Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как северянин в Африку ходил
Гость “ЗВ”
12 марта 2013 года, 16:53
Текст: Спрашивала Марина БУШУЕВА
Бывший норильчанин Руслан Адамов вот уже два года живет в Африке и работает в Министерстве спорта Республики Руанда главным тренером национальной сборной по карате. Корреспондент “ЗВ” решила выяснить, как норильчанину живется вблизи экватора и чем тамошние спортсмены отличаются от российских.
О спорт, ты мир
– Руслан, кем ты хотел стать в детстве?
– Первое мое высшее образование – инженерное. Я окончил Институт горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета. С детства мечтал не о какой-то конкретной профессии, а приносить пользу людям, Родине. Хотел быть военным, но в детстве получил травму глаза, и о военной службе пришлось забыть. А военным стал мой брат-близнец.
– Как пришел в спорт?
– Отец с детства нацеливал на спорт и учебу, он сам всю молодость занимался вольной борьбой. В 90-е были очень популярны кинобоевики с каратистами, ниндзя и прочими бойцами. Где добрые и сильные побеждают злых и плохих, защищают слабых. Это и стало мотивом пойти в секцию карате. Чтобы тоже быть сильным и добрым. Начал тренироваться у Сергея Шавского. В 2003-м мой первый тренер трагически погиб, с этого момента началась моя тренерская карьера.
– Как получилось, что ты попал в Африку?
– В 2007 году я уехал из Норильска в Красноярск. Там продолжил карьеру тренера и спортсмена под руководством Валерия Шелякина. На очередные сборы в Москве приехали представители из Руанды и предложили моему тренеру поехать к ним еще раз (он тренировал в Руанде в 2004-м). Он сам не поехал, но рекомендовал меня. Так и началось мое путешествие. Уехал я в Руанду 4 февраля 2011 года.
– А быт на новом месте как начинал выстраивать?
– В Руанде замечательная русская диаспора, посол РФ и Федерация карате, они мне очень сильно помогли – начиная от обустройства на новом месте до вопросов в общении. Ведь я почти не говорил по-английски. Сейчас разговариваю и на английском, и на местном наречии кения-руанда. Еще одной проблемой стала разница в менталитете. У африканцев отсутствует чувство времени, и опоздание на 20–30 минут – это не опоздание. Но после пары лекций на эту тему с дисциплиной стало все нормально.
– Какие у них верования?
– Здесь есть мусульмане, католики, протестанты, адвентисты, разные секты. Вуду в Руанде нет, есть местные колдуны-язычники. Кстати, единственная православная страна в Африке – это Эфиопия.
– Что они знают о России и о русских?
– Русских уважают. Ведь СССР очень сильно помогал африканцам и никогда не имел колоний в Африке. Очень много советских военных летчиков работали по всей Африке, они помогли выиграть им не один военный конфликт. Нас воспринимают как серьезных, ответственных и сильных партнеров, с которыми хочется иметь дело. Руандийский школьник мало знает о России – что это большая страна и там холодно. И еще мы для них, как и они для нас, – на одно лицо. Но это поначалу.
– Чем африканские дети отличаются от русских?
– Местные ребятишки развиваются физически гораздо быстрее остальных национальностей. Спорт – это конек африканцев, у них к этому тяга и предрасположенность. Кроме этого – тяга к языкам, многие знают по три языка.
– Почему все твои подопечные, даже девочки, побриты наголо? Ты им внушил, что это лучшая стрижка всех времен и народов?
– Нет, это у них так принято из-за гигиены. И волосы у них плохо растут, такая анатомия.
– Какие у них отношения в семье?
– Руандийцы детей обожают, и никто маленького ребенка не обидит в жизни. Семьи большие, по 10 детей в среднем. В воспитании младших помогают старшие, так как родители все время работают, чтобы прокормить семью. Живут в домах – от лачуг до особняков, в зависимости от благосостояния. В семье главный – мужчина. При разводах, а это у них бывает редко, детей отдают папе.
– Можно ли что-то из их образа жизни взять на заметку?
– Их желание учиться. В Руанде бесплатна только начальная школа, обучение в средних и старших классах стоит денег, в некоторых школах учиться очень дорого. Дороже, чем в университете в России. А с начальным образованием далеко не уйдешь, руандийцы при любой возможности получить знания не упускают ее. И еще у них очень развито чувство справедливости.
– Какие успехи у твоих воспитанников?
– За время моей работы была подготовлена конкурентоспособная сборная. Два года спортсмены Руанды признавались лучшими в Восточной Африке, побеждая сборные Кении, Танзании, Уганды. На XV чемпионате Африки по карате команда завоевала две бронзовые медали и в общем зачете стала восьмой из 20 стран участниц. На последнем чемпионате мира в Париже, где выступало более полутора тысяч спортсменов из 116 стран мира, ребята проявили себя достойно, но, увы, остались без медалей. Сейчас сборная готовится к новому спортивному сезону: Кубку мира в Тюмени, чемпионату Африки в Тунисе и чемпионату мира в Испании.
Местный колорит
– Известная сказка Корнея Чуковского начинается со слов: “В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы”. Насколько реально встретить диких животных на улице?
– Из диких животных в городе можно увидеть только змей, скорпионов, диких кошек, обезьян, и то очень редко. Все звери живут в заповедниках или в джунглях.
– Как руандийцы справляются с жарой?
– В Руанде не жарко. Здесь высокогорье 1500–2500 метров, поэтому климат достаточно мягкий. Температура выше плюс 30 почти не поднимается и ниже плюс 17 градусов не опускается.
–  Употребляют ли они наркотики?
– Тяжелых наркотиков в Руанде нет, и люди не знают ни про кокаин, ни про героин. Законы очень суровые по отношению к наркоманам, употребляющим марихуану. Если поймают, то в этот же день и суд, и приговор. А тюрьмы здесь не как у нас – только обед, один банан и стакан воды. Если родственники не бросят, то заключенному повезло. Вообще, руандийцы – очень здоровая нация. Они почти не пьют, ни разу человека с банкой пива не видел. С сигаретой – редко. А чтобы ребенок с сигаретой и пивом – это нонсенс.
– Какой вид спорта наиболее уважают?
– Обожают футбол. Когда видят мяч – глаза горят, что у старого, что у молодого. Не менее популярно карате. Возраст занимающихся – от четырех до 64 лет. В старших классах можно вместо физкультуры выбрать карате и выступать за свою школу, много занимается военных и полицейских.
Врачи как боги
– Руслан, действительно ли большая часть населения ВИЧ-инфицированные?
– В Руанде официально три процента населения заражены ВИЧ. В Норильске, насколько мне известно, больше.
– Звучит ли в стране русская речь?
– Русских здесь человек 200, многие женились на местных. Кстати, за невесту нужно родителям отдавать выкуп – коров. И руандийцев сильно поражает, что в России не дают коров за невесту.
– Что ты знаешь об Африке такого, что напрочь отсутствует в нашем стереотипе?
– Многие в России не знают, что здесь люди до сих пор умирают с голоду. С работой сложно, в деревнях денег почти не видят, там натуральный обмен. В среднем люди получают 100 долларов в месяц. 60 процентов населения живут в полной нищете.
– На каком уровне медицинское обслуживание?
–  Медицина довольно неплохая, местные болячки лечатся легко, а вот если что-то посерьезнее, могут и не спасти. В любом случае, болеть – удовольствие не из дешевых. Врачи тут как боги – очень уважаемые люди. Много белых врачей, в том числе из России.
– Чем знаменита Руанда?
– В основном это аграрная страна: кофе и чай. Есть ископаемые: золото и минералы. Развивают информационные технологии и туризм.
– Какие опасности подстерегают путешественника в Руанде?

– Это вполне безопасная страна. Единственное, что для туристов все очень дорого. Нужно торговаться. Из преступлений в основном происходят мелкие кражи.
Ко мне приезжали друзья из России, всем очень понравилось. Многие собираются еще раз.
– Как проходит твой день?
– Целыми днями я только тренируюсь и думаю о тренировках, ну и общаюсь с друзьями.
– Хотелось бы остаться в Африке на ПМЖ?
– Нет, хотя мне здесь очень нравится. Хочется создать хорошую школу карате и вернуться домой тренировать наших ребят. Я патриот России и очень люблю свою Родину. Планы быть тренером, готовить чемпионов и призеров, да и просто воспитанных и порядочных людей. Считаю, что нет плохих поколений, есть плохие учителя.
– Вспоминаешь Норильск?
– Часто снится. Этот город закалил меня и дал старт для новых высот.
– У знакомых возник вопрос: не требуются ли в Руанде специалисты широкого профиля?
– Какого профиля? Тут надо конкретнее.
 

Карате – это философия
Сборная Руанды на выездных соревнованиях
0

Читайте также в этом номере:

По счетчику (Лариса ЛИПСКАЯ)
Чтобы люди развивались (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Открытие Талнаха (Станислав СТРЮЧКОВ)
Прописные истины (Андрей СОЛДАКОВ)
Сохраним для будущего (Валентина ВАЧАЕВА)
Оправдали надежды (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск