Главное, что живой
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
![]() |
20 марта 2012 года, 12:05 Фото: Андрей СОЛДАКОВ Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
В Норильске завершило работу выездное жюри фестиваля “Театральная весна – 2012”.
До этого никогда не бывал в северном городе только председатель жюри фестиваля и член экспертного совета “Золотой маски” Александр Вислов: – Впервые я увидел Норильский театр на фестивале “Сибирский транзит” в Омске почти десять лет назад. До сих пор помню Лаврентия Сорокина и Сергея Ребрия в спектакле “Школа с театральным уклоном”. С тех пор во мне живет ощущение, что в Норильске очень хороший, сильный театр. Слава богу, через столько лет удалось до него добраться. И я не пожалел В Норильск вместе с председателем жюри прилетели уже знакомые нам Александра Лаврова и Владимир Спешков. Театральный критик, главный редактор журнала “Страстной бульвар, 10” Александра Лаврова участвовала в отборе спектаклей Норильской драмы в прошлом году. Напомним, что в “Театральной весне – 2011” участвовал и получил приз за лучший режиссерский дебют “Оркестр “Титаник” Тимура Файрузова. В 2010-м театроведы Олег Лоевский и Владимир Спешков остановились на “Старомодной комедии”. Член экспертного совета “Золотой маски” и “Ново-Сибирского транзита” Владимир Спешков с удовольствием вспомнил, что два года назад в сорокаградусный мороз гостей согрело искусство двух замечательных актеров – Валерия Оники и Алевтины Александровой. – За персонажами их “Старомодной комедии” вставала жизнь. Это была очень трогательная и настоящая история. Мы с Лоевским рекомендовали спектакль не только на “Театральную весну”, но и на фестиваль в Новосибирске – “Ново-Сибирский транзит”. Там ваш замечательный дуэт получил специальный приз из рук Алексея Вадимовича Бартошевича. Это такое имя в театральном мире, что приз останется и в истории Норильского театра, и в биографии актеров. Как в Европе Выяснилось, что Владимир Спешков уже видел декабрьскую премьеру “Утиной охоты”. – Во второй раз я был в вашем городе в декабре прошлого года. Было минус семь. Падал снег хлопьями. По улицам гуляли люди с собаками. Работала кофейня. Я подумал: северный европейский город, а потом увидел в театре спектакль европейского качества: по картинке, по режиссерской работе. Эксперты “Театральной весны” отсмотрели все премьеры Норильского Заполярного последнего сезона, но только два спектакля увидели на сцене, а не в записи: вампиловскую “Утиную охоту” в постановке Егора Чернышова и “Продавца дождя” Александра Зыкова по пьесе Ричарда Нэша. В оценке “Утиной охоты” разночтений у критиков не наблюдалось. Александр Вислов отметил, что спектакль концептуальный, грамотный, внятный, что, по его мнению, это одна из самых серьезных работ Егора Чернышова. – Я давно за ним наблюдаю. Егор – один из самых интересных и тонко чувствующих молодых режиссеров. Видел его постановки во многих городах. От норильского спектакля остается ощущение, что он живой, дышащий и будет расти. Согласилась с коллегой и Александра Лаврова: – Это серьезный спектакль с интереснейшими актерскими работами и великолепной сценографией, с серьезным отношением постановщиков, которые хотят разговаривать со зрителем о серьезных вещах, не забывая при этом о том, что человеку в театре должно быть хорошо, комфортно, празднично. Сейчас много спорят о том, как ставить спектакли по советской классике. Делать ли ретро или что-то другое. Режиссер нашел свой вариант. Александра Вислова поразили усилия театра, в том числе и материальные, затраченные на постановку “Утиной охоты”. (“ЗВ” уже писал, что главное действующее лицо спектакля – дождь – обслуживают 16 водных экранов.) Норильский Заполярный, по словам столичного гостя, идет в ногу со временем, оставляя ощущение крепкого театра, уверенного в себе, способного работать в разной режиссерской эстетике. Хлеб театра Не разочаровал гостей и “Продавец дождя” в постановке Александра Зыкова. Большая поклонница творчества режиссера критик Александра Лаврова подтвердила, что бывший художественный руководитель Норильского Заполярного не зря возвращался в Норильск: – Это любимый режиссер, которого здесь не забывают. Он подарил городу очередной зыковский спектакль, в котором в финале как символ свершившегося чуда над сценой распыляется дождь. Мне очень интересной показалась Юлия Новикова в роли Лиззи. Очень хорошая и тонкая работа. Я не сразу узнала актрису, которую уже видела в “Утиной охоте”. Она очень точно играет неуверенность в себе, которая мешает человеку жить и ощущать себя женщиной. То, как она постепенно преображается, как меняется ее осанка, походка, говорит о том, что девушка вместе с младшим братом начинает понимать, что чудо возможно, и оно происходит. Критичнее всех к работе Зыкова отнесся председатель жюри. Александр Вислов назвал режиссера большим мастером театрального действа, отметив, что в спектакле, на его взгляд, все же много имитации, отношений, которые не проигрываются: – Включается музыка, свет, начинает крутиться декорация Головко, появляются пластические элементы. Наверное, это легче, чем сыграть… И саму пьесу критик называет хорошо сделанной, но устаревшей. Хотя уверен, что даже в пространстве не самой актуальной пьесы с не совсем современным языком можно было сделать спектакль сильнее и мощнее. – Мне не хватило человеческого в спектакле. Театр интересен тогда, когда есть человек на сцене, – напоминает критик. В том, что театр и спектакль – живой организм, в очередной раз могли убедиться норильчане, видевшие “Продавца дождя” на открытии сезона. Тогда в игре исполнителя главной роли было так много души, которой критику не хватило в спектакле… Почему-то в этот раз Сергей Ребрий не захотел рвать ее в клочья, выдвинув на первый план героиню Юлии Новиковой. В версии, представленной на суд экспертов, Ребрий – Старбак не затмевал мастерством и обаянием других персонажей, а помогал выявить их сущность. Может, поэтому для Владимира Спешкова главным открытием и радостью этого спектакля также стала героиня Юлии Новиковой. – Людям нужны простые истории, нужны сказки. Все хотят верить, что кто-то придет и решит их проблемы или поможет их решить. В театр в том числе идут и за этим. Такие спектакли – это хлеб театра. Хороший хлеб. Как зритель я абсолютно удовлетворен. И как критик тоже. По решению жюри на фестиваль в Красноярск отправится последняя премьера сезона – спектакль “Утиная охота” в постановке Егора Чернышова. Показ лучших театральных постановок – 2011/12 пройдет в краевой столице с 20 по 27 марта. |
0 | Твитнуть |