Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Не расплескать победу
МАСТЕРСТВО
9 августа 2018 года, 14:20
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
В “Норникеле” впервые прошел конкурс профессионального мастерства машинистов портальных кранов. Площадку для соревнований подготовили на территории товароперевалочного цеха №2 Единого складского хозяйства.
Профессия машинистов портальных кранов представлена в трех подразделениях компании на Таймыре: в “Норильскпромтранспорте”, на предприятии “Единое складское хозяйство” (ПЕСХ) и в Заполярном транспортном филиале (ЗТФ). Для дебюта “Академия наставников”, организующая корпоративные олимпиады рабочих рук, определила дудинскую площадку.
Из Норильска в столицу Таймырского района отправилась группа “академиков” – членов жюри, творческая бригада медиакомпании “Северный город” и Леонид Ефимов – машинист крана пятого разряда из “Норильскпромтранспорта”. Остальные соперники ждали в Дудинке.
Кран с характером
Говоря официальным языком, участники боролись за звание “Лучший наставник по профессии – машинист портального крана”.  Ключевое слово в подобных конкурсах – “наставник”, причем не менее чем с трехлетним стажем. Других ограничений, связанных с продолжительностью трудовой деятельности, нет, поэтому соревнуются в мастерстве и отдавшие компании десять лет, и работающие на предприятии в четыре раза дольше. На сей раз было так же.  
По условиям, проверка практических навыков соискателей начиналась с демонстрации знаковой сигнализации и действий, обязательных перед работой. Имеется в виду осмотр и подготовка крановых путей, механизмов оборудования, аппаратов управления портальным краном.
Следующее задание – самый зрелищный и напряженный этап соревнований – перемещение груза по предложенной схеме. Это значит, что машинист должен забрать со стартовой отметки груз, в нашем случае специализированный контейнер для перевозки штучных грузов (КШМК), причем не пустой, что важно. Проехать между контейнерами, расставленными на площадке, не задев их, совершить еще несколько манипуляций, разорвать грузом заградительную ленту. После чего опустить его в полувагон, расположенный на близком расстоянии, так, чтобы КШМК не коснулся стенок полувагона, вернуться на исходную позицию и опустить груз точно в обозначенную мишень. Проще говоря, поставить в очерченный прямоугольник. Немаловажная деталь: на движущемся контейнере стоит ведро с водой. Расплескивать нежелательно, поскольку за каждый пролитый из ведра сантиметр снимается балл.
Наказывается и нарушение норм охраны труда. Соблюдение правил и демонстрация высокой культуры производства поощряются дополнительными очками.
Итак, задание сформулировано, шестнадцатитонник на стартовой позиции. Как готовить портальный кран к работе, рассказывать первым выпало Андрею Хомченко, механизатору Заполярного транспортного филиала. В обычном трудовом режиме процедура занимает не менее двадцати минут. Андрей Борисович признается, что накануне соревнований по техническим причинам ему пришлось затратить на осмотр около часа.
– Если каждый день работаешь на одном и том же кране, все его нюансы знаешь, достаточно посмотреть основные узлы, – проводят ликбез для журналиста соперники Хомченко. Игорь Пестов даже говорит, что у каждого крана свой характер.
– Один норовистый, как конь, другой мягкий. А самый покладистый здесь вон тот, – показал вдаль Игорь Альфредович.  
Первый конкурсант уже готов занять место в кабине крана. Второй – этот номер по жеребьевке достался Леониду Ефимову – показывает членам конкурсной комиссии сигнальные команды: вира, майна, повернуть стрелу, передвинуть тележку.  
У Леонида Ивановича впереди серьезное испытание: он единственный на площадке участник, не работавший на подобной технике. Так что пара минут, которые даются конкурсантам попробовать, как работает стрела, поворот крана, выполняются другие функции, для Ефимова приобретает особое значение.
– У нас механический кран, совсем другое управление, – говорит машинист. Леонид Иванович заметно волнуется перед главным стартом. Действительно, контрольное время – пять минут – крановщик из “Норильскпромтранспорта” превысил почти на две минуты. В теории же, как выяснилось позже, Ефимов показал один из лучших результатов. В целом же состоявшийся конкурс для него запомнится освоением новой техники.
А Виктор Перевалов, машинист крана шестого разряда предприятия “Единое складское хозяйство”, работал на всех кранах, которые мы видели на площадке, и во время выполнения практического задания продемонстрировал  бешеную скорость – 3,44 минуты – и воды из ведра расплескал всего 3 миллиметра. Даже неспециалисту стало понятно, что этот участник явно в лидерах.  
– Так у Виктора Маратовича сорок лет стажа, – поясняют коллеги, – он профи. И давно является наставником молодежи.
Между тем в свободном секторе промплощадки начинается следующий этап конкурса: действия работников в нештатной ситуации. В билетах дается задание, например, оказать первую помощь пострадавшему при поражении электрическим током. Или при тепловом и солнечном ударе.
Впереди тесты на знание теоретических основ профессии. За 30 минут машинисты портальных кранов должны выбрать правильные варианты ответов на 30 вопросов.  
По итогам всех испытаний наибольшее количество баллов набрал Игорь Пестов, машинист крана шестого разряда предприятия “Единое складское хозяйство”. Он признан победителем первого корпоративного конкурса машинистов портального крана и представлен к званию “Наставник года”. Эту награду Игорь Альфредович получит на корпоративном форуме “Признание” в июне следующего года.
Одно очко уступил победителю его коллега по ПЕСХ Виктор Перевалов. Третий результат показал Андрей Хомченко из Заполярного транспортного филиала.
– Все победители конкурсов профессионального мастерства попадают в базу и в случае организации подобных соревнований на краевом или федеральном уровне эти люди представляют компанию “Норникель” на чемпионатах рабочих профессий, – рассказала “ЗВ” Алена Шукшина, куратор корпоративного проекта “Академия наставников”. – Наше предприятие входит в десятку сильнейших в России. Каждый год мы принимаем участие в Национальном чемпионате рабочих высокотехнологичных отраслей, который проходит по версии WorldSkills. “Норникель” представляет несколько направлений: лаборанты химического анализа, сварщики, токари. В основном в конкурсах выступают опытные наставники, что очень важно для привлечения в профессию молодых людей.
 
ЛУЧШИЕ
Игорь ПЕСТОВ
, машинист крана шестого разряда предприятия “Единое складское хозяйство”, первое место:
– Я рад, что победил в конкурсе, тем более что конкуренты были достаточно серьезные. Надо уважать соперников и самому совершенствоваться, – говорит лучший в компании машинист портального крана. – Я всю жизнь работаю и постоянно чему-то учусь. Если нормально относишься к своей профессии, процесс обучения для тебя длится всю жизнь. Могу сказать, что пять лет назад я работал хуже, чем сейчас, хотя стаж достаточно большой: в июле 1980 года окончил курсы крановщиков в Дудинском порту и с тех пор тружусь. И понимаю, что главное – не останавливаться на достигнутом, идти вперед и вперед.
Виктор ПЕРЕВАЛОВ, машинист крана шестого разряда предприятия “Единое складское хозяйство”, второе место:
– Что мне нравится в нашей работе? Слаженность, трудоспособность коллектива. Отец мой был крановщиком в Дудинском порту, уважение к коллективу во мне воспитано еще с тех времен. И сегодня хочу сказать огромное спасибо нашему руководству: все было сделано, чтобы команда предприятия выступила успешно.
Для меня самым сложным в конкурсе была проводка груза между контейнерами и порыв ограждающей ленточки. Приятно, что у меня лучшее время по трассе, но в теории, выходит, зря поторопился, не так ответил. Но в целом я доволен результатом.
Андрей ХОМЧЕНКО, механизатор Заполярного транспортного филиала, третье место:
– Выступать в конкурсе волнительно. Я участвовал не ради победы и в число лауреатов попал случайно, – делится докер-механизатор.
Однако в теоретическом экзамене вместе с еще одним участником Андрей Борисович показал самый лучший результат – 29 баллов. И профессиональный опыт у Хомченко немалый: в Дудинском порту работает 26 лет. Сколько учеников за это время обучил профессии?
– Полбригады, наверное, – говорит Андрей Борисович, – а в бригаде человек 60–70. Любопытно, что педагогический опыт докер-механизатор приобрел еще до работы в порту, будучи преподавателем по классу баяна и гитары. В начале девяностых поступил в порт грузчиком, окончил курсы машинистов крана, стал мастером своего дела. Призовое место в конкурсе – тому доказательство.
Машинист готовится к дистанции
Сейчас он заберет передвижной контейнер со стартовой площадки
Игорь ПЕСТОВ
Виктор ПЕРЕВАЛОВ
Андрей ХОМЧЕНКО
0

Читайте также в этом номере:

Золото в Норильске (Виктор ЦАРЕВ)
С учетом ветров (Виктор ЦАРЕВ)
Километров стало больше (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Колеса диктуют вагонные (Лариса ФЕДИШИНА)
Лучше гор только горы (Лариса ФЕДИШИНА)
Делай добро и неси его в штаб (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Новый дом для искусства (Марина БУШУЕВА)
ПОРА на Север (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Демонстрация силы (Анна САРАФАНОВА)
План – побеждать (Андрей ДЕГАНОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск