По реке как по хайвею
СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО
12 октября 2017 года, 14:30 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
Кто из нас в детстве не стоял у игрушечного штурвала, играя в моряков? Любому из участников нашего проекта “Совсем другое дело” можно позавидовать: он действительно “сбывает” детские мечты. Перед самым закрытием навигации капитаном катера на один день стал старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения норильской Госавтоинспекции Михаил НАЗАРОВ.
Помог нам в этом “Норильскникельремонт”. У этой организации есть собственный речной флот из пяти катеров. На борт одного из них мы поднялись, чтобы отправиться в небольшое, но увлекательное путешествие по реке Норильской. И узнали, чем своенравна Норило-Пясинская водная система, что должен уметь капитан и почему знаменитые “каэски” называют речными внедорожниками.
Помог нам в этом “Норильскникельремонт”. У этой организации есть собственный речной флот из пяти катеров. На борт одного из них мы поднялись, чтобы отправиться в небольшое, но увлекательное путешествие по реке Норильской. И узнали, чем своенравна Норило-Пясинская водная система, что должен уметь капитан и почему знаменитые “каэски” называют речными внедорожниками.
В редакции шутили: “Михаил переоделся из одной формы в другую”. Капитан полиции на время переквалифицировался в капитана речного катера. И обе формы оказались ему к лицу – есть мужчины, которые как будто с рождения умеют носить китель и фуражку. Для нашего эксперимента “Норильскникельремонт” предоставил свое маломерное судно – водометный катер КС-110. Линейку “каэсок” выпускает Костромской судомеханический завод. Сто десятая модель – одна из новых. Она прошла испытания в акватории завода-производителя летом 2013 года. Эти прогулочные катера – речные трамвайчики – не случайно называют еще речными внедорожниками. Их устройство и технические характеристики позволяют устойчиво держаться на воде в штормовых условиях. На днище нет выступающих частей, движительно-рулевой комплекс хорошо защищен, в системе охлаждения двигателя применяется донный холодильник. “Каэски” маневренны, способны ходить в условиях быстрого течения и водного “бездорожья”, по мелководью, по засоренному фарватеру, по траве и бревнам, причаливать практически к любому, даже необорудованному берегу. Как капитан капитана учил Берега Норилки уже в снегу. Река готовится к ледоставу, а речники – к закрытию сезона и зимним ремонтам судов. (Официально навигация на Норилке закрывается 1 октября. – Авт.) На причале нас встречают руководитель флотилии ООО “Норильскникельремонт” Михаил Пушкин, капитан-механик катера Александр Хомяков и капитан-наставник Павел Степанов. Они и будут помогать Михаилу управлять катером, одновременно выступая нашими экскурсоводами. По трапу поднимаемся на палубу. Нам показывают, под каким люком находится двигатель и где расположены топливные баки. – Любое судно – сложное инженерно-техническое сооружение, и капитан обязан знать, как оно устроено, – рассказывает Павел Степанов. Он опытный речной волк – на воде с 14 лет. В свое время окончил Астраханскую мореходку, ходил на больших судах в Астрахани и Владивостоке. Потом отучился в Красноярском командном речном училище – морякам нельзя было работать на реке – и переехал в Норильск. Здесь живет больше 30 лет. Суда уже не водит, но отвечает в “Норильскникельремонте” за их безопасную эксплуатацию. Выступает наставником и помогает таким странным гостям, как мы. – На сколько этому катеру хватает топлива? – Примерно на 450–550 километров. Но на случай шторма надо иметь запас литров 70, потому что расход увеличивается. – Куда он ходит? – Мы возим работников нашего предприятия на турбазу “Легенды Севера – 2”, расположенную на озере Лама. Все лето, почти каждый день, кроме понедельника. Понедельник на флоте – выходной. – Есть какие-то правила передвижения по воде или можно плыть как хочешь? Здесь ведь нет ни знаков, как на дороге, ни разметки. – Конечно, есть правила плавания. В них много разных положений, которые надо соблюдать, – скорость, дистанция от берега. Расхождение с другим судном и обход – только левыми бортами. Правил много. – Чтобы встать за штурвал, надо получить права. Для судовождения тоже выдают права разных категорий, как водителям автотранспорта? – Да, есть 11 категорий, в зависимости от типа судов. Наш катер – это первая категория, 11-я – это большие пассажирские лайнеры. Михаил Назаров, по его собственному признанию, всегда интересовался техникой. Поэтому задает вопросы, больше касающиеся технической части. Мы узнаем, что мощность катера – 250 лошадиных сил. Силовая установка состоит из дизеля и водометного движителя. Длина катера 13,3 метра, ширина – 3,2 метра, высота – 4,6, осадка – 0,5. Корпус сделан из стали и весит 2,6 тонны. Полное водоизмещение составляет 10 тонн. Узнаем и новый для нас термин – “килеватость”. Это угол между воображаемой горизонтальной линией, примыкающей к килю, и линией днища. У “каэски” угол килеватости – около 9°. Это тоже влияет на ходовые характеристики судна. Скорость хода катера – до 33 километров в час. Он может брать на борт 12 пассажиров. – В мореходных характеристиках мы прочитали, что КС-110 предназначен для районов плавания с литерой Р. Что это значит? Это районы плавания в зависимости от высоты волны. Их обозначают буквами: Л – 0,6 метра, Р – 1,2, О – 2,5 и М – 4 метра. Круизное настроение Внутри катера тепло. В пассажирском салоне удобные диванчики, полки, стол. Уюта добавляет чайник на плите. Нас покачивают волны, и кажется, что мы вовсе не на работе, а где-то на материке в отпуске. Отплываем. Поскольку за штурвалом – новичок, возникает легкая тревога. – Этот катер вообще может перевернуться? – Нет, не может. Пробовали – не получается, – смеется наставник. Но мы решаем, что в рубке лучше не лезть под руку, а просто слушать, о чем говорят капитаны, опытный и начинающий, и любоваться водой и прибрежными видами тундры, только-только начинающей укрываться снегом. – Помни, что управляешь не носом, а струей сзади, – наставляет капитан капитана. – Раз, повернул, резче, и чуть-чуть назад. Здесь прибор, который показывает положение руля. Учитывай движение винта и корпуса. Перед мостом делаем поворот… Скорость течения в данный момент в Норилке около 4–6 километров в час. Сейчас чувствуем сопротивление, потому что идем против течения: шли со скоростью 22–23 километра в час, сейчас – 20. – А как газануть чуть-чуть? Любую технику надо пробовать на скорости. Вроде бы получается вести ровно, больше не виляю. Ух! – Когда в большие озера выйдешь – вот там ух, класс! Адреналин. Как по новому асфальту. Но сейчас на реке движение свободное, не штормит, на ровной воде катер управляется прекрасно. – Что еще показывают приборы? – Здесь эхолот, локатор и одновременно лаг – навигационный прибор для измерения скорости и пройденного расстояния. – А какие глубины в реке и озерах? – В Норилке в среднем глубина по этой воде 4–6 метров. Попадаются ямы 12–18 метров. В озерах есть и 60 метров глубина. Напротив нашей турбазы на Ламе эхолот отбивал 260 метров в озере и “терялся”, больше не находил дно. Горы – главный ориентир Пока штурвал занят, успеваем поговорить с капитаном-механиком судна Александром Хомяковым. На КС-110 он ходит год, до этого водил морской катер. Считает, что у морского мореходные качества лучше. Зато этот – новый, 2013 года выпуска. – Я всю жизнь на флоте, – рассказывает Александр. – Приехал из Томской области, окончил Томское речное училище, сейчас предстоит защита диплома в Красноярском институте водного транспорта. Ходил на больших теплоходах по Оби, Томи, Иртышу. В Норильске живу четыре года. Приехал, потому что здесь стабильность и зарплаты лучше. – Сколько километров вы проходите отсюда до турбазы на Ламе? Есть сложные участки на маршруте? – Примерно 125 километров. Сложные – речки Лама и Талая, озеро Мелкое. По Талой надо идти осторожно, там много порогов и быстрое течение. На песчаных участках есть опасность сесть на мель. На озерах довольно часто шторма, особенно осенью. Но именно этот катер может ходить в шторм, для других это опасно – запросто может захлестнуть волной. – Я как-то видела полный штиль на Ламе, это очень красиво: вода совершенно как зеркало, без единой “морщинки”. – Полный штиль – это тоже плохо, вода сливается с небом, не видишь берега, у тебя нет ориентира. – На реках капитан выполняет еще и роль лоцмана. Постоянно водя катер по одному маршруту, вы становитесь знатоком фарватера. Кроме лоции, бакенов и знаков на мосту, по чему еще ориентируетесь? – Самый главный ориентир – горы, они никуда не исчезнут. Где-то – приметный куст или дерево. Оганерская больница, которую видно издалека. Заводские трубы. Надо раза три-четыре пройти маршрут, чтобы запомнить все ориентиры, это зависит от человека и его зрительной памяти. – У вас сезонная работа. Чем вы занимаетесь, когда закрывается навигация? – До нового года у капитанов и помощников будут отпуска, а потом начнем заниматься ремонтом судов. Капитан Михаил Назаров – о своих впечатлениях – Участие в проекте “Совсем другое дело” – это очень круто. Мне не просто дали порулить, но еще и кучу фотографий сделали, в новостях выйдет видеосюжет, а в газете – статья, это же все память. Мы прокатились по Норилке, и это восторг! Представляю, какой кайф испытывает человек, когда идет по большой воде. И вы, и я все время сравнивали управление катером с управлением автомобилем на дороге. Конечно, оно совсем другое, надо совершать другие маневры, все время подруливать. Когда заходишь в капитанскую рубку, понимаешь, что это другая ответственность. Ни в коем случае нельзя просто ехать, положив одну руку на штурвал, как на руль в автомобиле, и разговаривать: только отвлекся – катер уже ведет в другую сторону. Пока его успокоишь, проедешь свою остановку. Это не игрушки. Мой наставник Павел Степанов с 14 лет на флоте. Гвозди бы делать из этих людей. Представляю, в каких штормах и передрягах он побывал. То, как мы сегодня покатались, – это, считай, по хайвею. Те, кто связал жизнь с флотом, должны хорошо знать свое судно, его устройство, многое уметь делать физически, быть в хорошей форме и обладать отличным зрением. Знать навигационные огни, узлы, правила радиоэфира. И речку пройти не один раз, чтобы чувствовать течение и все особенности фарватера. Управлять судовым механизмом не каждому дано, кроме физических данных, нужно призвание. Где научат? Мест, где учат профессии капитана, довольно много. Самые элементарные знания и навыки можно получить на курсах по судовождению маломерных судов, в мореходных центрах и яхтенных школах. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Астрахани, Красноярске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других городах. После таких курсов вы получаете право управления мотолодкой, катером, гидроциклом, парусной яхтой в различных районах плавания с последующей сдачей экзаменов в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России. Вузы и мореходные училища, где обучают специальности “судовождение”, есть во всех приморских городах. В Питере это Государственная морская академия имени адмирала Макарова, в Калининграде – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, во Владивостоке и Мурманске – Морской рыбопромышленный колледж, в Новороссийске – Государственный морской университет имени адмирала Ушакова. В Нижнем Новгороде есть Волжская государственная академия водного транспорта, ее окончил Михаил Пушкин, получив специальность “Инженер управления и организации водного транспорта на предприятии”. Полный список профильных вузов не уместить в этой статье, но его можно найти в Интернете и на морских сайтах и форумах morehod.ru и seafleet.ru. Все абитуриенты мореходок обязательно проходят медкомиссию и психологический тест. Человеку с плохим здоровьем и неустойчивой психикой не место на воде. И прежде чем стать настоящим капитаном, надо пройти путь от матроса до старпома. |
0 | Твитнуть |