Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Частники преобразований
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
4 декабря 2014 года, 14:30
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Ростислав ЗОЛОТАРЕВ
Текст: Елена ПОПОВА
Возможно ли одновременно решать социальные проблемы общества и быть успешным бизнесменом – об этом на форуме социальных технологий “Партнерство. Инновации. Развитие” говорили за круглым столом на тему “Социальное предпринимательство: потребности региона”.
– Официального определения такого явления, как социальное предпринимательство, еще не существует, – сразу расставил все точки над i модератор мероприятия, директор Сеульского фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер. – Тем не менее Минэкономразвития уже третий год подряд выпускает приказы в рамках поддержки малого и среднего бизнеса. В большинстве регионов идет софинансирование и финансирование частных предпринимателей, которые готовы решать проблемы общества. По сути, это новое направление социальной экономики. Сегодня оно поддерживается разными программами, в том числе президентскими грантами. Ключевые слова – “производство общественного блага” и “самоокупаемость”.  
С тем, что это совершенно новая тема в России, согласился и представитель “Норильского никеля”.
– Социальный бизнес делает свои первые шаги, тем не менее ряд крупных компаний сегодня поддерживают это начинание, – отметил начальник управления благотворительных программ департамента социальной политики ГМК “Норильский никель” Игорь Сухотин. – Компания выбрала одним из направлений своей большой благотворительной программы “Мир новых возможностей” поддержку и развитие социального предпринимательства, так как это позволяет привлечь новые ресурсы для решения социальных проблем на территории. И второй важный момент: у представителей малого и среднего бизнеса благодаря обучению в школе социального предпринимательства есть возможность повысить устойчивость своего предприятия.
В то время как в Норильске школа социального предпринимательства действует пока только первый год – как пилотный проект “Норильского никеля”, – в Красноярске появились свои первые “выпускники”. Они охотно поделились с участниками круглого стола своим опытом.  
Начинать нужно грамотно
По сути, опыт Юрия и Елены – это яркий пример того, о чем не раз говорил норильским предпринимателям бизнес-тренер Алексей Молчанов: бизнес не делают в одиночку. Масштабный бизнес делают команды.
– Я хочу, чтобы вы понимали, – взял слово бизнес-тренер норильских предпринимателей, учредитель тренинг-консалтинговой компании Business&Business Алексей Молчанов. – Социальные предприниматели – это не бизнесмены в классическом понимании этого слова. Юра, пожалуй, это пример человека, который начал серийный бизнес. И это тоже новая тенденция. Хотя у того же Ричарда Брэнсона 400 различных бизнесов разного масштаба, и он умеет ими управлять… Ключевое здесь то, что человек сумел сделать так, чтобы социальный бизнес стал приносить деньги. Бизнесмен уже зарабатывает. Другое дело, что очень часто благие начинания заваливаются потому, что компетенций не хватает. И наша задача – помочь предпринимателям разработать и запустить их идеи. Человек всегда делает то, что ему выгодно. Эмоционально ли, финансово ли… Если эти две вещи сочетаются – это очень хорошо.
По словам Алексея Молчанова, сегодня наблюдается интересная тенденция: в социальное предпринимательство идут люди, которые предпочитают снижать свои риски.
– Они получают знания в школе социального предпринимательства, беспроцентные кредиты либо кредиты на льготных условиях. Это правильно – начинать нужно грамотно, – уверен бизнес-тренер. – Вторая категория людей, их становится все больше, – это реальные предприниматели, которые в социальном бизнесе увидели перспективные ниши. Причем благодаря определенным стереотипам сильно недооцененные. Люди начинают рассматривать эти ниши как “голубые океаны”, где почти нет конкуренции и где можно получить доход. Ведь зарабатывать можно на марже, а можно – на масштабе. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы люди получали прибыль, если они при этом решают социальные проблемы территории. Другое дело, что всегда должен стоять ключевой вопрос: что я могу сделать полезного?
И в Норильске есть лето
– Очень полезно было бы, если бы у нас была возможность периодически обмениваться идеями социального бизнеса на какой-нибудь площадке, – высказался представитель Норильского союза промышленников и предпринимателей Владимир Булатов. – Важно тиражирование этих идей. Давайте общаться и делиться опытом, который есть у каждого из нас.
Участники круглого стола поддержали эту идею. А модератор мероприятия предложил всем посмотреть ролик: какие модели социального бизнеса существуют сегодня в стране.
– Никто не знает, будет ли окупаема та идея социального предпринимательства, которую вы попытаетесь реализовать, это инновационный сектор экономики, – подвел итоги разговора Владимир Вайнер. – Однако социальный бизнес позволяет пробовать, искать разные решения – как сделать так, чтобы людям стало лучше жить. А чтобы помочь в этом предпринимателям, Минэкономразвития рекомендует открывать в регионах центры инноваций социальной сферы.
Еще один вариант – создавать школы социального предпринимательства. В нашем городе такая появилась благодаря компании “Норильский никель”.
Если есть желание, чтобы люди хотели жить в этом городе, то нужно многое делать по-новому, – отметил Алексей Молчанов. – Шансы на успех есть. Но надо понимать: предпринимательство – это определенная философия и, возможно, даже образ жизни. А социальное предпринимательство – особенно. Понятно, что этих людей изначально не очень много. Но, с другой стороны, кто-то ведь взял и запустил книжные магазины, создал театр на крыше… В конце концов, и в Норильске есть лето.
Магазин вместо машины
Социальный предприниматель Юрий Калашников зарегистрировал в начале этого года ООО “Кафе и книги”.
– Наша идея заключалась в том, чтобы открыть в Красноярске сеть книжных магазинов. В частности, “Федор Михайлович” и “Антон Павлович”. Но мы хотели не просто продавать книги. Важнее было создать место, куда люди могли бы прийти после работы, общаться, заводить новых друзей. Два магазина из этой сети уже работают – “Федор Михайлович” и “Корней Иванович”. Один рассчитан на взрослую аудиторию, второй – на детскую. У нас нет бестселлеров, нет одноразового чтива. Мы продаем только красивые и развивающие детские книги, литературу хорошего качества для взрослых, которой в нашем городе нет либо этих книг очень мало. Так как работаем напрямую с издательствами, наценка минимальная. Кроме того, у нас в магазине много интерьерных вещей, изготовленных руками красноярских рукодельниц. Их также можно купить наряду с книгами.
Юрий выделил три социальные составляющие в деятельности своего предприятия:
– В первую очередь это благотворительность. Совместно с различными фондами мы регулярно проводим мероприятия по сбору вещей, книг и денежных средств для нуждающихся. Организуем встречи с писателями, литературные гостиные. Каждый день в “Федоре Михайловиче” проходят мероприятия. В том числе для молодых мам, детей, научно-популярные лекции… Кроме того, мы всячески поддерживаем местных авторов. Все вы знаете, как трудно добиться издания своей книги и дальнейшего ее продвижения, а “Федор Михайлович” делает это бесплатно. И третья составляющая нашей работы – шефство над детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, для которых пространство наших книжных магазинов может быть хорошим местом для адаптации и социализации.
Приятный бонус – в книжных магазинах бесплатно подают чай и натуральный кофе. А к Новому году для посетителей готовят безалкогольный глинтвейн.
– Это то, что создает атмосферу семейственности… – пояснил Юрий Калашников. – Кофе, понятно, не приносит никакой прибыли, но оно выполняет совсем другие функции, в первую очередь – маркетинговые. Неожиданно всех это очень привлекло. Еще до открытия наших магазинов практически все СМИ города говорили о нас. Более того, за восемь месяцев работы мы ни  разу не платили деньги за рекламу, однако в среднем раз в неделю нас показывают по телевидению… Как показывает практика, стандартная реклама сегодня не работает. Основной канал продвижения наших магазинов – почти 80% – это сарафанное радио. Мы придумали  интересный формат, и люди про нас говорят.
Со стороны участников круглого стола тут же посыпались вопросы:
– Где вы взяли начальный капитал?
– Вместо того чтобы купить вторую машину в семью, я вложил деньги в бизнес.
– Есть ли у вас какие-то крупные спонсоры?
– Это мой второй бизнес, – пояснил Юрий. – Дело в том, что я также занимаюсь экспертизой в области строительства, что создает определенную поддержку. Но в случае с книжными магазинами мне пришлось создавать диаметрально противоположный бизнес тому, что у меня был. Там услуги, а здесь – розничные продажи. Так что я все делал с чистого листа. А сейчас мы готовимся активно продавать франшизу.
– Сейчас этот бизнес дотационный?
– Мы вышли в ноль в первые пять недель. Валовый доход за восемь месяцев составил полтора миллиона рублей. Уточню: его дает микроскопический магазин в 50 квадратных метров.
Нашли крышу
То, что в работе социального предпринимателя наступает такой момент, когда эта деятельность начинает приносить доход, участникам круглого стола подтвердила и красноярка Елена Городецкая.
– Наш проект “Театр на крыше” существует уже третий год, – рассказала она. – Изначально мы также хотели создать в городе “третье место”, где будут собираться наши друзья, где нам самим будет интересно. У нас не было цели заработать деньги. Идея заключалась в том, чтобы провести на крыше театральную постановку.
В первый год ребята организовали три мероприятия, следующим летом – 12, а в этом году – уже 21 спектакль. Сначала сотрудничали с торговым центром “Квант”, а сейчас нашли другую крышу – ТРЦ “Комсомолл”.
– Поначалу у нас не было ничего… Но мы пошли в музеи, различные выставочные центры. Наша идея понравилась. Так у нас появились подушки, на которых могут сидеть зрители, покрытие для крыши, софиты, экраны… – объяснила Елена. – В этом году в нашем театре появилась “Книжная полка”. Работает кафе. Особенность нашего театра в том, что мы сами занимаемся его продвижением, сами продаем билеты. Прибыль идет в основном на оплату работы профессиональных актеров, режиссеров, создание декораций. Тем не менее уже в первый год мы вышли в ноль. А сейчас внедряем бизнес-подход: повысили стоимость билетов со 150 рублей до 500. Но они по-прежнему расходятся за 15–20 минут. Кроме того, билеты стали покупать предприятия.
Успех проекту, по словам его идейных вдохновителей, обеспечивает не только необычный формат мероприятий. Хотя и это тоже.
– Каждый раз мы стараемся придумать какую-то “фишку”. Сделать что-то такое, чего у нас еще не было. В этом году мы договорились о сотрудничестве с режиссером Талгатом Баталовым из московского Театра.doc. Сезон открывали документальным спектаклем о гастарбайтерах “Узбек”, который идет в столице. В чем еще особенность – посмотреть постановку могут не более 200 зрителей: во-первых, на крыше не может уместиться много человек, а во-вторых, должна оставаться некая эксклюзивность.
– Интересная идея, необычная и привлекательная, – высказал свое мнение депутат Норильского горсовета Леонид Соломаха. – Люди устали от стандартов, хочется чего-то нового. Но в Норильске, конечно, такой вариант не пройдет. Не те погодные условия.
– Есть другие форматы, – не согласилась Елена. – В Питере, к примеру, есть лофт-проект “Этажи” – разнообразные выставки, лекции и мероприятия проходят в интерьерах пятиэтажного здания бывшего Смольнинского хлебозавода. Проект может существовать где угодно. Главное – вложить в него душу и найти подходящую форму.
– Как вы обеспечиваете безопасность людей на крыше? – новый вопрос социальному предпринимателю.
– Первое требование к крыше – чтобы она была оборудована перилами, – пояснила Елена. – У нас не курят, мы не продаем алкоголь. А кроме того, во время спектакля на крыше дежурит служба безопасности торгово-развлекательного центра.
Сегодня у театра на крыше появилось множество партнеров. Только один пример: Красноярская филармония предложила провести на крыше совместное мероприятие со швейцарскими джазовыми коллективами.
– Когда создается такой искренний проект, в котором не сквозит жажда прибыли, наблюдается любопытный эффект: вокруг тебя появляются люди, которые тоже хотят в нем принять участие, – поддержал Елену Юрий Калашников. – Вы должны быть готовы к тому, что через полгода у вас появятся единомышленники.
 
Примеры социального бизнеса в России
1. Проект, направленный на продвижение альтернативы пластиковым пакетам – сеток-авосек, в производстве которых заняты инвалиды.
2. Проект One to one, в котором при покупке одного товара есть возможность передать второй товар нуждающимся.
3. Служба такси для перевозки людей с ограниченными возможностями.
4. Культурно-экологическое движение и галерея современного искусства “Белая лошадь”, представляющая объекты искусства из бытовых отходов и мусора, собираемого на Черноморском побережье.
5. “Ресторан в темноте”, который привлекает внимание к проблеме слабовидящих людей. Часть персонала в нем – незрячие люди. И это уже социальная франшиза.
Перечислять можно долго.
Алексей Молчанов и Владимир Вайнер уверены: социальные предприниматели сделают нашу жизнь лучше
Елена Городецкая и Юрий Калашников считают, что в социальном бизнесе важно сотрудничество
0

Читайте также в этом номере:

Идеи в жизнь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Каким Норильску быть (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Принципы горожанина (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Научат считать деньги (Марина БУШУЕВА)
От идеи до модели (Дарья РУСИНА)
Добрым быть легко (Марина БУШУЕВА)
Зебра на дороге! (Екатерина БАРКОВА)
Год на 100% (Екатерина БАРКОВА)
Память о лучших (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Красиво, интересно и сладко (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Все начинается с печей (Татьяна РЫЧКОВА)
Желание побеждать (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дела житейские (Екатерина БАРКОВА)
Экзаменом единым (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Норильские львы (Елена ПОПОВА)
Нескучный сад (Екатерина БАРКОВА)
Это все его родня (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Москва – Питер (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск