Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Огонь и медные трубы
Театральный хронограф
28 января 2011 года, 13:13
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“ЗВ” продолжает публикацию театральной летописи, посвященной 70-му, юбилейному сезону в Норильском Заполярном театре драмы имени Владимира Маяковского.
Со второго плана на первый
3 января 1979 года родилась Варвара Бабаянц. Актрисой Норильского Заполярного театра драмы выпускница Красноярского государственного института искусств стала в 60-м творческом сезоне, в 2000-м году. Сегодня Варвара Бабаянц занята как минимум в половине репертуара.
Открытие юбилейного, 70-го сезона принесло актрисе сразу две главные, словно написанные для нее, роли – в “Шикарной свадьбе”, поставленной Сергеем Щипициным, и “Замке в Швеции” Максима Кальсина – и ввод на роль Ирмы в спектакле “Мистификатор” в постановке Александра Исакова. Многообещающее начало второго десятилетия по логике вещей должно принести актрисе признание не только норильских зрителей. Как это произошло с ролями второго плана, достававшимися ей чаще главных в первое театральное десятилетие. На краевом фестивале “Театральная весна – 2009” Варвара Бабаянц – Шарлотта в “Вишневом саде” Зайкаускаса – была названа лучшей женской ролью второго плана в драматическом театре. Притом что сам спектакль так и остался без награды, хотя по всем параметрам мог на нее претендовать. Но так же поступить с действительно лучшей ролью актрисы у жюри, видимо, рука не поднялась…
 
Любил играть в сказках
7 января 1952 года во время школьных каникул в театре на улице Горной прошла премьера сказки “Аленький цветочек”. В главных ролях – Всеволод Лукьянов и Ирина Махаева. Постановку осуществил актер театра, будущий народный артист РСФСР, почетный гражданин Норильска и Омска Всеволод Лукьянов. Это был его четвертый сезон на сцене Норильского Заполярного, которой он отдал в общей сложности четверть века.
До войны артист работал в Саратове, откуда ушел на фронт, отказавшись от брони. В Норильск вместе с женой, актрисой Александрой Платоновой, Лукьянов приехал, когда наш театр только становился на ноги. Первые роли – Платон Кречет в пьесе Корнейчука, Гарри Смит в “Русском вопросе” Симонова, Киров в “Крепости на Волге” Кремлева. Позднее, в 1957-м, Лукьянов впервые перевоплотится во Владимира Ильича. Сам актер очень любил играть в комедиях и сказках, часто совмещая актерскую работу с режиссерской. В перерыве, в начале 60-х, и после Норильска Лукьянов служил в Омском драматическом театре.
Музыку к “Аленькому цветочку” написал заведующий музыкальной частью театра композитор Олег Рассадин. Кстати, впоследствии рассадинское музыкальное оформление использовалось в постановках сказки во многих российских театрах.
 
На площади своего имени
10 января 1987 года открыто новое здание театра на Ленинском проспекте, 34. После церемонии перерезания красной ленточки начальник ПСМО “Норильскстрой” Валерий Латышев и главный архитектор проекта театра Анатолий Чернышев на сцене вручили труппе символический ключ от театра.
Новый театр был спроектирован всего за год отделом гражданского строительства института “Норильскпроект”. Это одно из немногих авторских зданий города и самое крупное из зрелищных. Строить театр начали в апреле 1983-го. Закончить строительство предполагалось к 50-летию комбината, то есть в 1985-м. Получилось позднее. Первый праздничный концерт в новом театре на 550 мест был дан для его строителей. Через месяц состоялась премьера спектакля “Особое назначение” по пьесе Виктора Левашова, поставленного главным режиссером театра Анатолием Кошелевым.
 
“Школа” губернаторских симпатий
12 января 2001 года на сцене Норильского Заполярного театра состоялась премьера спектакля “Школа с театральным уклоном”.
После того как известный писатель Дмитрий Липскеров написал эту пьесу в двух действиях, его стали сравнивать с Антоном Чеховым – за умение изображать человеческие характеры. “Школа с театральным уклоном” множество раз ставилась в различных театрах. В норильской постановке главные роли сыграли любимцы публики Лаврентий Сорокин (Трубецкой, учитель физкультуры) и Сергей Ребрий (Серж, учитель географии). Все действие в спектакле разворачивается в пустом спортивном зале средней школы, который оказывается то городком в Испании, то тайгой, а главные герои под музыку Петра Ильича Чайковского переживают “настоящие” страсти.
На краевом фестивале “Театральная весна – 2001” постановщик спектакля Александр Зыков был отмечен за лучшую режиссуру. Сергей Ребрий и Лаврентий Сорокин победили в номинации “Лучшая мужская роль”. Александр Лебедь вручил спектаклю именную губернаторскую премию. Через два года история повторилась в Новосибирске на межрегиональном театральном фестивале “Сибирский транзит – 2003”. Сорокин и Ребрий заслужили премию имени Веры Редлих “за высокое мастерство и глубокое психологическое раскрытие образов”. Спектакль получил еще одну губернаторскую премию – от Леонида Полежаева, главы Омской области. А когда Александр Зыков переехал из Норильска в Новосибирск, он поставил “Школу…” и в “Красном факеле” с Лаврентием Сорокиным в роли Трубецкого.
 
Не забыть “Герострата”
15 января 2003 года на сцене Норильского Заполярного прошла еще одна премьера горинской пьесы. На этот раз – “Забыть Герострата”. Спектакль, поставленный художественным руководителем театра Александром Зыковым, вошел в историю не только тем, что актерские работы Ребрия и Сорокина были отмечены на очередной “Театральной весне”. Главное событие случилось за девять месяцев до премьеры, в марте 2002 года. За пять минут до начала первой репетиции спектакля и за два дня до приезда в Норильск президента России Владимира Путина загорелся зрительный зал театра. Сгорело оборудование, сцена, почти весь зал. По словам Любови Березиной, тогдашнего директора театра, в итоге выяснилось, что это был поджог, и местный Герострат был найден. На восстановление театра ушло девять месяцев…
Напомним, что Герострат из греческого города Эфеса в 356 году до нашей эры, чтобы обессмертить свое имя, сжег одно из семи чудес света – храм Артемиды. Имя его последователя широкой публике осталось неизвестно.
 
С Валенской
29 января 1996 года артистам Норильского Заполярного театра Нине Валенской и Василию Решетникову были присвоены звания заслуженных артистов России.
Василий Решетников в 2007-м уже со званием народного артиста после 30 лет работы в норильском театре вернулся в краевую драму, откуда его в 1978-м пригласил в Норильск Леонид Белявский.
Нина Валенская после очень короткого перерыва, к счастью понимающей публики, продолжает служить в нашем театре, оставаясь более двух десятилетий (с 1987-го) ведущей актрисой. Гениальный Феликс Берман, поставивший в 1988-м в Норильске “Пока она умирала” Птушкиной с Валенской, называл ее изумительной актрисой, которой нужно все время заниматься. По словам самой актрисы, невостребованность ей никогда не грозила. Ей везло в профессии с самого начала. Начинала Валенская с главной роли в вампиловском “Старшем сыне” в первом своем театре в Пензе. Переиграла много классики, русской и зарубежной. Играла чеховскую Елену в “Дяде Ване” в Оренбурге. Одна из ее последних ролей в Норильском Заполярном – Раневская в “Вишневом саде” Зайкаускаса.
Актер Всеволод Лукьянов (с указкой) в Норильске часто совмещал актерскую работу с режиссерской
Труппа Норильского Заполярного принимает новое здание
В это время должна была идти репетиция спектакля “Забыть Герострата”
Актрисе Нине Валенской везло в профессии с самого начала
0

Читайте также в этом номере:

Ликвидация (Марина БУШУЕВА)
Вечное движение (Валерий ДЕРЕВЦОВ, заслуженный металлург России, почетный гражданин Норильска)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск