Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Питатель “Октябрьского”
ДЕЛО ТЕХНИКИ
31 марта 2016 года, 15:36
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Мария ГРИГОРЬЕВА
На производственных площадках Заполярного филиала “Норильского никеля”, как на поверхности, так и под землей, установлено самое разное промышленное оборудование. Каждый агрегат чем-то интересен: выполняет особенно важную задачу, имеет внушительные размеры или же необычайно сложную конструкцию. Пластинчатый питатель на первый взгляд не производит особого впечатления. Но оказалось, что он не только может стать любопытным объектом для публикации, но и влияет на производственные планы всего рудника.
На руднике “Октябрьский” установлено всего восемь пластинчатых питателей – по два на каждом из четырех трактов выдачи руды. Некоторые находятся глубоко под землей, в шахте, а некоторые – почти на поверхности, на отметке –4,5.
Задача каждого пластинчатого питателя – принять руду из центрального рудоспуска и отправить ее на ленточный конвейер для дальнейшей выдачи на-гора.
Внешне он похож на гусеницу огромного танка. И принцип работы примерно тот же. Лента из соединенных между собой металлических пластин вращается с помощью приводной звездочки. Только вот уехать куда-то, подобно танку, эта конструкция не сможет, поскольку установлена на мощную раму, а сверху на нее поступает столб руды, вес которого может доходить до тысячи тонн.
Как раз рама питателя и стала причиной нашего внимания к этому агрегату. Раз в несколько лет ее требуется менять.
– Так как у нас довольно агрессивная руда, происходит интенсивная коррозия рамы. На катки приходится большая нагрузка, они давят на раму. Со временем из-за коррозии она прогибается, идет ослабление металлоконструкции. Потому и ведем восстановительный ремонт, – объяснил Олег Бровкин, главный инженер по эксплуатации и управлению производственными фондами рудника “Октябрьский”.
“Коробчатая”модернизация
Увидев питатель, который готовится к ремонту, мы сначала и не заметили серьезных дефектов. Но опытного мастера не обманешь. Юрий Митиков, механик участка рудничных подъемов скиповых стволов, объяснил нам, что из-за незначительного, на первый взгляд, провисания рамы деформируется сама лента питателя. А в щель, появившуюся между ней и рукавом, по которому поступает сырье, просыпается руда, образуя вокруг агрегата целые насыпи. За смену может насыпаться несколько тонн! И это сырье рабочим приходится перекидывать вручную, лопатами. Конечно же, такого быть не должно. Поэтому рамы меняют регулярно, как только деформация начинает мешать правильной работе агрегата.
Как же происходит ремонт? Машину останавливают и полностью демонтируют. Заменяют раму. Изначально балки рам были Т-образного сечения, но стали ставить более усиленные, коробчатого сечения. Они прочнее и меньше подвержены коррозии и деформации. Их заказывают на механическом заводе. Такая модернизация позволяет продлить срок службы рам сразу на несколько лет. Кому и когда пришла в голову эта идея, сейчас установить уже сложно. По одной из версий, такую замену предложил когда-то один из рабочих, по другой – на заводе просто закончилась арматура Т-образного сечения и решили ее заменить на коробчатую.
– Процесс ремонта трудоемкий, происходит в очень стесненных условиях, поэтому средства механизации применять довольно сложно. Замена происходит с помощью блоков, полиспастов и ручных тягальных устройств. Весьма тяжелая и затратная работа, – объясняет Бровкин.
Общую сумму, которая тратится на ремонт, нам узнать не удалось, однако главный инженер рассказал, что только на оплату труда ремонтников каждый раз тратят около 180 тысяч рублей.
Остановили тракт
Ремонт длится около семи дней, его осуществляют высококвалифицированные монтажники монтажного участка ПРМУ-2 треста “Норильскшахтсервис” в три смены по пять человек. Работы ведутся оперативно, так как на время ремонта приходится полностью останавливать работу целого тракта выдачи руды.
– Нагрузка перераспределяется на остальные тракты. Из-за таких ремонтов бывает, что не выполняем план по добыче, потом приходится наверстывать. Потери производительности зависят от того, какой именно тракт пришлось остановить: более или менее нагруженный, – говорит Олег Валериевич.
Также регулярной замены требуют и пластины питателя. Максимальный срок службы каждой – один год. Их меняют по мере необходимости, вывод агрегата из строя для этого не требуется, так как он работает по сменам, с перерывом на обслуживание. Конструкция питателя позволяет отсоединить одну или несколько пластин, не разбирая при этом весь агрегат. Так, за смену можно заменить примерно пять-шесть пластин. Детали, отработавшие свой срок, отправляются на переплавку.
Кроме того, все износившиеся пластины, катки и звездочки меняют во время ремонта рамы. Это позволяет избежать лишних остановок агрегата в будущем.
А чтобы продлить работу пластин, над питателем установлен датчик, который контролирует наличие рудной подушки – слоя руды на ленте. Она нужна, чтобы особо крупные куски не разбивали пластины при падении с высоты 20–30 метров. Раньше стоял гамма-излучатель, теперь его заменили на более современное оборудование – ультразвуковой луч.
Благодаря всем вышеперечисленным мерам время между ремонтами одного питателя удается продлить до семи лет. Но учитывая, что питателей восемь, каждый год нужно ремонтировать как минимум по одному агрегату. И к тому времени, когда восстанавливают восьмой, первый уже требует ремонта.
 
ЦИФРЫ
Пропускная способность питателя – 300 тонн руды в час.
Количество пластин на одном питателе – 36 штук.
Вес одной пластины – около 60 кг.
Стоимость одной пластины – около 55 тысяч рублей.
0

Читайте также в этом номере:

Интернет уже в пути (Петр ЛИХОЛИТОВ)
Непростая линия (Лариса ФЕДИШИНА)
Хранилище для хвостов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Город для жизни (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Музей вдохновляет (Марина БУШУЕВА)
Предпринимайте социально (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Те, кто нас выше (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Бош” в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На месяц и навсегда (Лариса МИХАЙЛОВА)
Пошли на штурм (Екатерина БАРКОВА)
Под присмотром МУР (Марина БУШУЕВА)
В апрель на лыжах (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Приплыли (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вот вам автобус, рисуйте (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Опера с доставкой (Валентина ВАЧАЕВА)
Хрустальных масок прибыло (Валентина ВАЧАЕВА)
ЗвонИт или звОнит? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск