Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Послания из прошлого
СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ
22 марта 2012 года, 16:12
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ирина КАЗАНСКАЯ, Людмила МАЛИНИВСКАЯ
Письма военных лет… Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут читать потомки. Поэтому не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни  на пунктуацию – не до того им было тогда. Но каждый раз, читая послания из прошлого, мы испытываем настоящий трепет. Эти страницы бесценны.
В семье первоклассника школы №23 Глеба Евсеева хранится два старых письма. Настоящая семейная реликвия. Письма эти были написаны более 70 лет назад.
– Они остались в нашей семье после смерти моей прабабушки Нины Константиновны Казанской, которая берегла их всю жизнь, – рассказывает мальчик. – Теперь письма принадлежат моей маме, и она хранит их очень бережно в отдельной папке. Послания эти прабабушке написал ее муж, мой прадедушка Михаил Иванович Казанский, во время Великой Отечественной войны. Это очень трагическая история. Прабабушка и прадедушка жили в Ленинграде и были очень счастливы. Они любили друг друга. У них было двое детей. Когда началась война, старшей дочке было четыре года, а младшему сыну (моему дедушке) – всего два месяца.
Во время эвакуации Нину с детьми отправили из Ленинграда в Ярославскую область. Михаил остался в осажденном городе.
– Как и другие жители, прадедушка защищал свой город от фашистских захватчиков, – продолжает Глеб. – Письма, которые моя семья сегодня бережно хранит как реликвию, он писал уже из блокадного Ленинграда.
 
Всего наилучшего!
Первое послание датировано 4 августа 1941 года.
“Здравствуй, многоуважаемая моя Нинуля! Посылаю тебе, детям и всем родным свой сердечный, пламенный привет. Желаю вам всего наилучшего в вашей жизни, а это самое главное…” – так начинается это письмо. “Теперь мы военизированы, носим уже военную форму, выдали также новые сапоги по две пары, нательное белье, полотенца, носовые платки, воротнички и так далее. Из продуктов выдают на руки только сахар да мыло. Я получил промтоварную карточку, купил по ней только кусок туалетного мыла , так как покупать больше нечего, да и не на что”.
Обыденные на первый взгляд вещи, но за скупыми строчками письма чувствуется, как нелегко приходилось тем, кто остался в осажденном городе. Самое удивительное было – несмотря ни на что, люди верили: победа не за горами, совсем скоро они увидят своих близких, с которыми им пришлось расстаться. Надежда на это помогала им переносить лишения.
 
Жизнь будем ценить
Второе письмо написано спустя несколько месяцев, 6 декабря 1941 года. “Здравствуй, дорогая жена Ниночка! Посылаю от всей души искренний привет тебе, детям и всем родным. Желаю всего наилучшего в вашей жизни, а главное – здоровья. Сообщаю, что жив, здоров, порядочно только поседел. Переживаем мы здесь всего много, и, вероятно, придется еще больше пережить. Дома у нас пока все в порядке…” (Когда прабабушка потом вернется в освобожденный от блокады Ленинград, от дома, в котором так счастливо жила их семья, останутся одни развалины.) “…На днях ездил поискать каких-нибудь продуктов… мне помнится, что были там завалявшиеся сушеные грибы и овсянка, но ничего не оказалось. Очень, конечно, я рассердился… что у нас с тобой ничего лишнего не завалялось, а теперь бы вот мне очень пригодилось от истощения…” Письмо заканчивалось словами: “А пока будем жить и надеяться на лучшее, счастливое будущее. Если будем живы да здоровы – жить будем иначе. Жизнь будем ценить”.
– Прадедушка погиб при обороне Ленинграда в 1942 году, – продолжает мальчик. – Об этом говорится в справке, которую прислала прабабушке войсковая часть ПП-22992. Она сейчас тоже хранится у моей мамы.
Где похоронен защитник Ленинграда Михаил Казанский? Этого из его родственников никто не знает. Вполне вероятно, на Пескаревском кладбище в братской могиле.
– От прадедушки у нас ничего не осталось. Нет даже его фотографии. Только справка и эти письма, – говорит Глеб. – Мама всегда плачет, когда их перечитывает… Но благодаря этим письмам мой прадедушка, который погиб, выполняя свой долг перед Родиной, будет долго жить в памяти нашей семьи.
 
Если у вас дома есть интересные вещи, звоните по телефонам 46-60-56, 46-65-58.
Публикации о них выйдут в рубрике “Семейная реликвия”.
Глеб изучает историю своей семьи
0

Читайте также в этом номере:

Оперативно (Лариса МИХАЙЛОВА)
Где у него кнопка? (Андрей СОЛДАКОВ)
Мозговой штурм (Юлия КОСТИКОВА)
Убрать пыль рукавом (Андрей СОЛДАКОВ)
Первый пошел (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск