Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Немцы удивлены: «Норникель» в системе
26 декабря 2008 года, 14:28
Фото: Иван СТВОЛОВ
Текст: Инна ШИМОЛИНА
Мастер цеха электролиза никеля никелевого завода Максим ПЕДАНОВ в составе группы российских перспективных специалистов прошел стажировку в Германии по теме «Инновационный менеджмент. Система менеджмента качества». С Максимом встретился корреспондент “ЗВ”.
– Максим, как давно вы работаете на никелевом заводе?
– С 2003 года. После окончания Норильского индустриального института по специальности «Автоматизация технологических процессов и производства» меня приняли на никелевый завод электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цех электролиза никеля. После этого работал аппаратчиком-гидрометаллургом. В 2006 году назначен мастером. Неоднократно исполнял обязанности старшего мастера.
– Как вы попали на стажировку в Германию?
– Управление по персоналу и социальной политике Заполярного филиала в октябре 2008 года проводило регулярную оценку личностного и интеллектуального потенциала кандидатов в кадровый резерв среднего звена. В ней участвовали представители многих предприятий группы «Норильский никель», в том числе и я.
При проведении оценки использовались различные тестовые методики, бизнес-кейсы и так далее. По их итогам мне сказали, что у меня неплохие результаты. Я оказался в числе перспективных работников предприятий группы и был зачислен в состав кадрового резерва среднего уровня, что стало приятной неожиданностью для меня. Хотя, естественно, надеялся на это. Как и всякий нормальный человек, который участвует в каком-либо соревновании и надеется на победу.
После этого меня рекомендовали для участия в целевом федеральном проекте «Профессиональные молодежные обмены». И в составе группы других молодых российских специалистов я съездил на стажировку в Германию. У нас на никелевом заводе много внимания уделяется развитию молодых работников. Я благодарен директору завода Владимиру Игнатьевичу Зайцеву за предоставленную возможность.
– Кто еще входил в группу молодых российских специалистов, направленных на стажировку?
– Это была первая группа из двухсот человек, которые участвуют во всероссийском пилотном проекте «Росмолодежи» «Инновационный менеджмент. Система менеджмента качества». В группу входили работники крупнейших российских компаний – «Роснефти», «Росгидро», «Русала», КБ «Сухой» и «Туполев», нескольких заводов среднего и тяжелого машиностроения, представители фундаментальных наук. То есть это был срез молодых специалистов из разных отраслей. Из Норильска было два человека – я и студент Норильского индустриального института Евгений Картавов. Средний возраст стажеров был где-то 25–28 лет.
 
«Мы объяснили»
– Как проходила стажировка и в каком городе Германии?
– Мы жили в Кельне все десять дней стажировки. Она проходила в виде семинара и посещения предприятий Германии. Мы побывали в фирме IXETIC, которая производит запчасти для автомобилей, в энергетическом концерне RWE, добывающем бурый уголь, и в Кельнском аэропорту. Здесь нам на примерах показывали, как действует система менеджмента качества.
Немецкие коллеги преподносят ее как один из базовых принципов организации инновационного производства, который в дельнейшем позволит  предприятиям выйти на более рентабельный уровень. Надо сказать, что немцы на первых, вводных семинарах преподносили нам систему как ноу-хау. Мы объяснили, что в России есть предприятия, на которых система менеджмента качества соответствует требованиям стандартов «семьи» ISO, и в данный момент перед нами стоит задача перехода на качественно иной уровень. Немцы сразу изменили свое отношение, и разговор перешел в другое русло: мы стали меньше «плавать» по теории и больше заниматься прикладными вещами.
– Вы сказали: «Мы объяснили». А кто «мы» и где еще кроме компании «Норильский никель» внедрена эта система?
– Среди нас было несколько ребят, предприятия которых тоже используют систему менеджмента качества. На самом деле она в России пока мало где применяется. Компания «Норильский никель» одной из первых начала ее внедрение. Мы опередили всех, потому что это было рекомендовано Лондонской биржей металлов, где продается наша продукция. Европейские потребители теперь предъявляют высокие требования не только к качеству продукции, но и к самому производственному процессу. Немцев приятно удивило, что на «Норильском никеле» функционирует система менеджмента качества,  сертифицированная по стандартам ISO.
Эта сертификация подтверждает, что наше производство отвечает всем требованиям европейских потребителей. Но мы не стоим на месте и  постоянно совершенствуем нашу систему. В дальнейшем она автоматически приведет к постоянному поиску снижения издержек на предприятиях. Это становится ключевым и для нас. Раньше перед нами такая задача не стояла. Теперь мы снижаем издержки в разных областях, и не только за счет более рационального использования материально-технических ресурсов. Система менеджмента качества позволяет делать это за счет оптимальной организации самого процесса производства. Мы рассмотрели это на примере германских предприятий.
Проблема была только в том, что они далеки от специфики «Норильского никеля». Однако требования системы стандартов и принцип ее реализации являются универсальными для абсолютно любого типа предприятий. Кое-какие немецкие наработки я для себя отметил. Например, систему экологического менеджмента у концерна, добывающего бурый уголь. Угольный разрез находится в одном из густонаселенных районов Германии. Грубо говоря, они производят выработку там, где живут люди. Концерн переселяет их целыми деревнями, потом срезает плодородный слой почвы, отрабатывает его и начинает рекультивировать. Было неожиданно услышать, что, когда идет засыпка карьера, немцы восстанавливают участок в первозданном виде: если здесь были горка или овражек, то они и делают горку или овражек. Основная политика в области качества этого концерна направлена не столько на получение прибыли, сколько на максимальное уменьшение экологического вреда району.
Аэропорт, где мы побывали, является базовым для двух городов – Кельна и Бонна. Мы смотрели здесь логистику и обращение с грузами. Было интересно. Но специфика порта такова, что он находится почти в центре Европы, поэтому грузы здесь не задерживаются более одного-шести часов, идет постоянное перераспределение грузового потока. Для нас это невозможно.
Немцы – прижимистый народ и не все показали, что мы хотели. Например, мы с удовольствием посмотрели бы документы, но они не разрешили. Главное, у нас есть наработки и направление, куда двигаться дальше. Существующие методики и инструменты позволят нам привести систему менеджмента качества к наибольшей эффективности.
 
Возврат «к жизни»
– А что из увиденного вы можете применить в своей работе?
– Базовые знания, которые нам давались,  и так используются в работе. А некоторые вещи, подсмотренные на германских предприятиях, можно использовать и у нас. Есть предложения по работе с персоналом, по организации производства и другим сферам. Было интересно посмотреть в Германии систему реквалификационного контроля персонала. Когда работник получает высший разряд, у него происходит снижение мотивации и заинтересованности в постоянном пополнении знаний. Он начинает «консервировать» свои мозги. Немецкая система контроля в этом случае возвращает «к жизни» сотрудника следующим образом: проводит тестирования или заставляет его быть в курсе изменения нормативно-технической документации. Простые вопросы могут задаваться даже на планерке в течение смены.
Другой интересный момент связан с наглядной агитацией. На предприятиях Германии ее много: с помощью плакатов в простой и доступной форме, иногда чуть ли не в виде комиксов, объясняются или пропагандируются серьезные вещи. У нас наглядная агитация больше была популярна в советские времена. Можно использовать ее вновь. Я также отметил, как у них организованы рабочие бригады. Это тоже по мере возможности можно применить.
– Вы только учились или все же успели осмотреть сам Кельн?
– В основном мы делали упор на учебу. Она длилась с 8.00 до 21.00. Но все же нашли время, хоть и немного, чтобы осмотреть город. Посетили и знаменитый Кельнский собор. Он строился 648 лет. Потрясающее сооружение – черное, в готическом стиле, аж мурашки по коже! Ездили на трассу «Формулы-1». По дороге посмотрели на маленькие, как игрушки, и чистенькие деревеньки. Всего мы были в Германии десять дней.
И поработали, и отдохнули
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск