Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Тысяча дней на велосипеде
Из дальних странствий возвратясь
7 ноября 2010 года, 13:45
Текст: Марина БУШУЕВА
Около тридцати стран, преодолев более сорока тысяч километров, проехали на велосипеде россиянка Елена и  ее французский друг Гаэль. Тысяча и четыре дня в пути. О том, как отправиться в такую поездку, где взять денег и не страшно ли хрупкой девушке путешествовать по таким странам, как Пакистан, Елена Чернышова рассказала в эксклюзивном интервью “Заполярному вестнику”.  
Все началось с детской мечты увидеть мир своими глазами, испытать собственные силы, окунуться в стихию приключений...
Гаэль, вдохновитель проекта и его организатор, скучая на уроках географии, где учитель рассказывал про далекий Владивосток, решил дойти пешком до этого города по загадочной России. Ему тогда было 14 лет. С тех пор идея претерпела ряд изменений. Гаэль подсчитал, что пеший путь займет слишком много времени, и выбрал более быстрый способ передвижения – на велосипеде.
– Изначально в поездку собирались четверо смельчаков – двое из России и двое из Франции. Но пока шла подготовка к путешествию, один участник нашел интересную работу, другой встретил девушку. И хотя  нас осталось только двое и мы не были профессиональными велотуристами, отказываться от  мечты не собирались, – рассказывает Елена.
 
Самая длинная дорога
Гаэль мечтал увидеть Владивосток, который и стал целью всего пути. Дорогу до восточной точки континента было решено проложить через страны Европы, Центральной Азии, Индостана, Юго-Восточной Азии и Китая, а вернуться по Транссибирской магистрали, имеющей во Франции мифический статус самой длинной дороги мира.
– Для нас было важно заглянуть в самые отдаленные уголки Евразии, встретиться с жителями, узнать культуру стран непосредственно от ее представителей, а не из путеводителей. Поэтому наш маршрут пролегал через сложные участки: пустыня Кызылкум, горные районы Памира, Каракорума, Хиндукуша, Гималаев, пустыня Гоби... Чем труднее был маршрут, тем интереснее были встречи, а великолепные пейзажи компенсировали затраченные физические усилия.
Родители Елены сами мечтали путешествовать и с пониманием отнеслись к выбору дочери, хотя до последнего не верили, что ребята действительно отправятся в эту экспедицию. И волновались. Особенно когда у дочери не было возможности делиться новостями больше десяти дней. Тем временем за плечами велосипедистов остались Франция и Германия, Австрия, Венгрия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Китай…
 
Круче гор… только бюрократия
– Мы достаточно быстро вошли в ритм и на обычных участках маршрута трудностей не испытывали. На равнинах проезжали по 120–130 километров в день. Тяжело было в горах. В Гималаях мы проехали по второй по высоте автомобильной дороге в мире, перевал находился на высоте
5300 метров. Из-за нехватки кислорода даже малейшие движения требуют колоссальных физических усилий. У меня сильно кружилась голова, тошнило, я не могла элементарно удержать равновесие на велосипеде. Нелегко пришлось и в пустыне Гоби, в Монголии, из-за постоянной жары в 40–45 градусов и невозможности укрыться от солнца.
Три года ребята жили по “птичьему” режиму – вставали вместе с солнцем и останавливались с его заходом. Летом дни были очень долгие, зато зимой на ночлег приходилось останавливаться уже в 15–16 часов. В среднем ребята крутили педали по шесть-семь часов и проезжали примерно
70 километров в день. В итоге накрутили 30 тысяч километров на велосипеде и преодолели более 10 тысяч километров на попутном транспорте, к которому иногда приходилось прибегать.
Но природные трудности оказались не самым большим препятствием.
– Сложнее всего, пожалуй, было организовать пребывание Гаэля в России, в которой мы провели около шести месяцев. У моего спутника была бизнес-виза на полгода. Она предполагает, что иностранец может находиться в России три месяца в первое полугодие и три во второе. Значит, если человек использовал первые три месяца, а до начала второго полугодия осталось два месяца, то ему надо покинуть территорию нашей страны на эти два месяца. Помимо того, по этой визе иностранец не может находиться в стране непрерывно шесть месяцев, ему все равно нужно выехать и заново въезжать в страну. В общем, в самом разгаре нашего путешествия по Уралу Гаэль был вынужден покинуть территорию России на две недели, что было, конечно, очень неудобно.  
 
С миру по доллару
Профессиональный путешественник в год тратит около 3000 долларов, чуть больше стоимости двухнедельных каникул по туристической путевке. Так как у вчерашних студентов личных средств было немного, ребята подключили к проекту спонсоров: велосипедную компанию, немецкого производителя спортивной одежды и правительство Франции (Гаэль получил грант за проект в Министерстве юношества и спорта).
– Жить в городе дороже, чем путешествовать. В дороге мы на двоих тратили от 150 до 300 евро в месяц в зависимости от страны пребывания. Больше всего денег съедали визы, например, виза в Пакистан обошлась в 120 долларов с человека. Но, конечно, мы не шиковали – питались очень просто: рис или макароны с каким-нибудь соусом, жили в палатке, часто нас приглашали в гости местные жители, в городах мы останавливались у ребят из сообщества Couchsurfing.
Важной составляющей экспедиции был культурный проект популяризации архитектурного наследия, который ребята реализовывали при поддержке Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС). Путешественники  посетили множество памятников архитектуры, как всемирно известные, так и местного значения, производили их фотосъемку. На основе собранного материала в скором времени будет создан интернет-ресурс.
 
Курица в подарок
Прошу Елену рассказать интересные истории, которых за два с половиной года наверняка набралось не мало.
– Мне сразу вспоминаются два случая: индийская охота и киргизская курица. В Киргизии мы оказались в начале весны. Поехали по небольшой горной дороге, которая из-за дождей превратилась в грязевое месиво. Велосипед приходилось толкать, он то и дело увязал в глинистой земле. Когда мы наконец добрались до перевала, багажник Гаэля сломался, и мы были вынуждены остановиться в небольшом сарае для ремонта. Вечером появился на лошади хозяин сарая и начал настаивать, чтобы мы спустились в долину к нему в гости. Представить повторный невыносимый подъем по размытой дороге мы не могли, поэтому приглашение отклонили. Тогда хозяин решил сам принести нам что-нибудь поесть и через некоторое время появился с живой курицей в руках: “Вот вам курочка, я не знаю, как вы ее любите готовить, поэтому принес живую”.
Потрошить птицу мы были не готовы, поэтому курица пожила с нами два дня, ехала на велосипеде в подвешенном к рулю пластиковом пакете. Мы подарили курицу первому встретившемуся на пути киргизу.
В Индии тоже произошел забавный случай. Мы остановились на ночлег в палатке в лесочке, разделяющем два поля. Когда стемнело, стали раздаваться странные звуки: “э-э-э-э-у-у-у-а-а-а-а”, “е-г-е-г-е-е-е-е-у-у-у”. Звуки издавал человек, мы перебирали все возможные варианты их смысла: корову ищет, друга зовет, с ума сошел… Пока не послышались выстрелы... Оказалось, что индийцы устроили ночную охоту, а сумасшедшие крики в лесочке были обращены к прячущимся в нем зверям. Ночь мы провели, стараясь не произнести ни звука, а то еще пальнули бы по палатке...
 
Совсем не страшно
“Какая страна вам понравилась?” – я не могла этого не спросить.
– Пакистан. В северном регионе этой страны встречаются три горных массива: Каракорум, Хиндукуш и Гималаи. Пейзажи поражают своей красотой и разнообразием. Отвесные крутые горы с небольшими зелеными оазисами чередуются с пологими долинами, на горизонте виднеются восьмитысячники (горные пики Гималаев) с заснеженными вершинами. Настоящий гимн природной красоте.
– А население?
– Люди тоже очень приветливые. Когда мы въезжали в эту страну, мне было немного неуютно из-за существующих стереотипов, навязанных СМИ. Но через несколько дней все мои опасения развеялись, настолько приятным было общение с людьми, а вместо запланированного одного месяца мы провели в стране целых три.  
Мы вообще остались под большим впечатлением от стран Центральной Азии: Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Монголии. Люди там очень доброжелательные, дружелюбные и веселые, нам всегда оказывали теплый прием, часто приглашали в гости.
– Страшно не было?
– У меня был хороший защитник (улыбается).
– Какая пища понравилась больше всего?
– Плов в Узбекистане. Блюда из морепродуктов в Юго-Восточной Азии. Момо (что-то между пельменями и мантами) с сыром в Ладакхе.
– В путешествии вы сильно похудели?
– Гаэль за время поездки похудел больше чем на десять килограммов, я на протяжении всего путешествия оставалась в прежней форме.
 
Пожить, но не остаться
В Книгу рекордов Гиннесса Гаэль и Елена не попали. Так как подобных путешествий в мире организовывается много. Люди отправляются в путь пешком, на лошадях, велосипедах, мотоциклах... Во Франции есть семейная пара, которая путешествовала на велосипедах около 13 лет. В дороге у них родилось двое детей, они следовали за родителями в небольшом прицепе, крепившемся к велосипеду. Путешествие семейная пара прекратила, когда детям пришла пора идти в школу.
– Но мы и не рассчитывали на какое-то признание, дипломы и почести, – признается Елена. – Главное, что путешествие расширило кругозор и научило формировать собственное независимое мнение. Я стала более терпелива и с большим пониманием и терпимостью относиться к людям.
Кроме того, мы приобрели друзей, и теперь у нас есть возможность общаться с ребятами из Центральной Азии, Паки-
стана, Индии, Малайзии, европейских стран... В Москве нам удалось встретиться с молодыми людьми из Киргизии, у которых мы были в гостях во время путешествия.
– А есть ли возможность реально остаться в другой стране?
– Возможность всегда есть, было бы желание. Нам в Пакистане в племени калашей предлагали остаться в качестве преподавателей английского языка. Но, честно говоря, не знаю, хотела бы я где-то остаться навсегда. Во многих странах мне было бы интересно пожить некоторое время, узнать больше об их культуре. Меня притягивает Россия и страны Азии. Хочу исследовать северные районы нашей страны, побывать в Азербайджане, Армении, Иране...
 
Норильск – в планах
После возвращения Елена с Гаэлем обосновались во Франции. Они организовали несколько выставок и конференций о путешествии, а сейчас готовят к публикации статьи, фоторепортажи и начали работу над книгой.
– Пока мы испытываем чувство радости, что наконец-то дома. За два с половиной года мы здорово устали от постоянных перемещений, смены обстановки, необходимости менять свои привычки. У нас накопилось множество впечатлений, и мы рады, что наконец-то сможем ими поделиться.
Но уже не хватает спонтанности, неожиданности. В будничной  жизни события часто планируются за несколько месяцев, иногда за год  до самого события. Это программирование во многом ограничивает свободу.
Напоследок традиционно спрашиваю Елену о планах на будущее.
– Я серьезно увлеклась фотожурналистикой. Сейчас она становится моей профессией. Планов и проектов много, среди них есть и проект о Норильске и северных регионах России.
А у них во дворе...
Шахматы – игра интернациональная
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск