Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Главное, что живой
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
20 марта 2012 года, 12:05
Фото: Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В Норильске завершило работу выездное жюри фестиваля “Театральная весна – 2012”.
До этого никогда не бывал в северном городе только председатель жюри фестиваля и член экспертного совета “Золотой маски” Александр Вислов:
– Впервые я увидел Норильский театр  на фестивале “Сибирский транзит” в Омске почти десять лет назад. До сих пор помню Лаврентия Сорокина и Сергея Ребрия в спектакле “Школа с театральным уклоном”. С тех пор во мне живет ощущение, что в Норильске очень хороший, сильный театр. Слава богу, через столько лет удалось до него добраться. И я не пожалел
В Норильск вместе с председателем жюри прилетели уже знакомые нам Александра Лаврова и Владимир Спешков.
Театральный критик, главный редактор журнала “Страстной бульвар, 10” Александра Лаврова участвовала в отборе спектаклей Норильской драмы в прошлом году. Напомним, что в “Театральной весне – 2011” участвовал и получил приз за лучший режиссерский дебют “Оркестр “Титаник” Тимура Файрузова.
В 2010-м театроведы Олег Лоевский и Владимир Спешков остановились на “Старомодной комедии”. Член экспертного совета “Золотой маски” и “Ново-Сибирского транзита” Владимир Спешков с удовольствием вспомнил, что два года назад в сорокаградусный мороз гостей согрело искусство двух замечательных актеров – Валерия Оники и Алевтины Александровой.
– За персонажами их “Старомодной комедии” вставала жизнь. Это была очень трогательная и настоящая история. Мы с Лоевским рекомендовали спектакль не только на “Театральную весну”, но и на фестиваль в Новосибирске – “Ново-Сибирский транзит”. Там ваш замечательный дуэт получил  специальный приз из рук Алексея Вадимовича Бартошевича. Это такое имя в театральном мире, что приз останется и в истории Норильского театра, и в биографии актеров.
 
Как в Европе
Выяснилось, что Владимир Спешков уже видел декабрьскую премьеру “Утиной охоты”.
– Во второй раз я был в вашем городе в декабре прошлого года. Было минус семь. Падал снег хлопьями. По улицам гуляли люди с собаками. Работала кофейня. Я подумал: северный европейский город, а потом увидел в театре спектакль европейского качества: по картинке, по режиссерской работе.
Эксперты “Театральной весны” отсмотрели все премьеры Норильского Заполярного последнего сезона, но только два спектакля увидели на сцене, а не в записи: вампиловскую “Утиную охоту” в постановке Егора Чернышова и “Продавца дождя” Александра Зыкова по пьесе Ричарда Нэша.
В оценке “Утиной охоты” разночтений у критиков не наблюдалось. Александр Вислов отметил, что спектакль концептуальный, грамотный, внятный, что, по его мнению, это одна из самых серьезных работ Егора Чернышова.
– Я давно за ним наблюдаю. Егор – один из самых интересных и тонко чувствующих молодых режиссеров. Видел его постановки во многих городах. От норильского спектакля остается ощущение, что он живой, дышащий и будет расти.
Согласилась с коллегой и Александра Лаврова:
– Это серьезный спектакль с интереснейшими актерскими работами и великолепной сценографией, с серьезным отношением постановщиков, которые хотят разговаривать со зрителем о серьезных вещах, не забывая при этом о том, что человеку в театре должно быть хорошо, комфортно, празднично.
Сейчас много спорят о том, как ставить спектакли по советской классике. Делать ли ретро или что-то другое. Режиссер нашел свой вариант.
Александра Вислова поразили усилия театра, в том числе и материальные, затраченные на постановку “Утиной охоты”. (“ЗВ” уже писал, что главное действующее лицо спектакля – дождь – обслуживают 16 водных экранов.) Норильский Заполярный, по словам столичного гостя, идет в ногу со временем, оставляя ощущение крепкого театра, уверенного в себе, способного работать в разной режиссерской эстетике.
 
Хлеб театра
Не разочаровал гостей и “Продавец дождя” в постановке Александра Зыкова. Большая поклонница творчества режиссера критик Александра Лаврова подтвердила, что бывший художественный руководитель Норильского Заполярного не зря  возвращался в Норильск:
– Это любимый режиссер, которого здесь не забывают. Он подарил городу очередной зыковский спектакль, в котором в финале как символ свершившегося чуда над сценой распыляется дождь. Мне очень интересной показалась Юлия Новикова в роли Лиззи. Очень хорошая и тонкая работа. Я не сразу узнала актрису, которую уже видела в “Утиной охоте”. Она очень точно играет неуверенность в себе, которая мешает человеку жить и ощущать себя женщиной. То, как она постепенно преображается, как меняется ее осанка, походка, говорит о том, что девушка вместе с младшим братом начинает понимать, что чудо возможно, и оно происходит.
Критичнее всех к работе Зыкова отнесся председатель жюри. Александр Вислов назвал режиссера большим мастером театрального действа, отметив, что в спектакле, на его взгляд, все же много имитации, отношений, которые не проигрываются:
– Включается музыка, свет, начинает крутиться декорация Головко, появляются пластические элементы. Наверное, это легче, чем сыграть…
И саму пьесу критик называет хорошо сделанной, но устаревшей. Хотя уверен, что даже в пространстве не самой актуальной пьесы с не совсем современным языком можно было сделать спектакль сильнее и мощнее.
– Мне не хватило человеческого в спектакле. Театр интересен тогда, когда есть человек на сцене, – напоминает критик.
В том, что театр и спектакль – живой организм, в очередной раз могли убедиться норильчане, видевшие “Продавца дождя” на открытии сезона. Тогда в игре исполнителя главной роли было так много души, которой критику не хватило в спектакле… Почему-то в этот раз Сергей Ребрий не захотел рвать ее в клочья, выдвинув на первый план героиню Юлии Новиковой. В версии, представленной на суд экспертов, Ребрий – Старбак не затмевал мастерством и обаянием других персонажей, а помогал выявить их сущность. Может, поэтому для Владимира Спешкова  главным открытием и радостью этого спектакля также стала героиня Юлии Новиковой.
– Людям нужны простые истории, нужны сказки. Все хотят верить, что кто-то придет и решит их проблемы или поможет их решить. В театр в том числе идут и за этим. Такие спектакли – это хлеб театра. Хороший хлеб. Как зритель я абсолютно удовлетворен. И как критик тоже.
По решению жюри на фестиваль в Красноярск отправится последняя премьера сезона – спектакль “Утиная охота” в постановке Егора Чернышова. Показ лучших театральных постановок – 2011/12  пройдет в краевой столице  с 20 по 27 марта.
Критик Вислов был настроен критически
“Утиную охоту” Лаврова оценила
Владимир Спешков: “И Норильск европейский, и театр”
0

Читайте также в этом номере:

Парень с гитарой (Марина БУШУЕВА)
Похолодало, и это радует (Елена ЧЕРНЫШОВА, путешественница)
За здоровье нации (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Творческая форма весны (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск