Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Жизнь не сериал
Закон и порядок
17 марта 2010 года, 13:13
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Профессиональный праздник встретили вчера сотрудники подразделений экономической безопасности. 16 марта 1937 года был создан знаменитый ОБХСС – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности.
За годы работы эта служба прошла через несколько реорганизаций и переименований. В Норильске отдел по борьбе с экономическими преступлениями появился больше 20 лет назад. О взятках, служебных подлогах, мошенничествах и других преступлениях, совершаемых норильчанами в сфере экономики,  "Заполярному вестнику" рассказал  исполняющий обязанности начальника отдела БЭП Норильского УВД Юрий ГОЛОЛОБОВ.
– Юрий Викторович, многие информагентства сообщают, что в последние несколько лет Красноярский край вышел на второе место в стране по числу экономических преступлений. Как на этом фоне выглядит Норильск?
– Норильск выглядит, конечно, более благополучно, чем другие города края, во многом благодаря своей закрытости. Но и не без усилий сотрудников милиции. В прошлом году за январь-февраль только наш отдел выявил 12 экономических преступлений, в этом за такой же период – 19. Но говорить о росте раскрываемости пока рано, общая картина будет ясна к концу года. Всего в 2009-м мы раскрыли 97 преступлений.
– Среди них какие преобладают?
– Должностные преступления – их выявлено 14. К должностным преступлениям, напомню, относятся получение и дача взятки, халатность, служебный подлог, превышение должностных полномочий. Например, был факт служебного подлога и превышения  полномочий в одной из поликлиник: врач выписал фиктивный больничный лист за деньги.
– Что ему грозит?
– Мы еще ждем решения суда. Но в любом случае уголовная ответственность не украсит ничью биографию, и неважно, будет ли человек лишен свободы на несколько лет или получит условный срок.
 
Ни дать ни взять
–  К особо тяжким преступлениям относится взяточничество. Насколько трудно установить факт дачи или получения взятки?

– Поймать взяточника без помощи гражданских лиц практически невозможно. Нам бы очень хотелось, чтобы к нам обращались горожане, те же предприниматели. Но за всю мою практику – а я работаю в БЭПе с 2000 годa – таких обращений было всего два. Понятно, что, возможно, взятка ускоряет какие-то процессы, помогает чего-то добиться и она обоюдовыгодна. Но не будем забывать, что закон предусматривает и обоюдную уголовную ответственность – не только за получение, но и за дачу взятки. Однако человек, давший взятку, освобождается от ответственности, если имело место вымогательство со стороны должностного лица или если он добровольно сообщил в милицию о факте взятки.
– По каким телефонам можно «добровольно сообщaть»?
– Пожалуйста, телефоны нашего отдела 47-24-14, 47-24-93 и 47-24-30. (Можно звонить мне на сотовый – 8-906-901-65-10.) Вообще успех нашей работы в значительной мере зависит от желания горожан с нами сотрудничать. Но, увы, часто люди отказываются выступать свидетелями – им лень ходить по судам, они не хотят, что называется, заморачиваться.
– Какую спецтехнику вы используете?
– Всего я вам, конечно, не скажу, это государственная тайна (смеется). Но вот, допустим, без видеокамеры ту же взятку сейчас не зафиксируешь. Это в 70-х годах было проще: зашел следователь, увидел на столе деньги – и все, не отвертишься. Диктофонная запись тоже может служить доказательством, но в этом случае нужна дополнительная экспертиза голоса. В прошлом году мы очень плотно работали по взяткам c сотрудниками ГИБДД. Можно сказать, искоренили это явление – в водительской среде быстро стало известно, что машины автоинспекции оборудованы видеокамерами и милиция таким образом ловит водителей-взяточников.
– То, что так много выявлено коррупционных преступлений, о чем-то говорит?
– Ни о чем не говорит на самом деле. Просто мы больше стали работать именно в этом направлении. Вообще судить об экономической преступности только по выявленным фактам вряд ли стоит.
 
Отпетые мошенники
– Обычно финансовый кризис провоцирует подъем экономических преступлений. Стало ли в прошлом году в Норильске больше, например, мошенничеств?

– Нет, экономический кризис на картине преступности в нашем городе не отразился. Хотя мошенников все равно хватает. Вот недавно к нам попал материал по интернет-мошенничеству: человек заказал сотовый телефон, заплатил 15 тысяч через систему "Яндекс-деньги", а телефон так и не получил. Сейчас в Интернете очень много сайтов-двойников, поэтому, заказывая что-то, надо внимательно читать адрес страницы – разница между оригиналом и его двойником, за которым прячутся мошенники, может быть всего в одной букве.
– Есть ли в Норильске случаи нелегального оборота алкоголя?
– Даже если кто-то разливает контрафакт, то в очень незначительном количестве. В крае – да, выявляют целые подпольные цеха. Но в Норильске тот бум, который был в 90-х, когда катали водку на квартирах, давно прошел. Это попросту невыгодно: коммерсанты везут сюда много алкоголя, в том числе недорогого. Что до другого контрафакта, касающегося нарушения интеллектуальных прав собственности, то вы наверняка заметили, что сейчас в норильских магазинах практически нет пиратских дисков с фильмами или программным обеспечением. Без ложной скромности скажу, что это во многом заслуга нашего отдела – в свое время мы  хорошо поработали в этом направлении.
– Несколько лет назад в городе была целая серия судов над расхитителями металла. Что сейчас?
– В данной сфере, если можно так сказать, зимой наступает некоторое затишье. Обычно расхитители активизируются весной. Но в последние годы на предприятиях Заполярного филиала усилилась охрана и хищений стало меньше.  У этих преступлений тоже есть своя специфика – многие из них остаются нераскрытыми. Вот мы нашли спрятанный файнштейн, выяснили, с какого завода он похищен, вернули, а установить, кто именно похитил, бывает невозможно.
– Ущерб от экономических преступлений в Красноярском крае исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей ежегодно. Кто вообще его подсчитывает, как получаются эти цифры?
– У нас, например, есть соответствующий отдел, который проводит документальные проверки и ревизии. Если мы не можем провести проверку сами, то обращаемся в контрольно-ревизионное управление при муниципалитете или КРУ само проводит проверку и направляет нам материалы, в которых указан ущерб.
– Какие преступления раскрываются быстрее всего?
– Те, о которых мы предупреждены или знаем по оперативной информации.
– Вы не можете подробно рассказать, что такое "оперативно-разыскные мероприятия". Но у большинства людей представление об этих самых мероприятиях складывается по детективным сериалам, которых сейчас невероятно много…
Это все сказки. Когда мы их смотрим, то часто смеемся. Ну вот разве что в сериале "Глухарь" иногда бывают моменты, похожие на правду.
 
Беседовала Ольга ПОЛЯНСКАЯ
0

Читайте также в этом номере:

«Иванов слушает!» (Денис КОЖЕВНИКОВ)
А моральная компенсация? (Наталья СМИРНОВА, ведущий специалист отдела потребительского рынка и услуг по Талнаху и Кайеркану)
Весна талантов (Мирослава САДЫКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск