Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Зазвонят и здесь колокола
ИНТЕРВЬЮ
9 августа 2018 года, 14:59
Фото: Николай ЩИПКО
В Норильске на улице Мира завершается строительство нового храмового комплекса.
Три года назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение закладного креста под строительство храмового комплекса в честь святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сегодня строительные работы в стадии завершения. Как скоро откроется новая церковь, какой она будет, “Вестник” расспросил пресс-секретаря Норильской епархии иеромонаха Германа (Мельникова).
– Отец Герман, по чьей инициативе возводится новый храм?
– Идея этого храмового комплекса родилась, мне кажется, не позднее 30 мая 2014 года, когда решением Святейшего Патриарха и постановлением Священного синода Русской православной церкви была образована Норильская епархия с центром в Норильске. Управляющим епархии назначили епископа Агафангела. Он коренной норильчанин, человек, который знает историю города. Изначально у Церкви была мысль, что в Норильске должен стоять храм, посвященный людям, которые оказались здесь не по своей воле, страдали, но в дальнейшем стали святыми, и той радости, которую эти люди испытывают, находясь уже с Богом. Поэтому было принято решение о строительстве храмового комплекса в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Оно началось в 2016 году.
 
Святые с норильской “пропиской”
– В списке канонизированных Церковью новомучеников более 1700 человек: император Николай с семьей, княгиня Елисавета Романова, священники, миряне, дворяне, купцы… Даты смерти – 1917, 1918, 1937 годы. Зверски убиты красноармейцами, расстреляны чекистами без суда и следствия, умерли в лагерях. Есть в этом списке заключенные Норильлага?

– Есть, но речь не только о Норильлаге. Наша епархия включает в себя Таймырский полуостров, Норильский промышленный район и Туруханский район. И первое имя, которое хотелось бы назвать, это, конечно, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Он входит в список канонизированных новомучеников. Войно-Ясенецкий отбывал ссылку в Туруханском районе, в поселке Плахино, в 170 километрах от Дудинки. Святители Афанасий (Сахаров), Дамаскин (Цедрик), а также многие другие, почитаемые Русской православной церковью, пребывали на Туруханской земле.
Что касается непосредственно Норильлага, сейчас мы ведем исследования и уже открыли два имени. Первое – святой мученик Стефан (Наливайко), жизнь которого оборвалась в Норильске. Его дочь уже после того, как она потеряла связь с отцом, получила письмо, что Стефан умер от голода в нашем городе.
– Известно, что заключенных в Норильлаге расстреливали не так часто, как в других местах лишения свободы.
– Наверное, в то время и не могли написать, что Стефан расстрелян. Когда лагерь был ликвидирован, старались эти вопросы не поднимать. Также у нас есть имя еще одного святого, имеющего отношение напрямую к Норильску. Это Петр (Игнатов). Скоро будет написана его икона, а икона Стефана уже есть.
– Они оба священнослужители?
– Нет, миряне. Их сослали за то, что они себя позиционировали как православные христиане. Мы сейчас читаем их жития, которые были написаны по открытым допросным делам. Их арестовывали именно за то, что они проповедовали, поддерживали позицию Православной церкви.
– Каким образом пополняется список новомучеников?
– Православная церковь ведет очень большую работу по их канонизации. Истекает период – по-моему, это 70 лет, когда открываются секретные архивные дела, которые изучает специальная комиссия Русской православной церкви. Туда стекается информация со всех епархий. Мы свои исследования будем продолжать. А если говорить о первых результатах, надо отметить, что недавно открыли имя одного священнослужителя, который был сослан сюда еще совсем молодым. После ликвидации лагеря он работал на Норильском комбинате, потом вернулся в Санкт-Петербург, тогда Ленинград, и стал  профессором духовной академии. Это протоиерей Ливерий Воронов. Он не канонизирован Церковью, потому что закончил жизнь спокойно, умер в 1995 году в Петербурге.
Мы пытаемся в архивах Заполярного филиала найти рабочую карточку Ливерия Воронова, но практически все архивы, касающиеся заключенных, были здесь либо ликвидированы, либо вывезены в Красноярск, а оттуда отправлялись по месту жительства или рождения человека. Информацию приходится собирать по всей стране.
– Где она будет обнародована?
– Мы создаем музей. Два экспозиционных зала в новом храме будут посвящены новомученикам и развитию православия на Таймыре, начиная с Туруханского края, третий зал – Норильлагу.
 
Штат пополнится мирянами
– Отец Герман, глазу русского человека привычнее облик собора Василия Блаженного или Спаса на Крови. Казанский собор, например, уже выпадает из традиционных форм. У храма на Мира, 6, тоже нестандартное архитектурное решение?

– У меня при взгляде на храм новомучеников почему-то всегда возникают ассоциации с Троицким собором Троице-Сергиевой лавры. Единственный необычный купол нашей церкви, увенчанный крестом, напоминает шлем. Такие мотивы можно встретить в древнерусских каменных храмах. Своды и колонны, которые после отделки будут венчать норильский собор, это, наверное, византийские мотивы. Архитектура смешанная, но нельзя сказать, что это какое-то новаторство.
– Эскизы рисовали в мастерских Данилова монастыря?
– Не только эскизы, там же разрабатывали проектную документацию. Надо сказать, что храм уникальный. Это не типовой, а специально выполненный проект. А нулевой цикл, свайное поле разрабатывали в “Норильскпроекте”. У специалистов из мастерских Данилова монастыря нет опыта строительства на вечномерзлых грунтах. Норильские проектировщики вели авторский надзор над выполнением работ по фундаменту, проверяли и принимали каждую сваю.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех сотрудников “Норильскпроекта” за то внимание и те труды, которые они вкладывали и продолжают отдавать храмовому комплексу на улице Мира и другим нашим объектам.
– Кто подрядчики на этом комплексе?
– Московская компания “Сатори”. Она и строит, и занимается внутренней отделкой. А для росписи стен, создания уникального деревянного иконостаса с резными киотами, обитыми басмой (это древняя технология тиснения на металле) мы пригласили компанию “Собор”. Она много лет по всей России занимается росписью храмов, изготовлением иконостасов, написанием икон и оформлением внутреннего убранства. Наполнять храм церковной утварью традиционно будем с помощью художественно-производственного предприятия “Софрино”.
– Когда откроется новый храм, вырастет число священнослужителей в епархии?
– Наш штат в первую очередь пополнится мирянами. Храм рассчитан на 300 человек. К нему пристроен большой приходской дом – духовно-просветительский центр с достаточно большим количеством кабинетов. Появятся дополнительные педагоги в воскресной школе. Конечно, увеличится и количество технического персонала. Со временем, мы надеемся, пополнятся и ряды священнослужителей. К ним сейчас особые требования. Священный синод постановил, что теперь перед принятием священного сана кандидат должен получить духовное образование.
– Как было раньше?
– Можно было принять священный сан, а потом учиться. Теперь – нет. У нас в прошлом году три человека поступили в семинарию, а вообще уже более двадцати норильчан получают духовное образование на заочном секторе Московской духовной академии и в региональных семинариях, дистанционно обучаются в Православном Свято-Тихоновском университете. Среди них и священнослужители, и миряне, планирующие в дальнейшем принять священный сан.
 
Всё индивидуально
– В новом строении появится что-то уникальное вроде полуторатонного паникадила, которое повесили три года назад в соборе Всех Скорбящих Радость?
  
– Конечно. Все внутреннее убранство храма, начиная от мебели и заканчивая церковной утварью из металла, латуни, с использованием позолоты, – индивидуальное проектирование, которое разрабатывалось на протяжении полугода. Сейчас практически все выполнено, и в ближайшее время мы приступаем к монтажу. Даже колокола в храме будут с индивидуальными надписями. Они уже в Норильске, приехал и специалист, который будет их принимать от поставщика. Думаю, после 10 августа начнется установка.
– Мы работаем с Международным центром колокольного звона и предусмотрели систему электронного звонаря. Это некая подстраховка. Конечно, будем обучать людей, но, предположим, этим искусством владеют трое, один уехал в отпуск, другой заболел, у третьего работа. У самого священника не всегда есть время подняться на колокольню позвонить. Словом, подстраховка нужна.
– Уместно ли в богоугодных делах спрашивать про финансирование?
– Мы не скрываем, что полностью весь проект финансируется горно-металлургической компанией “Норникель”.
– Как правило, стройки немного затягиваются. Неужели этой осенью закончите?
– Планируем. Немного подводит погода, но, несмотря на это, из графиков пока не выбиваемся. Планируем открытие и освящение в сентябре-октябре. Точную дату назвать сложно, потому что сейчас идет облицовка фасада камнем. Можно сказать, что мы медленно, но верно продвигаемся к завершению.
 
Радость встречи
– В Снежногорске, как известно, тоже строится храм. По чьей инициативе?

– Тут надо обратиться к истории вопроса: в 2015 году началось строительство храма в Светлогорске (это Туруханское благочиние) по инициативе прихожан во главе со священником. Епархиальное управление их поддержало, и храм построили. После того как он появился в Светлогорске, к владыке обратились жители Снежногорска с аналогичной просьбой. Она была удовлетворена, и сейчас уже заложен фундамент под строительство храма в честь Сретения (слово означает радость встречи с Богом) Господня в Снежногорске. Бригада строителей начала собирать сруб. В сентябре они планируют накрыть здание крышей. Дадут ему отстояться в течение зимы, а потом приступят к внутренней отделке, утеплению, вставят окна. Епархия оснастит храм необходимой церковной утварью, и с Божьей помощью мы надеемся, что осенью следующего года сможем этот храм освятить.
– Лето для епархии, как и для городских властей, пора ремонтов?
– Да, сейчас они идут во многих храмах, в основном делаем косметические работы. Масштабные ремонты проводятся в Дудинке, где начал проваливаться коллектор. Сейчас по благословению владыки он восстанавливается. В начале уходящей недели мы приступили к большой работе в храме села Хатанга.
– Кто помогает деньгами?  
– Администрация Таймырского муниципального района, норильская мэрия, компания “Норникель”.
– Сколько всего храмов в составе Норильской епархии?
– У нас 45 строений. Сюда мы включаем и отдельно стоящие здания, и часовни в учреждениях.  
– Один искусствовед сказал, что в XXI веке люди предпочли молитве гаджеты. Логично поместить молитву в эти самые гаджеты? Появится ли в храме на улице Мира или вообще в Норильской епархии какой-то интернет-ресурс, на котором людям будут рассказывать о вере в живой, занимательной форме?  
– Я сам, помимо того что секретарь епархии, еще и пресс-секретарь и заведующий информационным отделом. Каждый день у меня заканчивается вечерним правилом и просмотром всех информационных  лент: я должен быть в курсе происходящего. А в плане работы в интернет-пространстве скажу, что мы всячески подвигаем на новые формы наш молодежный отдел. И они пытаются вести группы в социальных сетях. Есть команда из молодых инициативных священнослужителей, но я всегда отвечаю, когда задают подобный вашему вопрос, словами из Евангелия: “Жатвы много, а делателей мало”. К сожалению, пока что у нас людей инициативных, горящих не так много. Но те, кто горят, зажгут других.
 
Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА
Иеромонах ГЕРМАН: “Хотел бы поблагодарить всех сотрудников “Норильскпроекта” за то внимание и те труды, которые они вкладывали и продолжают отдавать храмовому комплексу на улице Мира”
0

Читайте также в этом номере:

Золото в Норильске (Виктор ЦАРЕВ)
С учетом ветров (Виктор ЦАРЕВ)
Километров стало больше (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Колеса диктуют вагонные (Лариса ФЕДИШИНА)
Не расплескать победу (Лариса ФЕДИШИНА)
Лучше гор только горы (Лариса ФЕДИШИНА)
Делай добро и неси его в штаб (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Новый дом для искусства (Марина БУШУЕВА)
ПОРА на Север (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Демонстрация силы (Анна САРАФАНОВА)
План – побеждать (Андрей ДЕГАНОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск