Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как наши финнов учили
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
28 ноября 2008 года, 15:20
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Виктор КИМ
Нет, все же история лесковского Левши, подковавшего «аглицкую блоху», для России извечная. Это я понял во время недавнего визита на одно из подразделений компании.
Поводом для него стал 10-летний юбилей, который вскоре отметит ПО «Норильскремонт», входящее в ООО «Норильскникельремонт». 10 лет – сам по себе серьезный возраст для любого предприятия. Но традиции «Норильскремонта», его связь с историей комбината – еще старше и глубже. Объединив в 1998 году несколько старейших производств компании, «Норильскникельремонт» собрал команду людей, чей опыт и стаж измеряется часто не одним десятилетием. Именно их руками меняется сегодня все производство, монтируется новое оборудование, воплощаются инновационные идеи, призванные сделать норильскую металлургию современной и эффективной. Как это происходит и кто все это делает – вот вопросы, на которые мы захотели найти ответ в преддверии праздника. «Хотите увидеть работу ремонтников во всех красках – начните с 49-го участка НМЗ», – посоветовали нам в ПО «Норильскремонт».
– Чтобы понять, что такое работа ремонтника, представьте себе шахматы, – говорит и. о. управляющего трестом по ремонту основных фондов НМЗ Александр Выборнов. – Количество клеток и фигур всегда одно и то же, а решения всякий раз разные. Так и в нашей работе. Перед ремонтником всегда стоит какая-то новая задача, и мы всегда заново придумываем, как сделать, чтобы заработало быстрее, чтобы простой был меньше, а качество – выше. Когда обсуждаются проекты, на планерках между инженерно-техническими работниками идут настоящие баталии. Думать приходится крепко, работа нескучная и серьезная. Впрочем, сами увидите.
 
Заходите к нам. На огонек
«Вы нам покажите процесс работы, чтобы мы его прочувствовали!» – первым делом попросили мы ремонтников. Те показали «рядовой» ремонт свода электропечи. Смотрится, прямо скажем, впечатляюще. Оранжево пылает раскаленная масса внизу, такое же зарево исходит из небольшого окошка рядом, и на контрасте с этим – скатываются по бокам печи водяные струи. Несколько ремонтников восстанавливают огнеупорный слой, навешивают новые блоки. Вспышки сварки, озаряющие площадку, соперничают со вспышками фотоаппарата. Вот хороший кадр, радуется фотокорреспондент и тут же ощущает на себе всю специфику работы ремонтников. Подошвы кроссовок слегка «привариваются» к полу.
– Это же какая там температура? – киваю я на оранжевое сияние где-то внизу, под ногами ремонтников.
– Да градусов около тысячи, – спокойно отвечает один из наших «экскурсоводов» прораб Николай Дудукалов. После такого откровения невольно делаю шажок подальше.
– Да тут ничего особенного, – комментируют наши сопровождающие. – Вы бы видели, что мы весной делали. Полная реконструкция плавильной печи. По сути – сломали до основания и построили новую.
Реконструкцию на НМЗ начали в 2003 году, рассказывают ремонтники. Вначале пошла первая электропечь, следом сделали частичную реконструкцию первой плавильной печи, потом взялись за вторую линию ПВП-2.  
– Что дает реконструкция производству?
– Увеличение производительности, – поясняет Николай Дудукалов. – За счет реконструкции мощность двух печей увеличилась настолько, что можно закрыть плавцех на никелевом заводе и аглофабрику. Мощностей «Надежды» хватит, чтобы заменить их.
– Такие электропечи, которые мы делаем сейчас, вдвое производительнее старых, – добавляет Олег Енин, слесарь-ремонтник высшего разряда и один из ветеранов «Норильскремонта». – Можно четыре старые убрать, а две новые поставить – и получить то же количество металла.
 
Иностранные гости
Реконструкцию первой и второй технологических линий НМЗ производили по финским проектам. С финнами норильские ремонтники уже сдружились.
– Две печи реконструировали по проекту фирмы «Оутотек», – говорит Олег Енин. – Последнюю – в прошлом году. Финны приехали на монтаж. У нас уже все было готово, весь предыдущий опыт учтен. Если первую реконструкцию мы вели где-то полгода, то на вторую график был 105 суток. На таких сроках даже финны «буксовали». И приходилось им кое-что подсказывать.
– Что же пришлось додумывать за гостей?
– Например, они привезли металлоконструкции. Перед ремонтом идет предварительная сборка. Были несоответствия, финны их видели и разводили руками. А сроки сжатые, надо выходить из положения. Мы и выходили. Ведь, где финнам надо взять паузу, посовещаться «с офисом», мы, как практики, просто видим проблему и начинаем ее решать. Подход другой. Кстати, эти же финны раньше работали на объектах в Африке, Америке. И таких жестких сроков, как у нас, нигде не встречали. Один из гостей все поражался, как лихо наши ребята вешают кессоны. На заводе в Замбии, говорил, японцы делали втрое дольше. Показывал фотографии. Техника там, конечно, на зависть.  И все равно быстрее – у нас.
– Да, так быстро, как мы, никто не работает, – поддерживает Николай Дудукалов. – Австриец приезжал, говорил: там, где у нас трудится восемь огнеупорщиков, у них – 28. А производительность такая же. Кстати, иностранцы – хитрые ребята. Мы им на словах говорим: так надо сделать, и это сработает. А они все на карандаш, на фотоаппарат, и через некоторое время получаем ту же идею… как рекомендацию от финской фирмы! Есть такой документ – проект производства работ. Составляется у нас на каждый большой ремонт, на каждую печку. И в этот раз рекомендация финнов пришла – ну полностью наш проект с первого ремонта переписали, все наши наработки туда включили.
– Выходит, иностранные спецы ездят к вам за опытом?!
– Выходит, так! – смеются ремонтники.
 
День за днем
– Кроме капитальных работ у вас и сложной «текучки», наверное, хватает? Например, то, что мы видели, – огнеупор на печи?

– Такой «экстрим», как сегодня, бывает редко, – говорит Николай Дудукалов. – Обычно ремонтируемое оборудование полностью останавливается и работаем в нормальном режиме.
Однако были и случаи, когда от ремонтников зависела судьба всего производства.
– В августе 2002-го мог встать весь комбинат,  счет шел на часы, – вспоминает Олег Енин. – Нужно было отогнать на ремонт один из кранов в цехе. И так получилось, что при его спуске сгорел двигатель на лебедке. И этот кран завис, и остальные оказались заперты. Весь производственный процесс уткнулся в застрявший кран. Вначале встал завод, потом БОФ, и уже на рудниках могло сказаться. Вот это был экстрим, мы трое суток тут жили, пока все не устранили.
– С темпами вашей работы все ясно. А каков спектр условий, в котором приходится работать ремонтнику? И что он должен уметь?
– Вообще у нас две основные специальности: слесарь-ремонтник и электрогазосварщик. Но при необходимости делаем все. Кровлю, печку, завешиваем блоки огнеупора, делаем конвектор, и еще люди наши сейчас долбят фундамент, на отбойных молотках стоят. И производства знаем практически все. Хотя за нами официально числится оборудование двух плавцехов НМЗ, но в случае нужды нас и на другие заводы забирают. Были и на медном, и на никелевом. Даже на рудниках транспортеры делали. И так же к нам коллеги на крупные работы прибывают.
 
Опыт и молодость
– А ваши коллеги это «старая гвардия»? Или и молодые приходят?

– В течение последних двух лет был прием, взяли хороших молодых ребят, из которых уже есть толк, говорит Олег Енин. – Например, есть у нас молодой работник Матвей Щанкин, он чуть больше года работает, и его уже ставят звеньевым. То есть видно в человеке желание учиться.
– А какой средний стаж у работников вашего участка?
– Средний, наверное, лет 15. А у многих и больше. Вот у Николая Николаевича 23 года, у меня – 25, а у Виктора Терентьевича – более 30.
– 34 года, ровно, – скромно уточняет Виктор Харлан, и.о. начальника участка.
 
Производственный «спецназ»
– Ну, как впечатления? – интересуется Александр Выборнов после нашего возвращения из цеха.
– Потрясающе! Кажется, эти люди знают все производство на комбинате.
– А на ремонт оборудования и должна приходить команда, которая знает его досконально и в монтаже, и в обслуживании. Ремонтники должны быть готовы решить любую задачу.
Таких спецов, готовых, по армейской присказке, «решить любую задачу», на одном только 49-м участке – более 170 человек. На всем НМЗ – за 800. В преддверии юбилея этого и других предприятий ПО «Норильскремонт» спрашиваю Александра Выборного, чего бы «самого главного» он пожелал всем своим коллегам.
– Пожелания? – Александр Анатольевич на минуту задумывается. – Да, пожалуй, только здоровья и… профессионализма. Потому что у нас могут работать только профи.  
Возле печи подошвы “прикипают” к полу
Идет работа на конвекторе
Такие вот будни у юбиляров-ремонтников
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск