Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Покой и воля
Специально для “ЗВ”
11 февраля 2016 года, 14:08
Текст: Аркадий ВИНИЦКИЙ
Простимся ненадолго с Путоранами, с гольцами, живущими в речках и озерах этих гор, и отправимся на север.
Путешествие наше начнем от моста на речке Амбарной, а завершим на косе Моржовой в море Лаптевых и реке Оленек, недалеко от Тикси. Везде будем искать гольца или его родственников.
…Разгрузили с трала вездеход, загруженный заранее всем необходимым из расчета на месяц. И – поехали! Двинемся по старой геологической дороге по водоразделу Пясина – Енисей.
Путь наш лежит в район слияния двух Агап, Верхней и Средней, к нашей базе. Место мы выбрали после десяти лет скитаний от озера к озеру, от ручья к ручью. Сначала мы двигались по западному, Енисейскому сбросу водораздела. Все речки и ручьи там бежали на запад. Однажды, перебравшись через холмы, увидели неизвестную дорогу. Это старая дорога геологов, определил Витя Дыхлин. Все ручьи и речки, попадавшиеся по пути, текли уже на восток. Мы вышли на Пясинский сброс с водораздела. С тех пор мы, уходя все дальше и дальше, от года к году, двигались только по этой дороге.
Нашли ее начало – от реки Амбарной.
Мы – это компания из четырех человек, к которой время от времени присоединялся кто-то из приятелей. А потом и сыновья. Со временем обзавелись и вездеходом. Заключили договор с Таймырской администрацией. Нам выделили угодья, лимиты на рыбу и оленя. Узаконили наш маршрут до базы.
Первая часть маршрута была самая тяжелая. Дорога пролегала по торфяникам, и вездеход с трудом передвигался по ней. Где-то километров через тридцать начинался подъем, и транспорт, натужно кряхтя, выползал на вершину сопки со смешным названием Дунькин Пуп.
Вид сверху открывался прекрасный. Тундра вся как на ладони, сколько глаз хватает.
На востоке синели Талнахские горы – отроги Путоран. На север шла уже не равнинная, а холмистая тундра. Дело происходило во второй половине августа, каждый кустарничек приобретал свой собственный осенний наряд. Картинку дополняли редкие осенние лиственницы и березки – мы находились на границе тундры и лесотундры.
Вообще для норильчанина любая поездка за город – праздник! Будь то простенькая турбаза с шашлыком, прогулка на теплоходе до Ламы, рыбалка в ручьях, в самом озере. Только в таких местах начинаешь понимать, что такое замкнутое пространство нашего города! Что значат слова: на работу, потом домой и опять на работу. Конечно, на Ламе здорово! Дикая первозданная красота никого не оставит равнодушным.
На Север на экскурсии не ездят. От людей слышал – ну что там такого? Тундра как доска! Ни леса, ни гор! Но никогда, нигде мне не доводилось испытать ощущения такого душевного спокойствия и внутреннего равновесия, как в северной тундре.
Оглядывая с вершины Дунькиного Пупа тундру, бесчисленные озера, ждущие нас впереди, далекие сопки, понимаешь, что вот оно, счастье, и ты уже здесь.
Как у Александра Сергеевича: "Но есть покой и воля!" Под сопкой расположились два озера, разделенные узким перешейком. Круглые и абсолютно симметричные – знаменитые Близнецы, в которых, по слухам, было много гольца.
Спустившись как-то к ним, в маленьком балочке мы застали двух ребят, которые пешком пришли сюда из Кайеркана. Расспросили их. Каждые выходные они сюда приходят пешком, за тридцать пять километров. Весной заносят резиновую лодку и все лето рыбачат. Попадаются некрупные сижки и пелядки. Про гольца тоже что-то слышали, но здесь его нет и в помине. Если и был, то давно выловили.
Дальше дорога полегче. Хотя ощущение, что голова вот-вот отвалится, по-прежнему не покидает. Все-таки ГТТ (гусеничный тягач тяжелый) не самый комфортный для прогулок транспорт. Но встречались следы вездеходов везде, вплоть до моря Лаптевых. В сотнях километров от ближайших населенных людьми мест. И какое надо было иметь мужество, чтобы на такой технике уходить на такие расстояния! Без вертолетной страховки, без нормальной надежной связи. Вот уж действительно первопроходцы. Мужики с большой буквы!
Но вернемся на маршрут. Сидим с ружьями наверху. В стволах мелкая дробь и к приезду свежая дичь – куропатки, пара уточек, а повезет – так и зайчик у нас уже есть.
Вообще дичи в тундре, на удивление, много. Осенью подтягивается олень. В начале сентября – первая волна, в начале ноября – основная. Оленя сопровождают волки. Однажды на ближней сопке наш пес Соболь закрутил двух. Матерый ушел, а шкура волчицы до сих пор у меня лежит. Но через несколько дней другие волки с Соболем посчитались. Нашли мы его останки недалеко от базы.
Рядом с нами несколько колоний песцов. Уходили молодые где-то в конце сентября. До Нового года мы ловили в капканы других, проходных с севера.
Бывали гости и посерьезнее. Как-то, уже под снежок, пришли мы на базу ставить маяки с прогонами под лед. Друг Мишка до упора, несмотря на холод, сидел на крыше – ждал куропаток. Подъехали мы к домику, он спрыгнул и обошел домик, чтобы открыть дверь. Вдруг как-то странно, задом выбежал из-за домика к вездеходу и задом же, не разворачиваясь, заскочил на вездеход. Следом за ним из-за домика вышел медведь, оценил обстановку, видимо, понял, что нас больше, развернулся и дал деру. Пока мы осмысливали, что произошло, пока искали пулевые патроны в рюкзаках, пока оббежали домик, готовые к бою, он уже наворачивал вверх по сопке в километре от нас.
Обследование показало, что довольно долго он бродил в окрестностях, нашел бочку с тухлятиной на приваду для песцов, сумел открыть ее и неплохо подкормился. Обнаглев вконец, решил осмотреть наш дом. Да так почувствовал себя хозяином, что не испугался даже звука двигателя, который и человек слышит за несколько километров. Впрочем, особо он не рисковал, так как нарезное оружие в то время иметь не полагалось, а дробь для куропатки вряд ли бы ему сильно повредила.
Но простите. Трудно воздержаться от воспоминаний, особенно таких. Вернемся на маршрут.
 
Продолжение следует
0

Читайте также в этом номере:

Фундаментальное основание (Екатерина БАРКОВА)
Время новых технологий (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
У случайностей есть причины (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Кинжал в награду (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Отлично потрудились (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Хранитель тепла (Марина БУШУЕВА)
Чтобы жить километрами (Лариса ФЕДИШИНА)
Это надо живым (Лариса ФЕДИШИНА)
Рядовой Родины своей (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Гражданином быть обязан (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Любимое место (Алена ЗЕБАРЕВА)
Как год начали (Лариса ФЕДИШИНА)
Сначала диагноз (Валентина ВАЧАЕВА)
Театр на большом экране (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Последний поклон (Валентина ВАЧАЕВА)
КазакИ или казАки? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск