет-провайдерам, которые в свою очередь предоставляют ее конечному пользователю. По мнению Рината Ахметчина, важно наладить взаимодействие всех организаций, задействованных в обеспечении города связью, чтобы в случае неполадок работать слаженно, используя заранее подготовленные альтернативные варианты. – Мы отработали резервные варианты и всю логистику со спутниковыми операторами, – рассказал директор местного отделения компании “МТС” Дмитрий Германовичус. Клиентская база компании обширнее, чем у других операторов, и имеющегося резервного канала оказалось недостаточно. – Во второй раз, к примеру, проводные терминалы оплаты работали. Сейчас мы рассматриваем возможность расширения нашего спутникового резерва в несколько раз, чтобы при необходимости предоставлять все сервисы хотя бы в ограниченном режиме. При этом Германовичус отметил, что такое расширение требует больших финансовых вложений. Обычно резервирование рассчитывается исходя из нагрузки. Предугадать заранее, какая она будет в результате порыва, невозможно. – Нагрузки были пиковые. И тот резерв, который мы имели на голосовую связь и на передачу данных, после первого порыва был перегружен “голосом”, – признал Германовичус. – Но опыт, полученный в результате этих событий, позволит нам подготовиться к подобным ситуациям. Представитель “Билайн” Олеся Максимова рассказала, что технически сотовый оператор был готов к повышенным ситуациям. – Мы перешли на резервный канал, в ограниченном объеме сохранились “голос”, СМС и даже Интернет на низких скоростях, – рассказала она. – Мы не собираемся от него отказываться, но экономически не можем увеличивать объемы резерва. В ситуации, когда канал связи ограничен, важно верно расставить приоритеты и определить, кого без связи оставлять нельзя. Так, исполнительный директор “Норильск-Телекома” Ольга Данилова рассказала, что во время порыва компания в течение получаса перешла на спутниковый канал и сумела предоставить своим пользователям связь, хотя и с ограничениями. При этом приоритет был предоставлен бюджетным организациям, поликлиникам, школам и детским садам. Такой же политики придерживается интернет-провайдер “РОСТинтел”, предоставляющий услуги связи большинству государственных муниципальных учреждений на территории. – Есть понимание, что все компании имеют резервные каналы на случай неполадок на ВОЛС, – подвел итог встречи Ринат Ахметчин. – При этом необходимо четко понимать, где в таких ситуациях связь должна поддерживаться в первую очередь. Необходимо также разработать предложения, каким образом можно использовать сервисы сотовых операторов для оповещения жителей о ЧС. Напомним, в тестовом режиме волоконно-оптическая линия связи будет функционировать до второго квартала 2018 года, затем начнется ее промышленная эксплуатация. ЦИТАТА Татьяна Мохова: “Самое страшное – это порыв, его последствия мы с вами видели. В первый раз он был ликвидирован за 31 час, во второй – за 35”. |
0 | Твитнуть |