Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Работа с перчинкой
С ДНЕМ ШАХТЕРА!
26 августа 2011 года, 12:16
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Что общего может быть у человека, который более трех десятков лет проработал в карьере рудника “Заполярный” (бывший “Медвежий ручей”), и молодого специалиста со стажем чуть меньше года? Тем не менее общее у них есть. Заслуженного работника ЗФ Владимира Филатова и молодого специалиста Сергея Борисенко объединяет любовь к нелегкой, но поистине мужской профессии горняка.
Первая запись в трудовой книжке у заместителя главного механика рудника “Заполярный” Владимира Филатова появилась более тридцати лет назад, в ноябре 1979 года.
– Я служил на Севере, – рассказывает он, – в Норильской воинской части. Демобилизовавшись, решил остаться здесь. Тем более в Норильске у меня были родственники, друзья.
Устроился Владимир монтером пути в желдорцех карьера “Медвежий ручей”. Предприятие гремело тогда на всю страну. За год до того, как на “Медвежку” пришел Филатов, в апреле 1978 года, здесь была отбита миллиардная тонна горной массы.
– До того времени, пока не открыли талнахские месторождения, это было одно из основных горных предприятий Норильска, – вспоминает зам главного механика. – Представьте масштабы: сегодня на “Медвежке” работает чуть более 100 человек, а в те годы – около трех тысяч! Ночью на “Медвежке” все светилось: море огней. Поезда ходили. Руду в то время доставляли машинами, вскрышу возили электровозами. Транспортная схема изменилась где-то в 80-е, когда горную массу стали вывозить БелАЗами. Но я к тому времени уже перешел работать бурильщиком.

“Настоящий директор”

Это сегодня в карьере рудника “Заполярный” применяется шарошечное бурение, благодаря чему скорость проходки довольно высокая. Бурильщики работают на импортном дизельном оборудовании – DML-HP фирмы “Атлас Копко” и D75KS производства “Сандвик Майнинг”. А тогда, три десятка лет назад, применялись в основном отечественные буровые станки БАШ-250, СБШ-250 и МНА-32. Труд был тяжелый. Впрочем, и без того немногословный Филатов о трудностях вспоминать не хочет.
– Нормально, – пожимает плечами он.
Заметно оживляется лишь тогда, когда речь заходит об истории карьера, о директоре “Медвежьего ручья” – легендарном Юрии Мамашеве.
– Умер он здесь, на работе, – грустно кивает в сторону портрета Мамашева на стене в своем кабинете Владимир Филатов. – Мне довелось поработать при нем. Хороший человек, отличный руководитель. Один из лучших, кого я знал. Настоящий директор.

Перспективы есть

Совмещать работу с учебой в Норильском индустриальном институте для многих производственников в прежние годы было обычным делом. Владимир не стал исключением. Поступил на вечернее отделение НИИ. Было ли тяжело работать и одновременно учиться, когда у тебя семья? “Нормально”, – снова говорит Филатов.
Карьера его продвигалась. Он стал мастером горно-экскаваторного участка. В 1998 году был назначен на должность главного механика карьера “Медвежий ручей”, с 2008 года вплоть до реорганизации предприятия работал начальником “Медвежки”.
На глазах Филатова прошли неоднократные реконструкции предприятия. Появилось более производительное горное оборудование. Экскаваторы, водоотлив, буровые станки – все сегодня в ведении заместителя главного механика. Эксплуатация, ремонт… Хлопот хватает. Хотя, конечно, мощности у карьера уже не те. И оборудования стало меньше.
– В прошлом году карьер, после реорганизации вошедший в состав рудника “Заполярный”, отпраздновал свой юбилей – 65 лет, – говорит Владимир Филатов. – Приличный срок. В соответствии с проектом наше предприятие будет работать до 2016 года. Но я думаю, перспективы у него есть. Сейчас институтом “Гипроникель” проводятся работы по дальнейшей отработке юго-западного борта карьера. В четвертом квартале будет решаться вопрос относительно нашего будущего. Уверен, еще как минимум лет десять, а то и больше карьер проработает.

“Своих бурильщиков и обучал”

Даже к напряженному рабочему графику, когда нет праздников и выходных, с годами можно привыкнуть. “Нормально”. Единственное, о чем нет-нет да и сожалеет Владимир, – не получается заниматься, как прежде, спортом. Раньше он очень любил велосипед (“В свое время объездил на нем всю страну”), лыжи (“В армии даже в спортроту звали, в Новосибирск”).
А вот от наставничества Филатов никогда не отказывался. Всегда находил на это время. Несколько лет назад он работал по совместительству в центре подготовки персонала комбината преподавателем.
– Своих бурильщиков, с “Медвежки”, я и обучал, – говорит заместитель главного механика. – Большая их часть сегодня работает в карьере.  
Авторитетное мнение отца сыграло в свое время роль и при выборе профессии сыном. Максим Филатов тоже горняк, работает заместителем начальника участка на руднике “Заполярный”. (Младшая дочь Владимира Лиза учится в третьем классе гимназии.) Так что теперь у Филатовых – династия.
Многочисленные благодарности, грамоты, звания “Кадровый работник комбината”, “Ветеран труда ЗФ”, а нынче и “Заслуженный работник ЗФ” – руководство за все эти годы неоднократно отмечало труд горняка. Сам Филатов к званиям и регалиям равнодушен.
– Никогда не было желания сменить место работы? В карьере ветер, туман, гололед… Да и, может быть, под землей больше платят?
– Нет, – удивляется такой постановке вопроса Владимир Филатов. – Звали меня на другие предприятия – не пошел. В свое время я пришел на карьер как открытчик. И еще планирую здесь поработать.
 
Даже опытные работники отдела кадров удивляются карьере молодого специалиста рудника “Заполярный” Сергея Борисенко. На работу парня, проходившего когда-то здесь практику, приняли в сентябре прошлого года. А сейчас он уже исполняет обязанности начальника участка.
– Первое время, конечно, очень волновался, – не скрывает молодой производственник. – Ответственность большая. На подземном участке очистных работ (ПУОР-1), где я работаю, около 50 человек. Участок у нас передовой. Если остальные выполняют вспомогательную работу (проводят буровзрывные работы, готовят технику), то наш участок – добычи – непосредственно извлекает из подземных недр руду.

Что это так шипит?

В свое время вопрос выбора – куда поступать после окончания школы – Сергеем Борисенко даже не рассматривался. В Норильский индустриальный институт. Профессия горного инженера всегда востребованная, высокооплачиваемая.
– И с перчинкой, – добавляет Сергей. – Мужская работа, я считаю. Есть космонавты, есть подводники… Шахтеров тоже можно было бы внести в этот список – экстремальных, опасных профессий.
Он хорошо помнит свой первый спуск под землю. Это было на третьем курсе института. Первая практика на “Заполярном”. Шестой участок.
– Выдали нам робу, – вспоминает Борисенко. – Естественно – ТБ. Конечно, все это мы уже знали из лекций, которые нам перед этим читали в центре подготовки персонала. Но то была теория, а здесь – реальность. Спустился под землю и на себе почувствовал этот подземный запах, сжатый воздух, проветривание… Помню, я тогда, услышав характерное шипение, испугался, спросил у мастера: “Что это?” А он мне спокойно так отвечает: “Сжатка!” Именно в тот момент пришло реальное понимание того, на кого я учусь, куда я поступил. Сейчас все эти ощущения, конечно, притупились, но интерес к работе остался. Для меня он оказался сильнее страха. Я считаю, очень просто понять, сможет человек работать в шахте или не сможет. Достаточно ему один раз спуститься под землю. Кто-то боится осознания того, что над твоей головой земная толща, кто-то в принципе не хочет работать. Но по-другому не получится. Среди мужиков авторитет зарабатывается как раз не тем, у кого машина круче или денег больше, а тем, как ты относишься к делу. Именно от этого зависит уважение к тебе.

Отправили в самостоятельное плавание…

После окончания института норильчанин год отслужил в армии. А демобилизовавшись, принес документы на “Заполярный”, где студентом проходил практику.
– Я сам принимал решение, с каким рудником мне связывать свою судьбу, – говорит Сергей. – Можно было устроиться на “Таймырский”, можно – на “Октябрьский”, но я решил трудоустраиваться на “Заполярный”. Конечно, предприятие это старое, ему уже не один десяток лет. Но в связи с открытием Масловского месторождения у него сейчас появились перспективы. И мне это интересно.
Из грозов, всего через месяц, Сергей Борисенко был переведен на должность горного мастера.
– За девять смен я прошел стажировку, после чего меня выпустили в самостоятельное плавание, – смеется он и уже серьезно: – Мастер – это очень ответственная должность. “Погода” в шахте всегда очень изменчива. Бывает, техника подводит, бывают еще какие-то непредвиденные ситуации. При этом нужно уметь ладить с людьми. Но, наверное, начальство посчитало, что я справился. Уже в июне меня перевели на должность заместителя начальника ПУОР-1.

“Улыбка” для семьи

Спрашивать молодого человека о его желании сделать карьеру в компании не имеет смысла.
– А иначе зачем я тогда учился? – пожимает плечами Сергей. – Конечно, есть немало людей, которые, имея высшее образование, не хотят развиваться, довольствуются тем, что имеют. Но у меня другое мнение на этот счет. Я считаю, что даже за этот неполный год я узнал о производстве столько, сколько не смог бы узнать, если бы просидел на одном месте в одной должности. Поэтому на все предложения я соглашаюсь. Почему нет?  
Единственное, на что сетует Сергей, – не всегда удается уделять достаточно времени семье. Жене и маленькой дочке пока сложно привыкнуть к тому, что график работы у него такой плотный.
– Вчера я весь день отработал, съездил на два часа домой поспать. Потом – работа в ночь, и вот до сих пор я здесь. А что делать? – разводит руками Сергей. – Тут выбор один: либо работать, либо не работать. Зато, возможно, День шахтера – первый в моей жизни профессиональный праздник – получится провести на турбазе “Улыбка” не только с коллегами, но и с семьей.
Сергей БОРИСЕНКО
0

Читайте также в этом номере:

Пыль для горняка (Марина СОКОЛОВА)
УМ да разУМ (Лариса ФЕДИШИНА)
“Русалу” дали срок (Виктор ЦАРЕВ)
Гранатовый остров (часть 6) (Владимир ЭЙСНЕР)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск