Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
О Белый город, ты цветок из камня!
3 апреля 2009 года, 13:01
В последнее время только и слышишь от норильчан: «Белгород, Белгород, Белгород...». Кто-то из наших живет там уже давно, кто-то перебрался в этот город недавно, есть немало и тех, кто лишь собирается переселиться на берега Северного Донца. И потому нет, наверное, более «норильского» города на материке, чем Белгород. Чем он живет сегодня, узнавала вездесущая Лариса ФОМЕНКО.
Город, о котором с таким восторгом и восхищением говорят в Норильске, действительно того заслуживает. Увидев его белым, заснеженным, могу представить, каким Белгород, который считается самым зеленым и благоустроенным городом России, предстает взору живущих там и приезжающих погостить летом. Сегодня этот областной центр, расположенный на реке Северный Донец, развивается стремительно по многим направлениям. Машиностроение – один из коньков местной промышленности. Белгородчина также известна в России и за ее пределами энергетической, химической, электротехнической, приборостроительной, радиоэлектронной и другими отраслями. Прекрасные перспективы у производства стройматериалов, главным образом цемента.
В городе несколько высших учебных заведений. Есть у белгородцев свой драматический театр, который носит имя Михаила Щепкина. Есть театр кукол. Заслуживает внимания музейная деятельность. За один приезд, конечно, трудно побывать и в краеведческом, и в художественном, и в музее-диораме «Курская битва», но если задаться целью, можно узнать о Белгороде много интересного. Кстати, поселение известно с 1237 года, а по некоторым археологическим данным – с X века. Вот я и решила более пристальное внимание обратить на памятники архитектуры Белгорода.
 
Великолепен храм победный
Преображенский кафедральный собор я впервые увидела с высоты 12-го этажа – из квартиры моих друзей, Сергея и Татьяны Блажко. Гордая тем, что удалось сделать снимок собора с высоты почти птичьего полета, я с не меньшей гордостью знакомилась с историей собора, насчитывающей, согласно упоминанию в Писцовых книгах, без малого четыре века.
Татьяна, любезно согласившаяся быть гидом, в ходе экскурсии рассказала, что Преображенский собор – главный храм Белгородской и Старооскольской епархии, в котором хранятся самые почитаемые святыни Белгорода – нетленные мощи святителя Иоасафа и чудотворная икона Николая Ратного. Многие белгородцы внесли посильный вклад в строительство собора, а его архитектором стал харьковчанин Евгений Васильев.
В 1813 году новая двухэтажная церковь была открыта и освящена. Построенная в честь победы русских войск над Наполеоном, она на протяжении двух десятилетий называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церковью. Причиной тому послужило наличие трех престолов: Преображения Господня, пророка Илии, оставшихся от старых церквей, и нового, в честь святого князя Александра Невского. Упразднение последнего престола повлекло за собой создание трех новых: в честь жен-мироносиц, Богоявления Господня и Знамения Божией Матери.
Октябрьская революция неблагоприятно отразилась на Преображенской церкви. В 1922 году были изъяты церковные ценности. К середине 30-х годов решением городских властей церковь закрыли, а затем стали использовать как склад для хранения зерна. С 1973 года здесь разместился краеведческий музей, полтора десятка лет назад обретший мощи святителя Иоасафа. После основательного ремонта Преображенский собор получил второе рождение, став еще краше, чем прежде. Что подтверждаю: собор действительно великолепен.
 
Чудесное явление
Многие, бывая в Белгороде, стараются отдать дань духовным святыням этих мест. Мой приезд не стал исключением. Я побывала в Богородичном храме, поклонилась мощам святителя Белгородского Иоасафа. На родине – в селе Замостье на Полтавщине, надеюсь, его почитают так же. Будущий святитель родился 21 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в семье знатного казацкого старшины Андрея Горленко. Однажды ему явилась Богородица, у ног которой отец увидел своего сына, нареченного Иоакимом. При словах «Довлеет на мне молитва твоя», произнесенных Пресвятой Богородицей, с небес слетел ангел и покрыл плечи мальчика архиерейской мантией.
Родители мечтали, чтобы первенец посвятил жизнь воинской службе. Но по окончании Киево-Братского училища и Киевской духовной академии сын стал послушником, а затем – иноком Межигорского монастыря. В 22 года он был пострижен в монашество, наречен Иоасафом, рукоположен в сан иеромонаха. Тогда же он стал преподавателем Киевской духовной академии. А в 1745 году будущий святитель был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ему предстояло многое сделать по ее восстановлению после пожара и по уставному устроению монашеской жизни. С того времени, как в 1748 году в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга Иоасаф был рукоположен в сан епископа Белгородского и Обоянского, он отдавал все силы духовному образованию священнослужителей и мирян своей епархии, обучению детей всех сословий.
Святитель отличался строгостью прежде всего к себе. Он часто помогал бедным: раздавал продукты, одежду, заготавливал дрова для прихожан. В обычные дни их развозил по дворам слуга, а накануне праздников святитель в одежде послушника делал это сам.
 
Потери и обретения
Несмотря на слабое здоровье, Иоасаф часто объезжал епархию, правил службу, освящал храмы, строго следил за порядком и отношением к святыням. Во время очередного объезда епархии в городе Изюм в притворе храма святитель приметил стоящую на полу среди угля и пыли икону и почувствовал исходящую от нее благодать. Именно такую, излучающую неземной свет, он видел незадолго до этого во сне. Так была обретена чудотворная Песчанская икона Пресвятой Богородицы.
Предвидя близкую кончину, святитель посетил родные места. На обратном пути в Белгород 23 декабря 1754 года он скончался в слободе Гайворон. Тело святителя, положенное в склепе, осталось нетленным. Склеп был открыт для посещения, и множество людей после молитв перед гробницей святителя получали исцеление от болезней.
В 1911 году епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко) был торжественно прославлен в лике святых. Император Николай II во время посещений Белгорода дважды поклонялся мощам святителя.
В 1920 году гробницу святителя вскрыли, мощи увезли в Москву. После они оказались в Санкт-Петербурге, в музее. Благодаря верующим они были спасены от сожжения и долго укрывались под крышей Казанского собора.
В 1991-м обретенные мощи Иоасафа торжественно доставили в Белгород в Преображенский кафедральный собор. По молитвам перед мощами верующие получают благодатную помощь и исцеление от болезней. Чтимые иконы Иоасафа есть во многих храмах, монастырях, часовнях и домах. Мы тоже помолились мощам святителя Белгородского Иоасафа.
 
Символы новой жизни
В Белгороде много памятников. Они разные. Есть даже, на мой взгляд, странные. Вот как тот, что установлен рядом с городским рынком. На нем нет никаких надписей, но в Белгороде его считают памятником первым «челнокам», символизирующим зарождающееся предпринимательство того периода истории государства, когда многие вынуждены были бросить свои привычные занятия и заняться тем, что давало возможность попросту выжить. Скульптурная композиция незамысловата: юноша и девушка тащат на горку огромные тяжеленные сумки.
Молодой скульптор Тарас Костенко тем не менее считает, что его творение вселяет оптимизм, так как «челнокам», с трудом затащившим тяжеленные сумки на горку, спускаться вниз значительно легче. Преодоление преграды символизирует также своего рода трудный, но удачный, по замыслу автора, переход от старой жизни к новой. Белгородцы уже успели полюбить этот памятник и даже придумали примету, с ним связанную: если покрутить колесо тележки «челноков» и загадать желание, оно непременно сбудется. Колесо Фортуны мы крутить не стали, но несколько снимков с «челноками» все же сделали.
Другой памятник, привлекший мое внимание, посвящен представителю самой прозаичной профессии – дворнику. Мужчина средних лет стоит под фонарем с основным орудием труда – метлой. Рядом кот – животное, с незапамятных времен олицетворяющее тепло домашнего очага. Вероятно, решение увековечить труд дворника пришло не случайно. Город признан самым благоустроенным и зеленым в России, и в этом есть немалая доля труда людей, которые с раннего утра выходят на белгородские улицы и во дворы и метут, метут, метут, то есть стремятся сделать их чистыми и ухоженными.
Кстати, вес памятника – 175 килограммов, изготовлен он из бронзы в Киеве. Белгородский дворник в России не единственный. Первый памятник представителям этой профессии был установлен во Владимире. Автор – все тот же Тарас Костенко, 27-летний аспирант Харьковской академии дизайна и искусств.
Историю еще одного уникального памятника – милиционеру Гречихину – тоже хочу поведать норильчанам. Жил-был в славном городе Белгороде скромный и простоватый постовой милиционер Павел Гречихин. Был он неприметным, форма милицейская сидела на нем нелепо. Но обладал этот блюститель порядка необыкновенным качеством: был очень честным. Спуску не давал никому. Не останавливали его ни ранги, ни чины, ни родственные связи – штрафовал всех нарушителей нещадно. Однажды привлек к ответственности собственную жену, досталось и сыну и другим родственникам, соседям и знакомым. Пострадал от его невероятной честности и непосредственный начальник. Но после многолетней добросовестной службы постовой ушел на пенсию в скромном звании старшины. Зато памятник заслужил себе еще при жизни. Вот и стоит он сейчас на разъездном кольце в одном из районов Белгорода во всей амуниции рядом с мотоциклом «Урал» и напоминает, что честность в любой работе превыше всего.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск