Они сделали невозможное!
ТОЛЬКО У НАС!
12 марта 2009 года, 11:11 Фото: Вадим КИРПИЧЕНКО Текст: Яна АНДРЕЕВА
|
Вечером 10 марта в Норильск въехали две машины Toyota Land Cruiser. Они прибыли из Москвы. Путь лежал по дорогам Европы и Азии, а затем по северным зимникам. На дорогу ушло 12 дней. Это знаковое событие, поскольку до сих пор считалось, что до Норильска только самолетом можно долететь.
Участников экспедиции четверо: менеджер Максим Филин, свободный художник Дмитрий Беспалов, журналист Александр Фетисов и геодезист Даниил Потапов. В прошлом году команда уже пыталась добраться до Таймыра. Помешала авария на трассе под Сургутом. Вторая попытка оказалась удачной. Отоспавшиеся путешественники появились в редакции вчера и рассказали о своем вояже.
Трудно первым В экспедицию москвичи отправились для того, чтобы превратить наконец Таймыр в полуостров. Так они сформулировали свою цель. Ведь попасть сюда так же сложно, как на самый настоящий остров. И это очень оторванный от всего мира остров. Не зря же мы говорим «слетать на материк». Отсюда и название экспедиции – «Остров Таймыр». Все специально взяли отпуска. Правда, Максим Филин умудрился совмещать экстремальное путешествие с работой (ведь сейчас для этого иногда бывает достаточно ноутбука и Интернета). Родственники отпускали первопроходцев с опаской. Первым всегда трудно. Александр Фетисов поясняет, чем это чревато: – Прямой опасности нет, но есть шанс застрять в дороге на неопределенное время. Заметет, и никуда не проедешь. Придется стоять и ждать, когда по зимнику «Урал» через неделю пройдет. А можно и две недели прождать. Поэтому мы продуктов на месяц захватили и топлива для печек маленьких. Если готовиться, опасности нет. А вот если наобум, можно и встрять. Главной трудностью стали снежные переметы на дороге, которые приходилось пробивать, скорость движения при этом падала до 15 километров в час. Путь от асфальта в Новом Уренгое до Дудинки по зимникам (750 км) занял около четырех дней. Самой сложной стала дорога по Енисею, в районе Большой Хеты. Ее давно не чистили. Около Факела трое из джиперов впервые почувствовали, что такое минус 48 градусов. В Москве не бывает холоднее, чем минус 35. Идея Мысль добраться до Норильска посетила их два года назад в Туруханске. Здесь они услышали о существовании пресловутых зимников. Стали звонить в Игарку, Енисейск, спрашивать, где такие имеются. Выяснили, что до Туруханска зимников нет. Заканчиваются в Бору за Енисеем. В Игарке им рассказали про некий Ванкор, Ванкорское месторождение. Узнали, что есть такое – между Новым Уренгоем и Енисеем. Под его освоение и строится зимник. Предположили, что снежная дорога может быть и до буровых в районе Дудинки. Кто-то рассказал, что там тоже ходят «Уралы». Стали выяснять, что и как, полезли на интернет-форумы. Нашли человека, работающего на этих буровых. Он подсказал, как примерно ехать. Но, увы, в первый раз попали в аварию. Одна из машин пострадала, поэтому доехали лишь до Игарки. Но от идеи не отказались. Армстронг – на Луну, они – в Норильск – Это мечта, которую мы весь год вынашивали, – говорит Дмитрий Беспалов, – обязательно добраться до Норильска. В прошлый раз получилась разведка боем. – Что вы почувствовали, когда достигли цели? Максим: – Словами не описать. Когда пересекли Енисей и попали в Дудинку, я отправил родным эсэмэску. Перефразировал известную фразу Армстронга, который ступил на Луну, о маленьком шажке для человека и огромном для всего человечества. Я написал так: «Маленький шажок для всего человечества и огромный скачок для одного человека». Александр: – Очень хорошо, что мы это сделали! Мы в Дудинку въехали, нас машина обгоняет, спрашивают: «Неужели вы оттуда?! Неужели я теперь могу купить машину там и приехать сюда на ней?!» Приятно было слышать. Мы вернули острову статус полуострова. Для нас он был островом. Реального сообщения нет. Только самолетом и морем. Это норильский оазис. Дмитрий: – Эйфория. Даниил: – Опустошение. Теперь нужно думать, куда ехать через год. Экспедиционный синдром. За северным сиянием Теперь участники экспедиции точно знают: доехать из Москвы до Норильска не так просто, но возможно. Впрочем, добавляют: – Везение нужно. Хотя бы три дня без пурги. Говорят, что очень хотели, поэтому и повезло. Специально выбирали время, смотрели метеосводки, но и оттуда (показывают на небеса) им помогли. Машины для таких дорог оказались что надо. – Полностью автономный автомобиль. Спальное место у каждого, печка, у Димы вообще две плиты, – говорит Максим. – Нет только туалета. А в минус 45 это оказалось актуальной проблемой. Столичные джиперы перед поездкой привели машины в должное состояние. – На неподготовленной машине отправляться было нельзя. Утеплять надо моторные отсеки, колеса ставить не абы какие, спускать шины, чтобы ехать по снегу, – рассказывает Максим. – Для жителя столицы это совсем не очевидно: у нас таких температур нет. В путь нас готовили джиперы из Нового Уренгоя, провели целый практикум по езде по снежной целине. С нашими знаниями это еще не факт, что мы сюда доехали бы. Огромное спасибо Александру Елкину и Александру Ускову. Весь год в Москве Максиму снилось северное сияние, которое он наблюдал в Игарке в прошлом году первый раз в жизни. Мечтал еще раз увидеть. Увидел на льду Большой Хеты. По зимнику бы, да с ветерком! Мечта всех норильчан – оказаться на материке, обойдясь без помощи авиаперевозчиков. Что для этого нужно? Просто хороший зимник до Нового Уренгоя. – Нужна одна дорожная служба, у которой будет несколько тракторов и волокуша для чистки зимников, – считает Александр. – До Факела сейчас зимника нет. Что такое нормальный зимник? Снег укатывается и поливается водой, проезжает трактор с трубой или бетонной плитой, которая проглаживает дорогу. Он твердый, нормальный. А у вас зимник стихийный. По льду реки прошел «Урал», получилась утоптанная колея. Полметра вправо, полметра влево – по пояс снега. Две машины навстречу идут, одна валится в снег, ее нужно вытаскивать тросом. Мы доказали, что доехать можно. Только сложно было договориться с некоторыми нефтяными компаниями. Полпути, что мы проехали, принадлежит одной из компаний: на свой зимник они без пропусков не пускают. Мы их получили с помощью друзей. Шириной этот зимник – 20 метров, можно ехать со скоростью 100 км в час. Если бы от Дудинки до Нового Уренгоя была такая дорога!.. Дух захватывает от перспектив. Материк становится ближе? Норильские джиперы, также впервые в истории достигшие Нового Уренгоя, завтра должны вернуться домой. |
0 | Твитнуть |