Отчистили до дыр
СИТУАЦИЯ
![]() |
12 октября 2011 года, 14:39 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Беседовала Татьяна РЫЧКОВА
|
Что делать, если вещь после химической чистки испорчена? Одна из наших читательниц обнаружила, что ее почти новый и дорогой плащ после химчистки обзавелся дырками и вообще потерял всякий вид. Компенсировать убытки женщине отказались, причем в достаточно грубой форме. Что можно предпринять в такой ситуации? На этот вопрос “Заполярному вестнику” ответила и.о. начальника отдела по защите прав потребителей УПРиУ Ольга КОНОНОВА.
– Ольга Валерьевна, обращаются ли к вам люди, недовольные качеством услуг химчистки? – За восемь месяцев 2011 года было семь обращений. Из них пять в устной форме, а двое потребителей приходили на прием, были составлены претензионные заявления. Одно обращение уже отработано: в полушубке при химической чистке был сломан замок. Химчистка за свой счет произвела ремонт. – На что нужно обратить внимание при сдаче вещей в химическую чистку? – Данное отношение регулируется двумя нормативными документами: Правилами бытового обслуживания населения в РФ и Законом “О защите прав потребителей”. В пункте 18 правил оговариваются особенности оказания отдельных видов услуг. При приеме изделий в химическую чистку в договоре, квитанции или ином документе указывается наименование изделия, его цвет, волокнистость, состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, не удаляемые при химической чистке, а также дополнительные платные услуги, оказываемые только с согласия потребителя: аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие. Исполнитель определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия – по согласованию с потребителем. При необходимости потребитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съемные детали, при получении изделия из чистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размер, рисунок, рельефы. – Стоит ли уточнять, каким препаратом будут чистить вещь? – Нужно обязательно в письменном виде зафиксировать согласие потребителя на тот или иной вид чистки. В приемной квитанции должен быть указан вид обработки: водная, химическая.Стоит поинтересоваться, каким растворителем будут чистить. Еще в квитанции указывается процент износа с описанием в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством бытового обслуживания. И на этот момент потребителям надо обращать внимание: может, они надели вещь два-три раза, а им ставят износ 70%. Советую внимательно читать договор и просто так подписи не ставить, а то, бывает, люди приходят к нам на прием и говорят: “А знаете, я ничего не читал, там мелкий шрифт”. Но это же не проблемы приемщицы заказов, она откуда знает, читали вы или не читали? Подпись стоит – значит, вы со всем согласились. Точку в споре поставят эксперты– Что делать, если потребитель пришел забирать заказ и обнаружил: вещь испорчена?– Он должен написать претензионное заявление на основании статьи 29 Закона “О защите прав потребителей” руководителю данного предприятия, не забирая вещь из химчистки до экспертизы. Можно сделать это как самостоятельно, так и обратившись к нам за помощью. В соответствии с 29-й статьей (она называется “Права потребителей при обнаружении недостатков выполненной работы, оказанной услуги”) в данном заявлении следует изложить, какие проявились недостатки и что не устраивает клиента. Первый этап после этого – проверка данной услуги. – Кто будет ее делать? – Сначала специалисты местных химчисток. Если дальше ситуация не разрешается, в спор вступают третьи лица, независимые эксперты. Они должны установить, в чем причина повреждений одежды: в неправильной химической чистке, в скрытых дефектах или виноват изготовитель. Сейчас, к сожалению, такие моменты бывают часто, потому что нарушается маркировка ленты, не всегда символы соответствуют качеству материала. Тут опять слово за экспертами. – Кто они? – Экспертом может быть человек, имеющий определенное образование в этом виде деятельности, или специалисты, работающие в данной сфере услуг. На сегодня в городе две химчистки: “Еврохимчистка” и “Блеск”, выбор небольшой. Поэтому, когда дело доходит до суда, вещи направляют в Москву для проведения экспертизы. – Но ведь это связано с определенными затратами? – Естественно. Сторона, заказывающая экспертизу, ее оплачивает. Если экспертизу заказывает истец, но подтверждается вина ответчиков, химчистка возмещает истцу все убытки, в том числе затраты на экспертизу. – Предположим, экспертиза установила, что виноват изготовитель, насколько реален шанс найти его? Сейчас же много разных подпольных производств. – Десять лет назад у нас был случай: установили, что вина изготовителя. Данный товар был приобретен на территории Норильска в одном из магазинов, у потребителя был сохранен кассовый чек о покупке. И данный магазин выплатил покупательнице деньги по решению суда, так как экспертиза признала вину производителя. – Магазину удалось получить деньги с производителя? – Наша задача – защитить потребителя. Согласно Гражданскому кодексу продавцы также имеют право защищаться. – А если эксперты установят, что вещь испорчена при химической чистке? – Тогда в соответствии со статьей 35 Закона “О защите прав потребителей” химчистка в случае полной и частичной утраты, повреждения одежды обязана в трехдневный срок приобрести клиенту аналогичную вещь, допустим дубленку, или выплатить двукратную стоимость данной вещи и вернуть деньги за некачественно выполненную услугу. |
0 | Твитнуть |