Колеса диктуют вагонные
ЕСТЬ ТАКАЯ СЛУЖБА
9 августа 2018 года, 14:24 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Если бы в производственном объединении “Норильсктрансремонт” не проводили реструктуризацию, а железнодорожная техника не совершенствовалась, в нынешнем году коллектив участка по ремонту подвижного состава (УРПС) праздновал бы тридцатилетие организации в Норильске капитальных ремонтов тепловозов ТЭМ-2. Но шесть лет назад маневровые тепловозы снова стали увозить на материк, теперь уже чтобы модернизировать, менять систему управления: век автоматизации и компьютеризации! Несостоявшийся юбилей не мешает коллективу УРПС оставаться уникальной службой.
Участок обеспечивает исправность всей техники, доставляющей грузы Заполярного филиала компании по железной дороге. Восемь видов капитальных, текущих ремонтов и реставрации подвижного состава, изготовление металлоконструкций и комплектующих изделий, уникальное оборудование и технология восстановления толщины обода колесных пар вагонов – все это умеет делать квалифицированный коллектив участка. Для обслуживания и ремонта модернизированных тепловозов на смежном участке по ремонту локомотивов пришлось поднимать квалификацию слесарей-электриков по ремонту электрооборудования, так появились рабочие седьмого квалификационного разряда. – Подготовкой специалистов занимаются в учебном центре “Норильскникельремонта” на Заводской, 22, – уточняет Александр Понамарев, и. о. руководителя ремонтов подвижного состава. – Здесь совместно с нами специально была разработана программа по повышению квалификации слесарей-электриков на седьмой разряд. Набрали группу, она прошла курс обучения и сдала экзамены. В “Норильсктрансремонте” много внимания уделяется обучению. Например, для ремонта тепловозов, модернизированных на базе модуля General Electric, две группы рабочих отправили на повышение квалификации в Казахстан. Для иных систем люди обучались в Пензе, Омске и других городах. – Раньше на слесарей и помощников машиниста учили в Норильском техникуме промышленных технологий и сервиса. Раз в два года набирали группу железнодорожников, – вспоминает Сергей Сташук, заместитель директора предприятия по ремонту подвижного состава, – сейчас эти рабочие профессии здесь не дают. Но к нам многие специалисты с материка просятся, причем кандидаты с профильными дипломами железнодорожных техникумов и вузов. В свое время с такими же корочками приехал в Норильск и Сергей Борисович. Из аэропорта до управления Норильской железной дороги молодой специалист добирался на электричке. Через несколько лет норильские пассажирские электропоезда сняли с маршрута: их вместе с грузовыми электровозами ВЛ-10 с полным комплектом продали на материк. Железнодорожники рассказывали, что наши поезда покупатели “с руками оторвали”. Тепловоз на память Начинал Сергей Сташук свою карьеру слесарем-электриком на Норильской железной дороге. Вспоминает, что в начале девяностых с ремонтами была проблема: “Машинисты тепловозов половину схемы вручную переключали”. Слесарей-электриков в отдельную бригаду выделили, чтобы снять напряженность на НЖД. Через год Сташука перевели мастером, вскоре – начальником участка. – Путь машиниста лежал через ремонт, сразу водить тепловозы и электровозы никому не доверяли, все будущие машинисты подвижного состава через ремонтную яму проходили, чтобы понимать, что такое тепловоз, – поддерживает разговор Александр Понамарев. – Уже потом за управление садились. По образному выражению Александра Владимировича, он тоже десять лет в ремонтной яме провел, прежде чем старшим мастером стал. У обоих моих собеседников немалый практический опыт, от этого и уважение к профессии, традициям коллектива. Как дань признательности работникам цеха по ремонту подвижного состава всех поколений, их коллегам из других служб, цехов и участков на площадке перед служебно-бытовым корпусом “Норильск-трансремонта” год назад появился необычный памятник. Идея принадлежит директору объединения Федору Ерофеевскому. Его поддержал весь коллектив, и в прошлом августе ТГК2-1-9066 – маневровый тепловоз с гидравлической передачей карданного типа – поместили на вечную стоянку. “Заполярный вестник” рассказывал, как давно списанный тепловоз Калужского машиностроительного завода со станции Норильск-Сортировочная доставили на участок по ремонту подвижного состава. Восстановлением локомотива занимались и работники этого подразделения, и коллеги с участка по ремонту локомотивов. Работали в основном в выходные дни, и довольно напряженно: менять машине пришлось все, начиная с колесных пар и заканчивая выхлопной трубой. К постаменту памятник доставили своим ходом. А фрагмент железнодорожного полотна для ветерана подготовил участок по ремонту пути. Так на промплощадке появилась новая норильская достопримечательность, и горожане любят ездить к памятнику фотографироваться. Вот еще факты. Летом 2011 года на участке по ремонту подвижного состава отреставрирован электровоз ПЭК-2 и установлен у здания управления Предприятия технологического железнодорожного транспорта. А недавно еще один арт-объект – маневровый тепловоз с электрической передачей – технически и эстетически подготовили к роли памятного объекта, связанного с развитием железнодорожной отрасли за Полярным кругом. Как обычно, списанную технику отмыли, почистили, покрасили. Привели в порядок ходовую часть, чтобы ТЭМ-2 мог на своих колесах прокатиться к месту новой “прописки”. Обычно такой работой занимаются творческие люди. Тот же сварщик, как говорит Александр Понамарев, отчасти художник, так что тепловоз реставрировали ремонтники с особым складом характера. И своя библиотека Рассказывая об основных “подопечных” единственного в Норильском промрайоне предприятия капремонта подвижного состава, его руководители называют не только локомотивы и думпкары, но и шлаковозные вагоны металлургических заводов, снегоочистители, платформы-контейнеровозы, полувагоны. – Грузовые вагоны капитально ремонтируют на специальной площадке, а здесь проводится их техническое обслуживание и текущий ремонт: шланги поменять, манжеты, сварочные работы выполнить, – поясняет Александр Понамарев во время ознакомительной экскурсии по производственным корпусам участка. – Тут проводится капитальный ремонт дизелей. Со “смотровой” площадки хорошо видно все, что разобрано и аккуратно выставлено по операционным точкам. Меня приятно удивляет чистота в цехе. – Бригады сами поддерживают порядок на рабочем месте, – говорит и. о. руководителя ремонтов. Мы направляемся на площадку, где слесари занимаются дизельным двигателем маневрового тепловоза. Обычно, рассказывают рабочие, на подобный капитальный ремонт уходит от месяца до двух. Дизель-генератор – это маленькая электростанция на колесах. С той, что сейчас в работе, специалистам еще придется технически “поколдовать”. Слесаря шестого разряда Валерия Карпова застаем на месте разборки колесно-моторных блоков. Выложенные рядком колесные пары частично прошли необходимые операции, но, чтобы колесо долго и надежно ходило по рельсам, требуется полная реабилитация. Из объяснений ремонтников запоминаю, что элементы у колесной пары перебирают, резьбу, лабиринты чистят, шестерни проверяют на люфт. Точность формулировок специалисты гарантируют, “наши” к тому же гарантируют качество выполнения работ. Валерий Карпов на участке трудится 24 года, обучил профессии многих начинающих ремонтников. – Только за годы моей работы, – говорит ветеран, – отсюда уже полноценные две бригады вышло, специалистами стали. Делится знаниями с новичками и Федор Армяншин, его трудовая биография на участке ремонта подвижного состава началась в 1995 году. Приехал с материка, имея определенный опыт. Здесь совершенствовался в практике, получил шестой квалификационный разряд, стал ветераном труда комбината, кадровым работником “Норильскникельремонта”. Мы познакомились с Федором Армяншиным в электроаппаратной. – Что мы здесь делаем? Тепловозы ремонтируем. Конкретно в этом помещении проводим ревизию электрической части: паяем, зачищаем контакты, меняем вышедшие из строя элементы, другую подготовительную работу выполняем, – рассказывает слесарь-электрик по ремонту электрооборудования. А еще здесь изучают техническую литературу. На полках в электроаппаратной немало книг, брошюрованных чертежей: “Справочник слесаря-монтажника”, “Ремонт электрооборудования электроподвижного состава”, “Ремонт тепловозов” – много чего можно почитать для пополнения багажа технических знаний, говорит мой собеседник. Новую литературу на участок тоже заказывают. В основном она приходит в “Норильсктрансремонт” в электронном виде, но можно заказать распечатку и, что называется, держать прогрессивные технологии капремонта под рукой. Даже опытным мастерам такой багаж знаний пригодится, ведь говорят, дорогу осилит идущий, то есть стремящийся к чему-то новому. |
0 | Твитнуть |