Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Практическое притяжение
Человек и его дело
3 августа 2009 года, 14:14
Текст: Елена ЕРАШЕВА
Если бы Андрею Мерзлякову перед окончанием школы сказали, что он станет ведущим нейрохирургом Норильска, не поверил бы. Тогда юноша строил иные планы на будущее. А Крайний Север был далеким и незнакомым.
Закалка туризмом
Родители, инженеры на оборонном заводе, растили сына в строгости. Считали, что режим, контроль и занятость воспитают в нем качества настоящего мужчины. У них было общее увлечение – туризм. Вот и первенца они стали очень рано, лет с четырех, брать с собой на маршруты. Родившийся в январе, он подтверждал гипотезу о том, что у зимних детишек организм крепкий. Походный ребенок, к тому же неприхотлив. А с дымом костра и приобщением к природе он впитывает своеобразную систему ценностей.
Семья жила в Ижевске, в Удмуртии – живописной глубинке огромной страны. Туризм там культивировался уже на школьном уровне. Андрей стал ходить в походы с классом. В старших классах отправлялись в дальние уголки республики не на один день, а с ночевками, по-взрослому. Так возник детский клуб туризма, а семейная традиция переросла в общешкольную. Путешествия планировали тематические, например по местам Чайковского. Класс, в котором учился Мерзляков, был в числе лучших и по спорту. Андрей всерьез увлекался коньками, самбо. Может, потому мечтал работать в милиции оперативником, а после школы – учиться на юриста. Многочисленные родственники (а у Андрея только двоюродных братьев и сестер более двух десятков) во всем поддерживали его. Но судьба распорядилась иначе – юноша не прошел медкомиссию.
 
Выбор пути
Тогда-то он и решил, что станет врачом. Но прежде успел поработать на оборонном заводе, отслужить в танковых, инженерно-строительных войсках. А в 1978-м поступил в Ижевский государственный медицинский институт по специализации «лечебное дело». И уже на первом курсе выбрал направление медицинской деятельности – нейрохирургию. К моменту получения диплома, кстати красного, у Андрея Мерзлякова уже была семья. Молодые врачи – жена училась на одном курсе с Андреем – растили четырехлетнего сына Женю.
После распределения выпускник был принят на работу в нейрохирургический центр Удмуртской республики. С 1988-го по 1990 год проходил клиническую ординатуру по нейрохирургии в НИИНХ РАМН имени Бурденко. Впоследствии здесь же окончил аспирантуру и успешно защитил диссертацию на тему «Дифференцированное микрохирургическое лечение деафферентационных болевых синдромов при травматическом поражении плечевого сплетения». Помимо этого повышал квалификацию, расширял сферу врачебной компетенции по разным направлениям – «Повреждения и заболевания позвоночника и спинного мозга», «Лазерная хирургия» и другим.
 
Жизнь корректирует планы
1993 год ознаменовал переломный этап в жизни Андрея Мерзлякова. Он тогда учился в аспирантуре, жил в общежитии вместе с докторами из Норильска. От них он узнал, что в городе за Полярным кругом построили больницу на тысячу коек, оснащенную современным оборудованием, и там нужны высококвалифицированные кадры.
Получив приглашение на работу, нейрохирург приехал на Крайний Север, познакомился с городом, открывающим возможности для профессионального роста и неплохие перспективы. Тем не менее оставаться здесь на всю жизнь не собирался. Планировал через пять лет завершить диссертацию и вернуться домой с багажом врачебной практики.
Так и сделал. В 1998-м в родном городе приступил к работе в клинике. В Ижевском государственном медицинском институте на кафедрах неврологии и усовершенствования врачей стал преподавать нейрохирургию. Казалось бы, чего еще желать? Но так как хирургической практики было мало, а преобладала преподавательская деятельность, Мерзляков стал все чаще думать о возвращении в Норильск.
– Особенностью нейрохирургических центров является специализация клинических отделений на узкой патологии – травмах, сосудистой нейрохирургии, онкологии, – говорит Андрей. – В Норильске же работаем практически по всем разделам нейрохирургии.
Словом, на родине хирургу не хватило экстренности, реальной востребованности. Не прельстила даже перспектива возглавить курс нейрохирургии.
 
Скальпель не панацея
Через полгода Мерзляков вернулся в Норильск, в нейрохирургическое отделение городской больницы. И сейчас с гордостью называет себя норильчанином. Как-никак шестнадцать лет живет и работает в городе, который стал яркой страницей в его биографии. Здесь он востребован, выполняет сложные операции на основе микрохирургической техники. Впервые провел операцию по перевязке сосудов сонной артерии.
Он убежден, что хирург не должен забывать о том, что в его руках здоровье, а порой и жизнь пациентов. Прекрасно осознавая, что оперативное вмешательство – крайняя мера и иногда не самый лучший способ решения проблем со здоровьем, Мерзляков отстаивает применение методов лечения, при которых организм человека может сам восстановиться даже после тяжелых травм. О Мерзлякове уже давно говорят как о хирурге, который лечит не только с помощью скальпеля.
Недавно по инициативе Андрея в лечебно-диагностическом центре полярной медицины открылся зал кинезитерапии. Идею его создания Мерзляков вынашивал полтора года. Встречался с Дикулем, неоднократно консультировался с Бубновским, активно продвигающим метод кинезитерапии в России, общался с пациентами и докторами. Видел тяжелобольных, которые поднимались на ноги и отказывались от костылей. И понял, что этот метод действенен.
 
Лечение движением
Кому не знакомы ощущения страха у кабинета врача? Но вот дверь открывается, выходит высокий, крепкого телосложения мужчина в белом халате с уверенным строгим взглядом, и на душе становится спокойнее, появляется чувство некой защищенности. Такое впечатление создается при встрече с Андреем Мерзляковым.
Со стенда перед входом в тренажерный зал к пациентам обращаются словами Аддиссона: «При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины». С этим нельзя не согласиться. Как говорит доктор Мерзляков, в основе лечения движением лежит подход, при котором тело человека рассматривается как целостная система. Через мышцы можно влиять на состояние организма в целом. Кроме того, это своеобразная школа преодоления себя, которая на двигательном уровне побуждает добиваться цели под чутким руководством врача.
– Здесь, на Севере, есть немало людей, стремящихся быть здоровыми, прилагающих усилия к этому. Я испытываю настоящее удовольствие, когда вижу, что пациент действительно сделал то, что считалось невозможным, – говорит Андрей Мерзляков, нейрохирург высшей категории, кандидат медицинских наук, во врачебной практике которого нет ни одного ЧП.
Он и сам ведет активный образ жизни. Тундра, рыбалка, охота, традиционные туристические походы на Енисей вместе с сыном Евгением – это стиль жизни, которого Андрей рекомендует придерживаться всем. И, естественно, желает норильчанам крепкого здоровья.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск