Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Полярный мост” в шесть тысяч километров
Взгляд со стороны. Владимир ЭЙСНЕР, фанат Арктики
11 марта 2011 года, 11:07
Будучи проездом в Москве, узнал от своих друзей по прежним экспедициям в Арктике сногсшибательную новость: запланирован перелет на дирижабле из России в Канаду через Северный полюс. Воздушная трасса свяжет самые северные населенные пункты Евразии и Северной Америки, 2000 километров маршрута пройдут надо льдами Северного Ледовитого океана. Российский дирижабль “АТЛАНТ-6” будет перебазирован из поселка Киржач во Владимирской области, где он сейчас находится, в поселок Хатанга. Здесь я прожил многие годы до отъезда в Германию и всегда рад встрече с земляками.
Так вот, дирижаблю предстоит пересечь территории Урала, Западной Сибири и плато Путорана. Отрезок маршрута из Хатанги на Таймыре до поселка Алерт на Канадском арктическом архипелаге пройдет через Ледовитый океан. Весь проект получил название “Полярный мост” (Polar Bridge). Старт экспедиции намечен на март 2011 года. Тренировочные полеты уже начались!
После последних полетов над Арктикой дирижаблей (в переводе – “управляемый”) прошло 80 лет. Все это время главную роль в освоении Арктики играли самолеты и вертолеты. И все же первым воздушным судном в небе над Северным полюсом был дирижабль “Норвегия”. Это было в 1926 году. Руководил экспедицией знаменитый путешественник Руал Амундсен, а управлял дирижаблем, построенным в Италии, изобретатель Умберто Нобиле. К сожалению, экспедиция Нобиле в 1928 году закончилась неудачей. Дирижабль был потерян. Люди, в том числе и Амундсен, вылетевший на поиски пропавших итальянцев, погибли.
Но развитие дирижаблестроительства на этом не закончилось. Самых больших успехов к этому времени достигла Германия, имевшая уже тридцатилетний опыт строительства летательных аппаратов легче воздуха этого типа. В 1930 году дирижабль LZ-27 Graf Zeppelin в сопровождении советских самолетов два с половиной часа кружил над Москвой. На почтовой марке того времени “Граф Цеппелин” запечатлен над храмом Христа Спасителя. Жаль, что вскоре его взорвали…
Впрочем, на сегодняшний день и храм восстановлен, и дирижабли не исчезли. Все эти годы они совершали регулярные почтово-пассажирские перелеты через Атлантику в Бразилию и США всего за четыре-пять дней. Размеры и возможности этих летательных аппаратов впечатляют и сегодня. LZ-27 Graf Zeppelin, например, при длине в 236 метров имел наибольший диаметр 30 м, оболочку, наполненную водородом, приводился в движение пятью моторами мощностью 530 лошадиных сил каждый и мог летать со скоростью до 130 километров в час.
Еще одна страничка истории – исследовательская экспедиция “Графа Цеппелина” в Арктику. Она состоялась в конце июля 1931 года. Дирижабль всего за неделю преодолел расстояние в 10 600 километров, пролетев по маршруту Берлин – Ленинград – Земля Франца-Иосифа – Северный полюс – Таймыр – Новая Земля – Ленинград – Берлин. Был собран колоссальный научный материал. По договору с немецкой стороной в экспедиции участвовали и советские специалисты.
В 1937 году, после катастрофы дирижабля “Гинденбург”, развитые страны постепенно стали отдавать предпочтение самолетам. Летательные аппараты тяжелее воздуха выиграли гонку века. В настоящее время дирижабли строят 14 стран. Среди них Германия, Англия, Канада, Китай и Россия. Но возможности современных дирижаблей гораздо скромнее прежних.
Проект “Полярный мост” призван стать началом пути к мирному совместному освоению Арктики, когда успех любой из стран позитивно воспринимается мировым сообществом. Немалое значение имеет экологический аспект. Арктика очень чувствительна к негативным факторам человеческой деятельности. Процессы, связанные с глобальным потеплением, и в первую очередь быстрое таяние полярных льдов, во многом зависят от объемов промышленных и транспортных выбросов в атмосферу.
Дирижабль, использующий архимедову подъемную силу, потребляет в шесть раз меньше топлива, чем самолет, и в 15 раз меньше, чем вертолет. Для перелета протяженностью шесть тысяч километров потребуется всего около трех тонн топлива. Это своеобразный “зеленый” рекорд для летательных аппаратов всех типов. Он призван привлечь внимание к проблемам сохранения экологического баланса в Арктике. Спонсором пятимиллионного проекта и одним из пилотов дирижабля является европейский предприниматель, фанат Арктики, имеющий немецкие корни. Его имя пока не разглашается.
0

Читайте также в этом номере:

Золотые руки (Лиза КОТИК)
Родом из детства (Марина БУШУЕВА)
Сначала было слово (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск