Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Опера с доставкой
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
31 марта 2016 года, 16:33
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В столице близится к финишу фестиваль “Золотая маска”. 16 апреля на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдет церемония вручения Российской Национальной театральной премии по итогам сезона-2014/15. Один из конкурсных спектаклей, выдвинутых на “Золотую маску – 2016”, в прошлую пятницу увидели и норильчане.
Это была запись оперы Моцарта “Дон Жуан” в постановке Пермского театра оперы и балета, которым пять лет руководит грек с российским гражданством Теодор Курентзис. “Дон Жуан” – одна из пяти постановок театра, номинированных в этом году на премию. Причем сразу в нескольких номинациях: лучшая работа дирижера – Теодор Курентзис; лучшая женская роль – Наталья Кириллова и Надежда Павлова; лучшая опера. Запись спектакля была сделана во время конкурсного показа на сцене “Новой оперы”, поэтому норильские зрители увидели на экране не только то, что происходило на сцене, но и столичную публику, пришедшую на очередной шедевр Курентзиса, например Николая Цискаридзе. В антракте интервью для зрителей по ту сторону экрана дал дирижер и обе номинантки. В этом заключалось одно из преимуществ тех, кто смотрел прямую трансляцию спектакля или его запись в кинотеатрах 35 городов, от Белгорода до Южно-Сахалинска. В том числе и в норильской “Родине”.
Онегин из “Оганера”
Директор кинотеатра Анастасия Батова перед началом сеанса рассказала, что проект “Золотая маска” в кино” появился благодаря генеральному партнеру – ГМК “Норильский никель” и был организован фестивалем и арт-объединением CoolConnections. В Норильске “Золотая маска” в кино” проводится впервые. Будут показаны три спектакля, претендующие на звание лучших в номинациях “Опера”, “Балет” и “Драматический спектакль большой формы”. Кроме “Дон Жуана” норильчанам предстоит увидеть постановку музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко “Татьяна”, в которой с Дианой Вишневой (Татьяной) танцует Дмитрий Соболевский (Онегин), начинавший путь в большой балет в народном ансамбле танца “Оганер”, и “Сон в летнюю ночь” театра “Мастерская П.Н. Фоменко”. Кстати, 1 апреля, когда норильчане придут в “Родину” на “Татьяну”, зрители европейской части России и уральского региона благодаря совпадению часовых поясов со столицей получат возможность посмотреть прямую трансляцию “Сна в летнюю ночь”.
“Поразила масштабность”
Выбор репертуара “Золотой маски” в кино – 2016” действительно подарок. На показ пришла женщина, часто бывавшая в Перми во время отпуска, но так и не попавшая ни на одну из постановок Курентзиса, в том числе уже отмеченных “Золотой маской”. На вопрос после показа: “Достоин ли пермский “Дон Жуан” награды фестиваля?” – она ответила утвердительно. Правда, несколько провокативный номинант на норильской премьере не досчитался кое-кого из зрителей, которых и так в зале было не густо.
Известный норильский архитектор Михаил Волгин, пришедший в кинотеатр, по его словам, чтобы почувствовать себя частью мировой культуры, признался в том, что понимание происходящего на сцене для него наступило только во втором действии.
– Изначально меня поразила масштабность сценического оформления, напомнившая творения Пиранези. Я даже вспомнил свое самое первое впечатление от плавильного цеха “Надежды”, совершенно потрясший меня тогда безумный масштаб, на фоне которого газ и все остальное уходили на второй план. Хотелось бы посмотреть и другие спектакли, представленные в этой номинации, чтобы было с чем сравнивать “Дон Жуана”.
Увидеть другие спектакли можно только в столице, хотя в прошлом году “Норильский никель” к своему юбилею подарил ретроспективу “Золотой маски” Красноярску. И не в формате кино. Участниками фестиваля стали театры – лауреаты и номинанты Российской Национальной премии разных лет. Возможно, нечто подобное когда-нибудь случится и в Норильске...  
Без палаццо и камзолов
Для многих зрителей пермского “Дон Жуана”, ничего не читавших про постановку и помнящих историю соблазнителя в пушкинской версии, неожиданным стал даже сам сюжет, не говоря уже о его режиссерской версии. По замыслу аргентинки Валентины Карраско, центральный образ спектакля – Страшный суд (отсюда и масштаб Пиранези), воплощенный на заднике сцены в виде гигантского стеллажа с манекенами.
Герои из XVIII века носят современные костюмы и все, кроме Дон Жуана, зажаты корсетами, бандажами, ошейниками, наголовниками. Режиссер (и сценограф) Валентина Карраско в одном интервью объясняет, что если ставить оперу с палаццо и камзолами, то все ее проблемы будут восприниматься как проблемы тех людей, что жили когда-то и носили шляпы с перьями:
– Но дело в том, что вопросы свободы духа, свободы мысли, свободы сознания, внутренней свободы встают перед нами каждый день.
По блестящей формулировке члена экспертного совета “Золотой маски” Елены Черемных, ортопедические принадлежности – “намек на полную выключенность того, что в нормальных людях подразумевает свободу ума, души и сердца. Постановка об этом. И вся она – один большой флешбэк между грохнувшимся в увертюре из-под колосников “трупом” Дон Жуана и финальным растерзанием героя в лучах адского пламени”.
В спектакле, обозначенном как “веселая драма”, много и комического, даже хулиганского. В финале, перед явлением на ужин Командора, на плазменном экране появляется Ангела Меркель, а слуга Дон Жуана Лепорелло сообщает зрительному залу, что де знавал ее...
И самое главное, конечно, музыка Моцарта, ее аутентичное исполнение и высочайшее мастерство зарубежных и пермских звезд. Возможно, именно эти составные спектакля, несмотря на трагический финал, оставляют после трехчасового просмотра парадоксальное ощущение, которому подойдет определение “невыносимой легкости бытия”.
 
Администрация “Родины” для первого показа проекта “Золотая маска” в кино” выбрала День работников культуры РФ и на то время грядущий Международный день театра, организовав в фойе выставку в тему. Эскизы театральных художников Ольги и Фемистокла Атмадзас к спектаклям Норильской драмы дополнили фестивальные награды театра последних лет. Часть труппы в это время принимала участие в очередном театральном форуме в краевой столице, с которого привезла очередные… хрустальные маски. Как знать, может, в ближайшем будущем и в списке номинантов “Золотой маски” появятся имена не только бывших норильчан.
0

Читайте также в этом номере:

Интернет уже в пути (Петр ЛИХОЛИТОВ)
Непростая линия (Лариса ФЕДИШИНА)
Хранилище для хвостов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Город для жизни (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Музей вдохновляет (Марина БУШУЕВА)
Предпринимайте социально (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Те, кто нас выше (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Питатель “Октябрьского” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
“Бош” в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На месяц и навсегда (Лариса МИХАЙЛОВА)
Пошли на штурм (Екатерина БАРКОВА)
Под присмотром МУР (Марина БУШУЕВА)
В апрель на лыжах (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Приплыли (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вот вам автобус, рисуйте (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хрустальных масок прибыло (Валентина ВАЧАЕВА)
ЗвонИт или звОнит? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск