Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Город, прощай
ГОСТЬ "ЗВ"
29 июня 2012 года, 16:40
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Норильск – город прощаний. Но, уезжая на материк, норильчане навсегда оставляют здесь частицу души, забирая с собой лучшие воспоминания молодости. В жизни Нины Поповой, бессменного директора ресторана “Лама” на протяжении 30 лет, ярких событий и встреч было немало. Она заберет их с собой. Сегодня Нина Васильевна, кадровый работник и ветеран труда комбината, говорит родному городу и коллективу: “Спасибо, прощайте”.

Норильск 60-х

Сорок четыре года назад юная Ниночка приехала в Норильск.
– Не за романтикой ехала, за лучшей долей. Время было трудное, голодное, 1968 год, нас в семье четверо детей, а я старшая. Услышала, что есть такой город Норильск, где требуются рабочие руки и зарплаты большие платят. Я тогда заочно училась на юриста, вот и решила, что не пропаду и в Норильске. Город меня поразил размахом своих строек, количеством молодежи и белыми ночами. Летом по Ленинскому толпы молодых, веселых, радостных лиц. Шутки, песни, КВН и всевозможные праздники. Казалось, город никогда не засыпал.
И действительно, Норильск в 60-е поражал размахом своих строек. Город был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, со всех уголков необъятной страны стекались строители, металлурги, шахтеры. Были открыты Талнахское и Октябрьское месторождения медно-никелевых руд, ставшие новой сырьевой базой Норильского комбината. Норильск получил второе рождение. Наряду с промышленными объектами застраивался и город. Открылся широкоэкранный кинотеатр, Дворец культуры комбината, началось крупнопанельное домостроение, вступили в строй городская АТС, новый хирургический комплекс, музыкальное училище и “Орбита” – здание приема спутниковой телетрансляции. Началось освоение правобережья Норилки.
Новоиспеченную норильчанку взяли на работу воспитателем в рабочее общежитие.
– Называлась моя первая должность воспитатель, а фактически – организатор досуга. Общежитие молодежное, в основном мужское, вот и должна была я им досуг организовывать, ну и за порядком следить. А путевку в торговлю мне дала Александра Александровна Островская. Никогда я о торговле не мечтала, но вот случайное знакомство определило мне профессию на всю жизнь. Она пригласила меня на работу в столовую “Жарки” администратором, затем я стала ее заместителем, окончила техникум советской торговли здесь в Норильске, и назначили меня заведовать “Блинной”.

Визитная карточка

Кстати, “Жарки” – это первое общепитовское заведение города, открытое аж в 1952 году. А первый норильский ресторан “Таймыр” был открыт спустя год. В 1954 году распахнула свои двери “Лама”, как столовая №32, затем переименованная в кафе и только в семидесятых ставшая рестораном.
– В 1983 году мне предложили возглавить второй по величине ресторан в городе – “Ламу”. Предложение, от которого нельзя было отказаться, я уже в партию вступила и, как и положено, знала, что такое партийная дисциплина, что такое слово “надо”. Да, признаться, и поводов отказываться не было, хотелось попробовать себя на новом поприще. Это очень почетная была должность, как-никак “Лама” – визитная карточка города. Под моим началом было сто двадцать девять человек. В смену выходило тринадцать официантов, а народ, чтобы попасть в ресторан, занимал очередь в полдень. У поваров рабочий день начинался в пять утра.
Представить страшно, почти тридцать лет назад, а пролетело все как один миг. Каждый день двумя машинами продукты завозили, тридцать шесть поваров по двенадцать часов каждый день на кухне колдовали. Кружевные блинчики с икрой, фаршированные шампиньоны, бифштекс в луковой корочке – наши фирменные блюда, попробовать их можно только в “Ламе”. Меню меняли ежемесячно. Старались не ударить лицом в грязь: и перед норильчанами, и перед гостями города. Соревновались с “Таймыром”: у кого вкуснее, качественнее блюда приготовлены.
Народ тогда любил и умел отдыхать с размахом, сейчас такого, к сожалению, нет. Наши горняки могли легко себе позволить на выходные в Москву слетать, пивка попить, а уж в ресторане погулять... Люди с удовольствием посещали рестораны, мест свободных не было, по восемьсот человек за вечер “усаживали”. Официанты были самыми уважаемыми людьми, их связям можно было только позавидовать. Смешно сказать, но билеты на самолет я доставала через своих работников, потому что работники “Аэрофлота” были завсегдатаями нашей “Ламы”. Эпоха блата и дефицита, помните, наверное. Кстати, с тех времен не люблю праздники, потому что нам, как ресторану первой категории, раз в месяц положен был так называемый продуктовый набор из дефицита: мяско свежее, колбаска, огурчики, в магазинах-то ничего не было. И вот перед каждым праздником начинались звонки знакомых, полузнакомых и незнакомых с просьбами о кусочке чего-нибудь “вкусненько-дефицитненького”. Всех не накормишь, и отказывать неприятно.

Тридцать лет как три года

– Тридцать лет проработали одним коллективом. Текучки фактически не было, но и попасть на работу было трудно. С улицы абы кого не брала. Если в официанты, то и внешность должна была быть располагающая, и воспитание, ну и, конечно, обязательно профессиональные знания, – вспоминает моя собеседница. – Не терпела хамства, чванства, неуважения к клиенту, но и своих в обиду не давала, клиент тоже разный бывает. Меня даже однажды прокуратура наказать хотела за то, что не давала заявку в центр занятости о вакансиях. Я им объясняю, что нет у меня вакансий, все места согласно штатному расписанию заняты. А они мне: не может быть, чтобы в ресторане текучки не было. Проверили, так и оказалось. Тогда в Норильске было свое профессиональное училище, готовили настоящих мастеров, ездили даже в Ригу, участвовали в конкурсах, были и свои призеры, не то что теперь. Не знают, как к клиенту подойти, как правильно обслужить. Да что там говорить, во многих наших заведениях, стыдно сказать, официант не знает, как скатерть постелить или салфетку правильно закрутить, но все хотят чаевых, а в наше время с этим строго было. Все должно было быть по правилам этикета. Коллектив гордился своим рестораном, дорожили клиентами, берегли репутацию. В нашем ресторане работают два лучших повара в городе, имеющие звание мастера-повара, они эти звания в Москве подтверждали, это очень почетно.
Сейчас другие времена… Исчез дефицит, купить можно все – были бы деньги, но при этом изменилось и отношение людей. Меньше стали ходить по ресторанам, меньше веселиться, все больше о завтрашнем дне думают. Исчезла беззаботность. И “Лама” стала уже не та. Вроде бы и стиль тот же, так называемый помпезный, его еще ленинградский архитектор Городницкий разрабатывал, его же дизайна “Таймыр” и “Жарки”. С семидесятых ничего не меняли в интерьере. Люди так же с душой работают, но, чувствуется, нет того духа беззаботности, радостного ожидания, больше тревоги: “А что будет завтра?!”
Поэтому своим преемникам хочу сказать: “Никогда нельзя опускать руки, крути педали, пока не упадешь, а упадешь – поднимайся и начинай все с начала”. Так и меня учили работать Александр Давыдович Горр, Александра Александровна Островская, большой человеческой души люди и настоящие профессионалы, я всем им очень благодарна за науку, за добрые слова. А своему коллективу хочу пожелать, чтобы работали достойно, берегли традиции, уважали свою профессию, любили клиентов, принимали их как самых дорогих гостей, как это всегда было заведено в нашей “Ламе”.

Чем горжусь

– Сорок с лишним лет я в Норильске, страшно расставаться с городом. Самое мое любимое место, конечно же, мой ресторан. Другого не будет. На материке работать не буду, это уже точно решено, буду внучку воспитывать. Всю жизнь работала тяжело, много, из-за этого что-то домашним недодала, где-то меньше внимания семье уделила. Вся была в работе. Но чем горжусь, так тем, что дома всегда находила время приготовить что-нибудь вкусненькое. Котлеты, пироги с разными начинками, сугудай – это мое, фирменное, домашнее, специально рецепты собирала, чтобы своих удивить. Очень благодарна и мужу и дочерям, что с пониманием относились к моей работе, поддерживали, в трудную минуту подставляли плечо. Спасибо мужу за то, что именно он создавал в нашей семье тыл. Правда, он до сих пор боится поверить, что смогу без работы жить, простой пенсионеркой. Но я твердо решила, теперь все мое внимание будет моим родным и близким, они этого много лет ждали – заслужили.
За добросовестный труд Нина Васильевна Попова награждена нагрудным знаком “Отличник советской торговли”, она не только ветеран труда комбината, но и ветеран труда СССР. Но самой своей почетной наградой считает грамоту Министерства цветной металлургии, полученную в восьмидесятых годах и подписанную тогдашним министром Петром Ломако. Смеется: “А как же, мы же металлургов кормили, заботились о них, настроение им поднимали”.
В конце 60-х в Норильске царила особая атмосфера радостного ожидания
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск