Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Полоса препятствий
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
18 июня 2015 года, 17:02
Текст: Юлия КОХ
Готова поспорить: на ваших книжных полках не так уж много книг о сумасшедших. Нет, не о благородных безумцах или злобных маньяках, а о вполне официально больных людях, которые принимают лекарства и периодически вынуждены жить в психиатрической лечебнице. Между тем, как показывает опыт Кена Кизи и Антона Чехова, тема эта дает множество поводов для философских размышлений. По следам классиков отправился бывший санитар психиатрической больницы Натан Файлер, опубликовавший роман “Шок от падения” о внутренних переживаниях больного шизофренией.
Книга вышла в серии “Мировой бестселлер” издательства Эксмо, однако особой рекламной шумихи вокруг этого произведения никогда не поднимали. В свое время литературный дебют Натана Файлера был тепло воспринят критиками и даже удостоился престижной британской премии “Коста”. И неудивительно: у книги множество достоинств, начиная от интересной проблематики и заканчивая любопытными стилистическими приемами.
Главный герой Мэтью на наших глазах превращается из славного, немного хулиганистого мальчишки во взрослого шизофреника, подверженного иррациональным маниям и тревогам. Его старший брат Саймон – искренний и любящий ребенок, родившийся с синдромом Дауна. По нелепой случайности Саймон погибает, не дожив до тринадцати. Обстоятельства трагедии автор будет держать в секрете чуть ли не до последних страниц. Не буду разрушать столь тщательно поддерживаемую интригу и скажу только, что главный герой будет десять долгих лет считать, что гибель брата – его вина. Вскоре после этого мать мальчиков не сможет жить без антидепрессантов, а сам Мэтт начнет совершать странные, ему одному понятные поступки. Болезнь героя будет развиваться. К девятнадцати годам парень будет слышать голос брата в шипении открытой банки газированной воды и видеть его лицо в клубах сигаретного дыма. Он будет одержим атомами – этими маленькими кусочками мозаики, из которой когда-то состоял Саймон. А еще Мэтт на собственной шкуре прочувствует побочные эффекты успокоительных и научится безошибочно читать снисхождение во взгляде медсестер и врачей. Он будет продолжать разговаривать с мертвым братом и сохранит достаточно здравомыслия, чтобы составить план побега.
Повествование ведется от первого лица – мы словно получаем в свое распоряжение сбивчивые записки парня, решившего во что бы то ни стало перенести на бумагу свою невеселую историю. И надо сказать, стиль повествования вполне соответствует диагнозу Мэтью. Сюжет то несется вскачь, то вдруг зацикливается, переполняясь повторами. Мысли рассказчика разбегаются, занося его в различные эпизоды насыщенного событиями прошлого. А в периоды обострений герой и вовсе не может отличить реальные события от воображаемых, поэтому читатель получает сразу несколько вариантов одной и той же сцены – кто же теперь вспомнит, как все было на самом деле.
Все эти стилистические ухищрения помогают автору передать ощущение расщепленного сознания рассказчика и воспроизвести гнетущую атмосферу психиатрической лечебницы. А еще они позволяют сохранять в тайне ключевые эпизоды истории. И надо сказать, в теории подобный стиль повествования кажется отличным решением. Но на деле читать “Шок от падения” практически невозможно. Перенасыщенный сюжетными отступлениями и флешбэками текст становится настоящей полосой препятствий, и невозможно предугадать, какое испытание предложит тебе автор на следующей странице. Читателю предлагаются бесконечно нудные отрывки, незаконченные отрывки, на первый взгляд, ничего не значащие отрывки и непонятные отрывки, вырванные из контекста. Соединить все это в удобоваримую историю позволит только безграничное терпение и пристальное внимание к деталям. При этом в “Шоке от падения” полно харизматичных персонажей, ярких образов и интересных мыслей, а в пересказе фабула романа выглядит и вовсе великолепно. По всей видимости, здесь мы имеем интересный пример хорошей, но практически нечитаемой книги. Стоит ли тратить на нее силы и время? Почему бы и нет, но не рассчитывайте одолеть крохотный томик одной кавалерийской атакой – на этот раз за читательские впечатления придется побороться.
0

Читайте также в этом номере:

Как добыть миллион (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Строим новый “Норильский никель” (Вера КАЛАБЕКОВА, Екатерина БАРКОВА)
Управлять потенциалом (Екатерина БАРКОВА)
Время действовать (Виктор ЦАРЕВ)
На все сорок (Виктор ЦАРЕВ)
Поддать кислорода (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Плазма заменит гильотину (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мужчинам сделали красиво (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Большой ремонт “Славянки” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
С гербом дороже (Лариса ФЕДИШИНА)
Сезон синих блуз (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Чтобы все лучше жили (Валентина ВАЧАЕВА)
Сидите и слушайте! (Валентина ВАЧАЕВА)
Медали за силу (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск