Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дорога к храму
Норильский хронограф
2 июля 2010 года, 13:40
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Если жить так, как жили герои рубрики “Норильский хронограф”, то рано или поздно любая дорога приведет к храму.
Человек-легенда
2 июля 1926 года родился легендарный Изосим Чалкин. Выпускник Норильского горно-металлургического техникума из первого набора-1944, он приехал в Норильск из Игарки во второй военный год и работал сначала в рыбачьей артели на Ламе. Известно, что в техникум Чалкин поступил по протекции начальника комбината Панюкова, к которому рыбак обратился с просьбой направить его в военную школу… Начальник отправил его учиться металлургии, а после окончания техникума – в хлорно-кобальтовый цех никелевого завода, называвшийся в то время заводом.
Неординарность личности Чалкина проявлялась не только в отношении к делу и людям. Например, в 1955-м, уже в должности начальника отделения, он решил уехать на материк, но не для того чтобы облегчить себе жизнь, а для того чтобы поднимать колхозы, вернее, один колхоз в Красноярском крае – “Путь к коммунизму”. Надо сказать, что поднимать колхоз председателю Чалкину помогал и его хлорно-кобальтовый, оказывая материальную и финансовую помощь. Через пять лет посланник Норильского комбината вернулся в Норильск. Поработав некоторое время заместителем директора никелевого завода по снабжению, вновь пришел в ХКЦ, став его начальником в 1977-м.
Четыре десятилетия в Норильске Чалкина знали все, так как он был не только отличным производственником, но и, по определению другого известного норильчанина Эдуарда Тараканова, энтузиастом, лидером и максималистом в любом деле, за которое брался. Досуг Чалкин посвящал общественной работе и пению. Кстати, металлург мечтал о консерватории и даже делал попытку поступить на вокальное отделение… Окончивший консерваторию Тараканов считал, что Чалкин – “тенор не ахти какой, но темперамент!”, и в своих воспоминаниях описал их встречу в 1993 году, на 50-летнем юбилее никелевого завода: “Оба уже без норильской прописки. Изосим Алексеевич прилетел из Красноярска, я – из Кемерова. Он – как человек-легенда, отдавший заводу все силы, опыт, знания, энергию и вдохновение, я – как автор сценария и ведущий праздника. Подозреваю, что, если бы не беспрестанная опека Изосима Алексеевича в те дни, его компетентные советы и подсказки, превратил бы я этот праздник в дежурное блюдо из велеречивых фраз. Встретились и в 1995-м, на 60-летнем юбилее комбината. Тот праздник, отмечавшийся во Дворце культуры, мы провели вдвоем с Натальей Никитиной, прибывшей на торжество из Подмосковья. Чалкин по-прежнему смотрелся именинником, был жизнерадостен и подвижен. А прощались мы с ним в красноярском аэропорту Емельяново (возвращались на материк одним самолетом). Я не знал еще, что вижу Изосима Алексеевича в последний раз”. К этому, пожалуй, стоит добавить, что еще при жизни город назвал Изосима Чалкина почетным гражданином.
 
Строили из своего
3 июля 1938 года в Норильске по приказу Завенягина организована Центральная стройлаборатория. Строительный камень, глина, гравий, песочно-галечные залежи были найдены недалеко от Норильска еще летом 1936-го. Их качество исследовал инженер-химик Сергей Цуриков, впоследствии назначенный начальником центральной лаборатории, сыгравшей большую роль в становлении стройиндустрии Норильска. Так, через полвека в управление предприятий строительных материалов входило пять заводов и соответственно пять заводских лабораторий плюс центральная, переименованная в лабораторию УПСМ. Практически город был построен на собственных кирпичах, цементе, железобетоне, газозолобетоне и так далее. В свое время в магазинах можно было купить даже керамику из местного сырья. К концу 90-х строительство на территории сократилось, и комбинат постепенно перешел на привозную продукцию.
 
Легализация Норильска
4 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР “за успешное выполнение заданий правительства по строительству и освоению Норильского никелевого комбината”  впервые были награждены 188 человек. Этот указ на всю страну объявил о существовании комбината в Заполярье. Среди семерых награжденных орденом Ленина – начальник комбината Александр Панюков. Почти все его заместители, включая будущего преемника Владимира Зверева, получили орден Трудового Красного Знамени. В двадцатку “краснознаменцев” вошел и репрессированный геолог Владимир Котульский, попавший в геологическое управление из Мончегорска. По свидетельству Николая Урванцева, пребывавшего в это время в Норильске в том же качестве, что и коллега, Котульский сформировал серьезную научно-исследовательскую группу, которая провела разносторонние исследования недр Норильска и его геологического строения. Этот материал был обобщен в монографии. Благодаря опеке Завенягина, кстати, вручавшего норильчанам награды в ДИТРе, Котульский перебрался из Норильска в Красноярск, а после войны – в Ленинградский институт “Гипроникель”. Там его снова арестовали. Повторный арест ученый не перенес и умер в 1951 году.
 
Со всеми неудобствами
5 июля 1942 года началось заселение первого подъезда первого многоквартирного дома в  Норильске. Здание на Севастопольской, 5, называли “домом со всеми неудобствами”.
Первые жильцы получили квартиры без воды, отопления, электричества и канализации… Среди них был  начальник ремонтно-механического завода, будущий автор “Звезды Заполярья” Владимир Лебединский с семьей, эвакуированный в Норильск из Мончегорска.
 
Покоятся рядом
6 июля 1985 года на Нулевом пикете рядом с Первым домом Норильска состоялось захоронение доставленных из Ленинграда урн с прахом Николая и Елизаветы Урванцевых. По их собственной воле. Больше полувека первые норильчане посещали свой дом на Нулевом, ставший в конце 1970-х музеем. Они умерли один за другим, поэтому на плите были написаны одни и те же даты: “Н.Н.Урванцев (1893–1985)/ Е.И.Урванцева (1893–1985)”.
О том, что дом перенесли с его исторического места, а урны перезахоронили на Голиково, Урванцевы, к счастью, никогда не узнают. Через четверть века на Нулевом пикете уже ничего о них не напоминает…
 
Во имя и на благо
7 июля 1991 года в Норильске во время визита епископа Красноярского и Енисейского Антония заложен первый камень в основание будущего храма. Накануне приход Русской православной церкви был официально зарегистрирован в администрации города. Меньше чем через два года на Пасху в храме Иоанна Предтечи было совершено первое богослужение, а через несколько месяцев началось строительство собора во имя иконы Божьей Матери “Всех Скорбящих Радость”. Десять лет понадобилось на возведение и обустройство собора. Самым знаменательным событием стала установка крестов в 1997 году. В том же году прошло первое богослужение. Статус собора храм получил от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II уже в новом тысячелетии, в 2003 году. Считается, что с этого времени Норильский Православный Собор начинает жить полноценной жизнью во имя и на благо города и его жителей.
После лабораторных исследований в Норильске организовали производство качественного кирпича из местных глин
5 июля 1943-го (по старому стилю) Котульскому исполнилось 63 года
В Норильске выдающийся специалист по полиметаллическим месторождениям вел геологический кружок для молодых коллег
Долгое время Севастопольская была местным бродвеем
Урванцевы завещали похоронить их рядом со своим домом на Нулевом
Как долго жил Норильск без храма!
0

Читайте также в этом номере:

С праздником, портовики! (Андрей СОЛДАКОВ)
Генний места (Тамара АЛЕКСАНДРОВА, заслуженный работник культуры, член Московского союза литераторов)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск