Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кто нужен стране и компании?
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
29 мая 2012 года, 21:42
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
В этом году в Норильском индустриальном институте на месяц раньше обычного начался прием документов. О том, какие еще нововведения ждут абитуриентов, мы попросили рассказать ответственного секретаря приемной комиссии НИИ Елену ГОРЕМЫКИНУ.
– Нововведений на самом деле не так много. Они коснутся прежде всего абитуриентов-льготников, имеющих право поступать без экзаменов и конкурсов. До этого года они могли подавать заявления о приеме в разные вузы, на несколько направлений. И вплоть до 4 августа мы не знали, где именно пожелает учиться этот абитуриент. Льготник включался в проект приказа, и если он подавал документы сразу по нескольким направлениям, то, соответственно, занимал сразу несколько бюджетных мест. При всем при том что список их ограничен. В крупных вузах вообще доходило до того, что конкурс объявлялся среди льготников! А ведь так делать нельзя. Вуз должен принять всех. Независимо от того, сколько у него бюджетных мест. К счастью, в этом году все стало намного проще. Теперь вузы вправе требовать от выпускников-льготников оригиналы документов. И если такой абитуриент хочет параллельно поступать в другие учебные заведения, то он должен делать это уже на общих основаниях. Таким образом, у вуза появляется больше гарантий, что человек придет учиться именно сюда, и мы не зря сохраняем за ним бюджетное место.
– Какая разница, подадут льготники оригиналы или копии документов? Человек все равно только один раз воспользуется льготой. Проследить это можно посредством той же единой информационной системы, которая сегодня устанавливается во всех вузах.
– Информационная система – наша отдельная головная боль. Сегодня она запускается в тестовом режиме в крупных вузах страны. До сих пор ведь как было? Каждый вуз создавал у себя собственную программу для составления отчетности. Это создавало массу неудобств, так как зачастую формы отчетности даже в пределах одного министерства требовались разные. В то время как федеральная информационная система призвана ввести единую информационную базу для всех вузов страны. К сожалению, Норильский индустриальный институт решил в этом году не браться за это дело.
– Почему?
– Для этого нужна хорошая техническая база и прежде всего скоростной Интернет. А о последнем в Норильске, как известно, говорить не приходится. Можно предположить, что система у нас будет постоянно зависать. Поэтому мы решили повременить с этим. Посмотрим, как завершится эксперимент в ведущих вузах страны. Единственное, что мы, как и другие учебные заведения, обязаны сделать до 1 октября, – создать общую базу всех поступивших.
– Какие плюсы у единого информационного ресурса?
– Плюсов много. Всегда можно будет проследить по паспортным данным абитуриента, куда он подавал документы, какой вуз в итоге выбрал. Таким образом исключается вероятность появления в учебных заведениях “лишних” людей. Кроме того, можно проверить, соблюдалось ли правило, согласно которому абитуриент имеет право выбрать не более пяти вузов и трех направлений подготовки. Шестой вуз, проверив информацию по компьютеру, уже не имеет права принимать у человека документы. Еще одно преимущество – единая информационная база позволит проверять тех абитуриентов, которые хотят учиться заочно и поступают на бюджетные места якобы в первый раз. Бывают случаи, когда люди скрывают, что уже имеют высшее образование, чтобы не платить за второе.
– А если человек окончил школу больше двадцати лет назад и получил первое образование где-нибудь в Украине или Казахстане? Информации о них в базе наверняка нет.
– Понятно, что у любой системы есть свои недостатки. Всегда есть вероятность того, что какая-нибудь школа в отдаленном районе не сможет выдавать информацию в электронном виде, возможно, там и Интернета-то нет. Или, как вы говорите, аттестаты, полученные еще в Советском Союзе… Но, с другой стороны, мы теперь можем проверять хотя бы тех абитуриентов, которые окончили школу сравнительно недавно. Если человеку 30–35 лет, у нас уже будет такая возможность.  

Механиков дайте!

– Почему в этом году приемная кампания в НИИ началась не с 1 июня, а с начала мая?
– В прежние годы у нас складывалось такое ощущение, что не все желающие успевают по разным причинам (отпуск и так далее) подать документы в Норильский индустриальный институт. Оказалось: ничего подобного! На сегодня у нас лежит всего семь заявлений. Похоже, абитуриенты привыкли идти в вуз в июне. После 20-го числа начнется основная волна. В этом году по сравнению с прошлым мы ожидаем большой наплыв абитуриентов. Признаться, 2011 год мы ждали с содроганием: выпускников в Норильске тогда было в три раза меньше обычного, а бюджетных мест у нас – столько же, сколько и в предыдущие годы. Тем не менее коллапса не случилось: в НИИ пришли поступать выпускники прошлых лет, выпускники техникума, демобилизовавшиеся из армии, и мы в итоге все бюджетные места закрыли. И даже конкурс был. Нас это порадовало.
– Какие документы нужно приносить с собой?
– Паспорт, аттестат, шесть фотографий 3х4, военный билет.
– Какие специальности выбирают норильчане?
– В связи с переходом на двухуровневую систему образования правильно говорить о направлениях подготовки. Весьма востребованы (особенно среди заочников) такие направления, как горное дело, строительство, электропривод и автоматизация технологических процессов, металлургия. Также наметилась тенденция: огромное количество экономистов стало сегодня поступать на технические направления. Причем люди готовы платить за второе высшее образование и учиться по заочной форме пять-шесть лет. Как положено. А тех, кому нужен просто диплом, к счастью, становится все меньше и меньше.
– Какое направление в вузе пользуется меньшей популярностью?
– Не хотят учиться норильчане на механиков. Не видят будущего, связанного с этой профессией. А жаль. Ведь это как раз то направление, с которым можно без проблем трудоустроиться на материке. В любом городе. Если человек горный инженер или маркшейдер, то здесь все гораздо сложнее. Место жительства на материке ему нужно выбирать так, чтобы рядом были горные выработки, метрополитен, в то время как механик и электроэнергетик востребованы на любом предприятии, будь то завод, фабрика или сервис-центр. Сколько мы уже работаем в этом направлении, проводим профориентацию среди школьников, а понимания нет. По-прежнему у норильских выпускников существуют стереотип: в ГМК больше всех получают горняки и металлурги. При том что норильский центр занятости населения, с которым мы тесно взаимодействуем, и Заполярный филиал нам постоянно говорят: механиков дайте! Не хватает этих специалистов.

Бюджетные места нужны

– Механиков не хватает. А тем не менее новый министр образования Дмитрий Ливанов утверждает, что “сегодня инженеров стране нужно не так много”.
– А кто тогда нужен стране, если не инженеры? Кого будем готовить? На чем профилироваться? Дмитрий Ливанов – бывший ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС). И, наверное, у него есть основания так утверждать. Москве действительно не нужно много инженеров. Учитывая, что это прежде всего финансовый центр, там нужны в первую очередь экономисты, менеджеры, управленцы. У нас в стране уже давно нет системы распределения после окончания вузов, поэтому в московских вузах не готовят специалистов, которые потом будут работать в регионах. А между тем именно в регионах инженеры нужны. Кто-то ведь должен добывать полезные ископаемые. Кто-то должен работать на производстве. Если мы будем говорить, что у нас в стране высокий уровень технологий – значит слукавим. Кто их будет внедрять? Экономисты? Менеджеры? Я не понимаю, как можно говорить, что инженеры стране не нужны.
– Удивительно, почему новый министр образования не задумался о том, нужно ли нашей стране столько экономистов.
– С экономистами я бы тоже не была столь категорична. Ежегодно наш вуз выпускает 40–50 экономистов. И, однако же, на бирже труда никто из них не стоит! Откуда берется такой стереотип: экономисты не нужны? Ну и что из того? Вы обратите внимание, какая текучка кадров в банковских организациях. А все почему? Наши выпускники получают опыт в Норильске и уезжают на материк. Трудоустраиваются в той же Москве, в Питере в крупных компаниях, в головном офисе “Норильского никеля”. Причем карьера наших выпускников складывается весьма успешно. Это противоречит расхожему мнению о том, что непрофильные вузы не должны готовить экономистов. Говорить так неправильно. Взять, к примеру, наше направление – экономика и управление на предприятии (горная отрасль). Около 20% дисциплин по учебному плану – специализация “горное дело”. Поэтому, когда наш студент приходит в плановый отдел рудника, для него слова “штольня”, “штрек”, “клетевой ствол” – это отнюдь не абстрактные понятия. В Норильском индустриальном институте, на мой взгляд, обучение в определенном смысле более сильное, нежели в столичных вузах. У нас читают лекции совместители – руководители и ведущие специалисты предприятий Заполярного филиала. Наши студенты проходят практику в условиях реального производства. В то время как в столичных вузах практика – это зачастую номинальное понятие. Главное, чтобы студент принес справку.
– Как вы относитесь к идее нового министра образования о сокращении в вузах количества бюджетных мест? По его мнению, нужно постепенно перейти на систему платного высшего образования.
– Несколько лет назад мы пытались внедрить эту практику в НИИ. Путем сокращения бюджетных мест экономистов мы планировали добиться сокращения количества студентов по этой специальности. Предполагалось, что, если нет бюджетного места, плата за обучение высокая, абитуриенты сюда не пойдут. Но… Ничего не получилось. При наличии огромного количества бюджетных мест на технических направлениях, абитуриенты не так охотно туда шли. Многих не заставишь сдавать физику. Боюсь, что сокращение бюджетных мест – это не решение проблемы. Тем более принимая во внимание, что стоимость обучения на технических направлениях будет выше, чем, к примеру, тех же экономистов. Экономистам лаборатории не нужны, специальное оборудование – тоже. И кто тогда при высокой стоимости обучения захочет учиться на инженеров? Неужели в нашей стране не боятся потерять грамотных технических специалистов?
– Но, возможно, в этом и заключается задача – сократить количество выпускаемых инженеров, которых “стране нужно не так много”?
– Предположим, сократим. А дальше что? Потребность на предприятиях в них на самом деле велика. Еще два-три года назад на предприятиях “Норильского никеля” сказывалась острая нехватка рабочих. А сегодня нужны люди с высшим техническим образованием. Об этом говорят на разных уровнях. Сокращать количество инженеров, по-моему, нелогично. Что это значит для нашей территории, думаю, не надо никому объяснять. Как будет работать компания? Мы, наоборот, боремся за увеличение количества бюджетных мест, потому что мы видим потребность в таких специалистах. Особенно по заочной форме обучения.



Работа через терминал

В ТЕМУ


Вчера в Сибирском государственном аэрокосмическом университете им. академика М.Ф.Решетнева прошло заседание совета ректоров вузов, на котором руководитель агентства труда и занятости Виктор Новиков и председатель совета ректоров Николай Дроздов подписали соглашение о сотрудничестве.

Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА

В рамках предыдущего соглашения (оно действовало с 2008-го по 2011 год) был организован мониторинг обращений выпускников в службу занятости населения. Выстроена системная работа с вузовскими центрами содействия трудоустройству выпускников. Проведено обучение преподавательского состава курсу “Навыки эффективного поиска работы” (он внедрен в большинстве вузов). Создан банк вакансий для выпускников без требований к опыту и стажу работы (банк ежедневно обновляется на официальном сайте агентства). Совместно с вузами проводились мероприятия по содействию трудоустройству выпускников (135 ярмарок с участием 838 работодателей и 8,8 тысячи выпускников).
В результате на 25,7% – по сравнению с началом прошлого года – снизилось количество обращений выпускников в органы службы занятости (с 900 человек за январь – апрель 2011 года до 669 человек за аналогичный период 2012 года), на 28,1% уменьшилась численность выпускников, получивших статус безработного (с 594 человек до 427 человек), на 26% увеличилась доля трудоустроенных выпускников от числа обратившихся в органы службы занятости населения (за четыре месяца устроено на работу 511 выпускников).
Все эти направления работы будут продолжены и в рамках нового соглашения. Кроме того, в красноярских вузах особое внимание будет уделяться внедрению новых технологий трудоустройства выпускников (видеорезюме, электронное портфолио и так далее). Продолжится установка информационных терминалов службы занятости, содержащих информацию об услугах и программах службы, а также банки вакансий.
Сейчас терминалы установлены в Сибирском федеральном университете и Сибирском государственном аэрокосмическом университете. На очереди установка в трех учебных заведениях: Сибирском государственном технологическом университете, на площадке Красноярского государственного торгово-экономического института и на базе лицея №56.
Елена Горемыкина: “Карьера наших выпускников складывается успешно”
0

Читайте также в этом номере:

От кувалды до автоматики (Андрей СОЛДАКОВ)
Небезгрешные автобусы (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Школа труда (Марина БУШУЕВА)
Меткость и понимание (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск