Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Службе снабжения – 65
Дата
18 февраля 2010 года, 14:51
2010 год – юбилейный для службы материально-технического обеспечения Заполярного филиала. 1 января 1945 года по инициативе Завенягина был создан легендарный Норильскснаб.
По воспоминаниям одного из организаторов службы Василия Ксинтариса, к концу войны объем снабженческой работы в Норильске стал так велик, а транспортные операции столь разнообразны и сложны, что назрел вопрос о создании единой организации, которая бы занималась всем комплексом материально-технического и продовольственного  снабжения. Именно Завенягину, уже замнаркому внутренних дел СССР,  Норильскснаб обязан своим рождением, причем как хозрасчетной организации. То есть, находясь в системе комбината, в отличие от промышленных предприятий, служба уже тогда могла получать, например, кредиты.
Считается, что уникальную схему материально-технического снабжения продумали, просчитали и запустили вместе с сотнями норильских снабженцев Василий Ксинтарис и Владимир Всесвятский. Она безотказно действовала и во время освоения Талнахского месторождения, и когда строили «Надежду», безотказно действует и сегодня.
 

Актуальное интервью
 
Плюс автоматизация всей службы
 
Сегодняшний  руководитель управления материально-технического снабжения Заполярного филиала Андрей ЕВСЕЕВ пришел в службу вместе с компьютерными системами. Выпускник МВТУ имени Баумана (с красным дипломом) вернулся в Норильск, сначала пошел на строящийся рудник «Скалистый», а когда освободилось место по специальности, перешел в ПО «Норильскснаб».
 
Валентина ВАЧАЕВА
 
– В 1996 году, – рассказывает Андрей Евсеев, – это было одно из передовых предприятий по внедрению автоматизированных систем. Когда я пришел, здесь уже были большие серверы, строилась сеть. Я даже успел поучаствовать в прокладке кабелей, то есть внес свой вклад в систему передачи данных и на физическом уровне. А если серьезно, мне повезло принять участие, можно сказать, в технической революции. Все началось с автоматизированной системы сбора заявок.
В конце 1990-х  в управлении материально-технического снабжения оставили человек десять вместе с руководителем и поставили задачу провести заявочную кампанию на 2000 год. Раньше в процессе формирования заявок были задействованы большие ресурсы. Со всего комбината собирались машинистки в спортзал, где были расставлены столы, и печатали заявки. В мое время уже были компьютеры, но процесс был почти тот же. В отделе сводной отчетности девчонки сидели ночами и делали почти ту же работу, что и машинистки. Потом эти бумажные простыни надо было проверить, сличить с тем, что уже было на складе, и так далее. В процессе верстки заявок принимали участие и функционалы – горняки, механики, энергетики. В общем, труд адский, и десятком человек выполнить эту работу было невозможно. Мы стали эту систему переделывать. Начали с внедрения единого номенклатурного справочника. Вместе со справочником было создано и соответствующее программное обеспечение.
 
«Шкура собачья, поеденная молью»
– Как много «революционеров» было в вашей команде?

– Как в русских сказках, нас было трое: Артем Владимирович Дроздов, будущий начальник управления МТС, Марина Анатольевна Егорова, очень хороший программист, она и сегодня работает, и я. Справочник – ключевой момент. Была придумана классификация, позволявшая сохранить структуры отделов, спецификаций, она сохранена с небольшими изменениями и сегодня. Программный продукт создавали с нуля, взяв оболочку 1С. Мы дневали и ночевали на работе, но через три месяца все было готово к сбору заявок в системе.
Идея понравилась руководителям, и была поставлена новая задача: привести в соответствие со справочником и запасы. Эту работу курировал Юрий Александрович Филиппов в ранге первого заместителя гендиректора, которому я благодарен за содействие. Случались конфликты с предприятиями, когда я отказывался включать в справочник, например, «шкуру собачью, поеденную молью», хранившуюся на складе Норильскбыта.
Все делалось быстро, поэтому случались ляпы, но года через три все пришло в норму. Сегодня уже на этапе заявки каждый предмет имеет свой код (в Москве тоже работают с этим кодом), и поставщик, отгрузив товар, в документах также указывает коды ЕНС. Это помогает в работе и складскому хозяйству, и УМТС. Справочнику летом будет 10 лет. Сегодня в нем около 400 тысяч наименований. Это практически вся номенклатура, используемая на предприятиях группы «Норильский никель» в НПР.  
– Автоматизация повлекла за собой изменение бизнес-процесса?
– Впервые (думаю, что в России такой практики нет) мы внедрили  систему возвратных МТР. Если предприятие получает металлосодержащий насос, прокат, то демонтированный материал оно обязано вернуть... Конечно, изначально предприятия протестовали. Им это создает дополнительные трудности в работе, но, как говорится, овчинка выделки стоит. Выросло количество сдаваемого цветного и черного лома, но основной эффект – косвенный. Теперь те, кто заказывал ресурсы на всякий случай, прежде хорошо подумают. Люди стали серьезнее относиться к заявке. Сегодня мы частенько слышим: «Привезете, когда нам будет нужно...»
 
Как в магазине
– Чем еще гордитесь?

– Очень интересный шаг, на мой взгляд, внедрение в Заполярном филиале системы «склад-магазин». По этой системе на год оформляется прейскурант на запасные части, который утверждается в Москве. Вся коммерческая работа проходит там же. Предприятие по мере необходимости оформляет заказ на склад-магазин и в кратчайшие сроки получает заявленное на свои склады, минуя центральные в ПЕСХ. Заказал. Пришло. Некачественное – поменяли. Запасы на складах снизились, стало меньше проблем с заказами.
В первую очередь такие склады создавались для обеспечения запасными частями импортной техники, которой много эксплуатируется на предприятиях ЗФ. Начинали с запасных частей для оборудования таких фирм, как «Атлас Копко», «Сандвик», «Нормет». Потом перевели на эту схему и обеспечение спецодеждой, автозапчастями и прочей мелкой номенклатурой. Сейчас все вылилось в торгово-логистический центр, который арендует у нас три секции в трехэтажном складском комплексе. На  этих площадях производится обработка и обеспечение всеми материалами, поставляемыми по системе «склад-магазин» для предприятий ЗФ и дочерних обществ. Отзывы заказчиков об этой структуре хорошие. Поскольку они «внешники», то и стараются, чтобы к ним не было претензий.    
– «Склад-магазин» – чья заслуга?
– Больше всего усилий было приложено тогдашним руководителем управления Юрием Самойловичем Щербатюком. Мы поначалу не до конца понимали его идеи, но он убедил и руководство, и нас. Несомненно, огромный вклад в построение системы внес директор склада-магазина, бывший главный инженер складского хозяйства Николай Викторович Тарасенко. Очень грамотный специалист, досконально знающий работу складского хозяйства и смежных структур. Думаю, ему интересно было строить новое предприятие с новой технологией.
– Получается, что Заполярный филиал потерял ценного специалиста?
– Николай Викторович  работает фактически на нас, так что мы в большей степени приобрели, чем потеряли.
 
Задвижку искали целый день
– Ваша служба постоянно реформируется, реорганизовывается. За 15 лет работы в Снабе вы припоминаете периоды стабильности?

– Многие ностальгируют, вспоминая советские времена, когда все было понятно. Каждый знал, что со временем можно претендовать на должность начальника отдела, потом, если повезет, можно стать заместителем начальника. После рабочего дня не задерживались, если, конечно, это не был период заявочной кампании. Естественно, что и штат был другой, и функции иные. Потом в Москву были переданы полномочия по заключению договоров, платежи, а в Норильске остались сбор заявок, контроль, складская обработка.
Преобразования были неминуемы с появлением нового собственника. В Москве создались крупные представительства, взявшие сначала функции контроля над организацией всех процессов в Норильске, а потом и часть самих процессов. Это был период, когда на комбинате не было денег, были долги по зарплате. Когда появились средства, изголодавшись, закупили сразу много всего. В 1999-м были установлены рекорды по завозу грузов в НПР, что привело к затовариванию складов. Переработать такое количество ресурсов предприятия были не в состоянии...
Помню случай, когда, для того чтобы выдать Надеждинскому заводу задвижку, мы почти целый день расчищали проход на складе, чтобы ее достать. Она оказалась в дальнем углу... На складах находились грузы, которые мы не в силах были даже просчитать и принять в разумные сроки. Контейнеры стояли на улице в три-четыре этажа...
Естественно, это вызвало соответствующую реакцию у людей, умеющих считать деньги. Решено было менять систему. Был полностью остановлен закуп. Везлись только технологические материалы. Максимально использовалось завезенное впрок, но часть ресурсов все же пришла в негодность, что-то оказалось вообще невостребованным.
– При ком был запущен механизм перемен?
– Реформирование началось при Хлопонине. Позже стратегию определял Юрий Николаевич Рындин – заместитель генерального директора, курировавший блок МТС. А на подготовку и реализацию конкретных мероприятий много сил и времени положил самый главный наш руководитель, учитель, можно сказать, Александр Нусинович Дельник. Он долгое время работал в ЗФ, на никелевом заводе, в производственном управлении, потом был заместителем директора по материально-техническому снабжению. Уехал в Москву, возглавив в столице дирекцию по МТС. В Норильске его место занял Юрий Самойлович Щербатюк. Эти два человека много сил, времени, идей потратили на реформирование системы МТС.
 
Купить лишнее – хуже
– Стратегия и тактика были безошибочными?

– Были и перегибы. Там, где рубят лес, щепки летят... Невозможно было такую огромную махину развернуть, перестроить без каких-то издержек. В процессе перестройки возникали проблемы с обеспечением, но они решались без каких-либо форс-мажорных остановок производства. Время было непростое, денег на материально-техническое обеспечение выделялось немного, так как были большие запасы. Иногда получалось так, что всего много, а нужного как раз и не хватало. В деле снабжения купить лишнее – хуже, чем не купить.
– Сколько вас сегодня в УМТС?
– 37 человек. Раньше у нас отдельно было управление импортных поставок. Теперь они входят в УМТС, плюс отдел переводчиков, работающих с технической документацией. Разговорный язык – это одно, а когда начинаешь переводить инструкции, то сталкиваешься совсем с другим значением слов и выражений. Люди, знающие язык, не всегда могут сделать грамотный технический перевод, иногда получается даже смешно.
– Откуда переводчики попали к вам?
– Они и раньше работали в управлении внешнеэкономических связей. Начальник отдела Сергей Александрович Харитонов – полиглот. Когда приезжают иностранные специалисты на наладку оборудования, часто просят, чтобы он поработал с ними. Кроме того что переводит, он еще и гайки крутить поможет. Жаль, что старая гвардия потихонечку уходит, а с притоком новых кадров сложновато. В период оптимизации численность нашу постоянно снижали, это привело к тому, что остались только те, кто выполняет необходимые технологические операции. Та молодая поросль, что была раньше, подучившись, как правило, занимала освободившиеся места. Сегодня все усложнилось.
 
Кочующие проблемы
– А как относятся к нововведениям отцы-основатели службы?

– Однажды у меня была встреча с Владимиром Ивановичем Полищуком. Его пригласили в Норильск, он заехал в Снаб, а я как раз оставался на хозяйстве. Он спросил, какие у нас сегодня проблемы, и рассказал, как их решали раньше. Выяснилось, что много сложностей перекочевало и в день сегодняшний. Например, разорванные партии, длинные поставки и тому подобное. Да и методы решения не особо изменились. Изменились инструменты. Сегодня появились компьютеры, очень хорошая связь. У нас внедрено в портах перевалки, Архангельске и Мурманске, программное обеспечение на базе SAP R3, и теперь мы видим, что грузят, что поступает в конторы, видим накладные. Система, конечно, не идеальная, есть к чему стремиться, но по сравнению с тем, как это было раньше, работать стало значительно легче и проще. Когда это было на бумаге, после подхода судна сюда везли машину документации...
У нас уникальное предприятие в плане транспорта. Железной и автомобильной дорог на материк нет, затопляемый порт. Два-три месяца в году мы практически без транспорта, так как ничего привезти сюда, кроме как самолетом, не можем. А это дорогое удовольствие. Поэтому мы должны планировать поставку таким образом, чтобы на время паузы предприятия не оставались без ресурсов. Межнавигационная пауза – это как раз апрель-май-июнь, начало всех ремонтов. Надо закупить и привезти все заранее. Это тоже надо уметь делать.
Есть грузы, которые везутся только по реке: взрывчатые вещества, крупные, навальные... Есть свои сложности при их закупке и доставке. Сейчас организацией транспорта занимается блок транспортной логистики в Москве, но сбои у них по-прежнему отражаются и на нас. Мы обязаны заранее их предвидеть и принимать меры.
Бывают сюрпризы и приятные, и неприятные одновременно. В прошлом году у нас было сверхплановое производство продукции, потребовалась тара для отправки. Срочно завозили, часть пришлось доставлять самолетами. В итоге отработали хорошо.
– Вы уже общались с новым директором Заполярного филиала?
– С Евгением Ивановичем Муравьевым мы встречались на второй день его работы в статусе директора Заполярного филиала. Мы рассказали о своих функциях, проблемах. Он нас внимательно выслушал.
Андрей Евсеев пришел в норильскую “академию снабжения”, когда службе исполнилось полвека
Переработка грузов на складах давно ведется с помощью портальных кранов
0

Читайте также в этом номере:

Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск