Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
НАШИ ЛЮБИМЫЕ
Тенденции
13 марта 2008 года, 15:30
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Накануне международного женского праздника газеты, телевидение, чиновники были озабочены одной проблемой: какой бы еще найти способ, чтобы сказать нашим милым женщинам, как мы их ценим, любим, уважаем и т.д. Как мы знаем, признания эти недорого стоят: пройдет праздник, наступят будни, и о милых, любимых и единственных забудут ровно на год – до следующего 8 Марта. Такова уж печальная тенденция. Однако в этом году она, к счастью, оказалась нарушенной.
Росгосстат и несколько краевых аналитических центров незадолго до праздника опубликовали несколько отчетов, посвященных «женской теме» в жизни, экономике и социальной сфере Красноярского края. Статистика, как известно, знает все. Знает она и реальное положение женщин. Поскольку данные приводятся по краю, могу только предположить, что в целом общекраевые тенденции совпадают с норильскими.
 
В 2007 году в крае было зарегистрировано 27,2 тысячи браков. В основном замуж выходят девушки в возрасте от 18 до 24 лет. Соответственно, и средний возраст, когда женщина рожает первого ребенка, – 26 лет. Рождаемость в крае растет (об этом не устают говорить как о положительном эффекте федеральных и краевых приоритетных проектов). Правда, по коэффициенту рождаемости (числу детей, которых рожает одна женщина в течение жизни) мы еще сильно отстаем – больше чем в два раза – от европейских стран.
 
Рожать стали больше, а вот сказать, что женщин в краевой экономике прибавилось, увы, нельзя. Во-первых, посмотрим данные о миграционных процессах. В край приезжают (вместе с мужьями) женщины из стран ближнего зарубежья, которые занимают самые низкооплачиваемые рабочие места – дворников, санитарок в больницах, нянечек в детских садах. Одновременно отмечается, что идет сокращение рабочих мест на вещевых и продовольственных рынках – мелкая торговля не выдерживает конкуренции с крупными ритейлерскими сетями и даже просто с большими магазинами. В среднем последние три года количество рабочих мест на рынках сокращается на десять процентов ежегодно, а это, как мы помним, основные «зоны занятости» именно для женщин.
 
Так что получается, что экономика, даже растущая, сильно ограничивает возможности женщины в поиске работы. Вот еще один штрих. Специалисты красноярской рекрутинговой компании «Хэдхант» проанализировали несколько тысяч резюме мужчин и женщин, занятых поисками работы в регионах Восточной Сибири. И выяснилась любопытная закономерность. Женщина затрачивает на поиск работы в среднем в полтора раза больше времени, чем мужчина. При этом, даже когда она работу нашла, уровень ее оплаты будет значительно ниже, чем у мужчины, занятого аналогичным трудом. Замечу, что запросы женщин намного ниже, чем у мужчин. Если среди мужчин основная масса ищет работу с уровнем оплаты не ниже 1,5 тысячи у.е., женщины в большинстве своем согласны работать за 200–500. При том, что лиц с высшим образованием среди женщин намного больше, чем среди мужчин, занятых поисками работы.
 
Иными словами, в сегодняшней экономической ситуации сформировались сугубо «женские» отрасли. Женщин больше (причем в разы), чем мужчин, в сферах, где предлагается не очень высокая зарплата, но при этом к сотрудникам предъявляются высокие требования в том, что касается уровня квалификации, дисциплины и организованности. Посмотрите вокруг и сами увидите, что это – вся наша бюджетная сфера: школы, поликлиники, СМИ, культурные учреждения. Это практически все экономические службы предприятий, во всех бухгалтериях – одни женщины. Поскольку принцип действует везде один и тот же: зарплату платят не очень большую, но требуют, чтобы работник был грамотным.
 
Женщин крайне мало именно в тех отраслях, которые предлагают возможность серьезных заработков: оптовая торговля, промышленность, строительство, связь, транспорт, компьютерные сети. И вовсе не потому, что женщины не хотят туда идти и зарабатывать приличные деньги. Их туда попросту не берут.
 
Ну а напоследок – о приятном. Находясь в невыгодном конкурентном положении на рынке труда (в которое их поставили, замечу, именно мужчины), женщины берут свое в другом. Женщины чаще, чем мужчины, берут кредиты и оформляют ипотеку на покупку жилья. Кроме того, работающие женщины (а трудоспособных женщин в крае 60 процентов) обеспечивают рост потребления. За 2007 год больше всего в крае среди непродовольственных товаров выросли продажи парфюмерно-косметических изделий – на 20 процентов. И больше всего женщин посещают фитнес-центры и получают второе высшее образование. Так что они себя еще покажут, наши милые.
0

Читайте также в этом номере:

В Арктику – с «Вестником»! (Валентина ВАЧАЕВА)
ДОЛЖНИКИ ПРЯЧУТСЯ (Инна ШИМОЛИНА)
ГОРОД ПОКРАСЯТ (Инна ШИМОЛИНА)
Делай как я! (Сергей ИВЛЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск