Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Экспедиция спасена
ЧИТАЕМ СЕВЕР
31 мая 2018 года, 15:34
Ирина Карпенко, историк, исследователь, кандидат исторических наук, ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга, член Союза музеев России.
История освоения Арктики в ХХ веке – это целая эпоха, насыщенная событиями, датами, именами. Для отечественной науки – время открытий и уникальных экспериментов: появление первых дрейфующих станций, испытаний ледоколов, время создания полярной авиации. До сих пор ученые пользуются материалами, полученными первопроходцами в 1920–1930-е годы, а имена полярных исследователей, работавших в этот период, известны далеко за пределами профессиональной среды.
Многие экспедиции на Крайний Север в ХХ столетии отправлялись из Ленинграда. Потому не случайно в Северной столице ежегодно проходят “Полярные чтения”. На этой конференции читают доклады исследователи Арктики, этнографы, историки и сотрудники музеев. В 2018 году интерес у участников вызвал материал, представленный в книге “Образы Севера”, подготовленной проектом “Норникеля” “Освоение Севера. Тысяча лет успеха”. Сюжет, вызвавший такой интерес, был связан с широко известной историей: экспедицией парохода “Челюскин” в 1933 году и его спасением в 1934-м.
Об экспедиции Отто Юльевича Шмидта и капитана Владимира Ивановича Воронина в 1933 году писали все центральные газеты. 25 июня 1933-го корреспондент “Правды” сообщал: “Сегодня в ленинградский порт прибыл новый советский ледокольный пароход “Челюскин”, построенный по заказу Главсеверопути в Копенгагене... В этом году на “Челюскине” будет повторен прошлогодний исторический рейс “Сибирякова” – из Архангельска во Владивосток. Экспедицией руководит проф. О. Ю. Шмидт”.
Триумфальное начало экспедиции закончилось катастрофой: 13 февраля 1934 года пароход “Челюскин” затонул. Участники экспедиции – 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей, – оказались на льдине. Капитан Воронин успел подать сигнал бедствия. Началась сложнейшая операция по спасению людей.
Существовали разные планы по эвакуации “полярных Робинзонов”. Традиционным решением были два способа: проход ледоколов к месту крушения или отправка спасателей на собачьих упряжках. Но ни корабли, ни люди добраться до потерпевших бедствие не успевали. Спасением стала полярная авиация.
Уже 5 марта 1934 года летчик Анатолий Ляпидевский сумел снять со льдины женщин и детей. С 7 апреля за одну неделю и 23 рейса летчики  Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин вывезли на материк всех оказавшихся в ледяном плену.
Уникальная операция по спасению людей вызвала огромный интерес. Вся страна пристально следила за сообщениями ТАСС, а герои-летчики навсегда вошли в историю: именно после этих событий была учреждена высшая государственная награда СССР – Звезда Героя Советского Союза, и авиаторы стали ее первыми кавалерами.
Об экспедиции были написаны книги. Одна из них, своеобразная хроника “Как мы спасали челюскинцев”, была составлена семью летчиками – Героями Советского Союза.
За возвращением полярников домой, в Москву и Ленинград, следила вся страна. Когда Шмитда и его команду встречали в Ленинграде, было придумано целое действо и особое оформление улиц. Корреспонденты ТАСС сделали десятки снимков встречи. Сейчас эти кадры – настоящий музейный материал. Специально для церемонии проезда полярников по Невскому проспекту (тогда он назывался проспектом 25 Октября) перед Казанским собором создали гигантскую панораму лагеря Шмидта.
Когда путешественники прибыли в Ленинград, кортеж встречали толпы народа, героев сопровождал наземный и воздушный эскорт. Черно-белые снимки помогают прочитать газетные статьи: “Красные флаги на крышах домов, голубые стяги через улицы, ковры с балконов, цветы в петлицах… их забрасывают цветами, им кричат “Ура!”… У выхода с вокзала – октябрята. На площади Восстания – пионерский караул. Несмолкаемый гул приветствий стоит на вокзале и площади… трибуна на площади Урицкого заполнена… Минуты тянутся медленно. И вдруг с проспекта 25 Октября долетел гул, видно было, как из окон домов посыпался дождь приветственных листков. На площадь медленно въехали автомобили… Они были увиты цветами”.
На Дворцовой площади (тогда – площадь Урицкого) был устроен торжественный митинг, а  в главном городском парке на Елагином острове героев встречал глава Ленинградского обкома Сергей Миронович Киров. После торжественных речей в Северной столице начался карнавал и парад парусного и гребного флота.
Герои встречались не только с руководством города. 26 июня 1934 года для пионеров Кронштадта была организована встреча с Эрнстом Кренкелем – радистом “Челюскина”. Этому событию, снимки которого также сохранились, детская газета “Ленинские искры” посвятила большой репортаж. Кренкель рассказывал юным слушателям о том, как спасали людей со льдины и какую важную роль в этом сыграла наука: “Праздник спасения – это праздник техники, авиационной и радио… Что случилось бы, если бы у нас его не было? Как бы мы давали о себе знать, сообщали на берег, где сейчас находится наша льдина, и узнали бы о полетах аэропланов? Не надо, ребята, бояться Арктики!”
Самого Кренкеля Арктика нисколько не испугала. Через несколько лет он снова отправился в экспедицию вместе с Иваном Дмитриевичем Папаниным. В 1937–1938 году они работали на первой в мире дрейфующей станции “Северный полюс-1”.
Что касается экспедиции “Челюскина”, столь важной для истории освоения Арктики, ей посвящены несколько музейных экспозиций. Так, в Музее истории Санкт-Петербурга хранятся два предмета, принадлежавшие “полярным Робинзонам”. Это корабельный сигнальный флаг и китель героя экспедиции – капитана Воронина. В музей они поступили от вдовы капитана в 1950-е годы. Показывает музей эти вещи редко, но на “Полярных чтениях” им было уделено особое внимание. Тем же, кому на конференции побывать не удалось, всегда могут обратиться к книге “Образы Севера”. В ней опубликован и портрет капитана, и снимок старого сигнального флага, чудом сохраненного на ледяном острове и привезенного из Арктики домой, наверное, в качестве сувенира и символа того, что на Севере происходили и происходят удивительные события, которые стоит знать и помнить.
Митинг на площади Урицкого в Ленинграде. 24 июня 1934 года
Пароход “Челюскин” в Кольском заливе. 1933 год
0

Читайте также в этом номере:

Керлинг меняет реальность (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Он такой Эдин (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Это было крышесносно (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Виртуальная подача (Виктор ЦАРЕВ)
Нарастили броню (Виктор ЦАРЕВ)
В ожидании ледохода (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
С гарантией (Евгения СТОРОЖКО)
Часть Великой Победы (Анна САРАФАНОВА)
Девушка, которая дерется (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск