Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Последствия предсказуемы
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
2 июля 2012 года, 18:06
Текст: Виктор ЦАРЕВ
Необъективные решения по конкурсу на месторождение Норильск-1 приведут к миллиардным потерям бюджета Красноярского края и подорвут социальную стабильность, заявляют депутаты Государственной Думы РФ.

Роснедра игнорируют развитие региона

Как сообщал “Заполярный вестник”, в конкурсе, который проводили Роснедра на право разрабатывать месторождение Норильск-1, победу одержала дальневосточная артель старателей “Амур”, входящая в состав группы компаний “Русская платина”. Хотя по всем законам логики и справедливости это право должно было достаться “Норильскому никелю” и норильчанам.
Победу артели в таком конкурсе специалисты называют ангажированной и необъективной. “Норильский никель”, обладая всей необходимой производственной и кадровой базой, уже через несколько месяцев готов был приступить к разработке месторождения. Артель сможет начать добычу в лучшем случае через 12 лет. На основании каких критериев конкурсная комиссия отдала месторождение старателям, неясно.
Депутат Государственной Думы РФ Раиса Кармазина, выступая в рамках парламентских слушаний по вопросу совершенствования системы недропользования, также поставила под вопрос объективность итогов последних конкурсов на разработку никелевых месторождений. Депутат выразила беспокойство, что подобные решения конкурсных комиссий могут привести к снижению бюджетных поступлений и помешают реализации социальных программ в Красноярском крае.
– Действительно, российское законодательство в сфере лицензирования пока еще далеко от совершенства, и в результате добросовестный участник конкурса сталкивается с чиновничьим субъективизмом при оценке предложений конкурсантов, а побеждают компании с отсутствием реального опыта, – отметила Раиса Кармазина.
Сопутствующей проблемой, подчеркнула депутат, является принцип формирования состава конкурсной комиссии. Так как большая часть конкурсной комиссии, как правило, принадлежит одному ведомству, появляются предпосылки для необъективности рассмотрения материалов конкурса. Например, документация для проведения конкурса на право пользования недрами федерального значения разрабатывается Роснедрами, они же формируют состав комиссии.
– Понятно, что уровень компетенции специалистов Роснедр небезграничен. В то же время не существует обязательной нормы привлечения независимых экспертов для анализа научно-технического уровня программ пользования участком недр, экономической эффективности проектов, оценки предлагаемых мероприятий по охране недр и окружающей среды, – добавила она.
Таким образом, по мнению Раисы Кармазиной, ставится под вопрос сам принцип объективности – публичное конкретное рассмотрение вопроса о лучших условиях или предложениях. В качестве примеров депутат привела состоявшиеся в последние месяцы конкурсы на разработку никелевых месторождений в Воронежской области и Красноярском крае – это Еланское и Елкинское месторождения, а также южная часть месторождения Норильск-1 и западный фланг Октябрьского месторождения. Депутат отметила, что в конкурсе по месторождению Норильск-1 победителем стала не имеющая опыта подземных разработок месторождений в условиях Крайнего Севера артель старателей “Амур”.
“При этом были проигнорированы планы развития Красноярского края и бюджетные интересы”, – заявила Кармазина. По словам депутата, предложение “Норильского никеля” было более весомым, в частности, на социально-экономическое развитие комбинат предполагал направить 9,2 миллиарда рублей, а победившая компания – всего 1,9 миллиарда рублей.
Кроме того, депутат напомнила, что ГМК совместно с государством реализует специальное соглашение, по которому “Норильский никель” обязуется вкладывать в течение десяти лет 18 миллиардов рублей на переселение из районов Крайнего Севера – а это более 11 тысяч семей. “Норникель” финансирует строительство детских садов, что больше не делает ни одна компания, спортивных сооружений, футбольных полей и других социально значимых объектов, отметила она.
Также Кармазина обратила внимание, что общие ежегодные дисконтированные поступления в бюджеты всех уровней согласно планам “Норильского никеля” должны были составить до 4 миллиардов рублей.
– Теперь по вышеназванным причинам бюджет этих средств не получит, – сказала депутат. – Нас это очень волнует, я никогда не работала в “Норникеле”, никогда не имела ни одной акции, но я живу там, и меня волнует, как сложится судьба.
Раиса Кармазина с сожалением отметила, что в российском законодательстве нет нормы предоставления первоочередного права пользования участком недр недропользователю, который уже ведет работу на месторождении, тем более если его условия лучше предложений конкурента. Кармазина намерена обратиться в комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также в комитет по бюджету и налогам с запросом и предложениями, чтобы ситуация по конкурсу была разъяснена.

Кто ответит за стабильность

Депутат Госдумы Василий Журко также считает, что необъективные решения конкурсных комиссий при выборе победителей на право разработки никелевых месторождений в Воронежской области и Красноярском крае угрожают социальной стабильности и не отвечают интересам населения страны. По мнению депутата, итоги этих конкурсов вызывают недоумение и массу вопросов.
– В конкурсах и в Воронежской области, и в Красноярском крае победили компании с непонятными финансами, у них нет ни структур, ни технологий разработки никеля. Как они будут осваивать месторождения, если у них нет такой возможности? А ведь на строительство заводов нужны годы. Значит, они участвуют в торгах для того, чтобы сегодня купить, а завтра перепродать месторождения – и все. Мы должны этому ставить препоны. Есть компания, которая четко работает и располагает необходимыми средствами, а также инфраструктурой для освоения месторождений, – отметил депутат.
По мнению Журко, государственная структура допустила конфликтную ситуацию, при которой в итоге может пострадать 200-тысячный Норильск. “Куда людей денем – на улицу выкинем? Да гнать некуда, тундра кругом. Проблема для России – это государственная безопасность”, – считает депутат.
– В конкурс в Воронежской области вошла какая-то компания Glencore, которая продает фактически весь российский алюминий на международном рынке, по информации, покупает компанию Xstrata, которая владеет производствами никеля, меди. Получается, что российскую компанию “Норильский никель” наше государство, Роснедра отдают на уничтожение и ставят перед фактом, что у компании не будет необходимого сырьевого ресурса. Все это, несомненно, скажется на простых людях. Мы отвечаем не только за недра, но самое главное – за людей, – заявил Василий Журко.
Депутат отметил, что неясным остается вопрос, какую линию в Норильском районе намерена проводить компания, победившая в конкурсе на Норильск-1. “За компанией “Артель старателей “Амур” стоят представители Северного Кавказа, и какую позицию они намерены проводить в Норильском районе – неясно”, – сказал депутат. По словам Журко, он будет выступать с инициативой, чтобы ФСБ и другие структуры проверили объективность решений последних конкурсов на никелевые месторождения.
0

Читайте также в этом номере:

Флаги над городом (Валентина ВАЧАЕВА)
Квартплату повысили (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Человек разумный (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Кочующий ковчег (Валентина ВАЧАЕВА)
Новые деньги (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Абсурд хорошего качества (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск