Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Приключения электроники
ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
7 августа 2017 года, 15:28
Фото: facebook.com/SUTNorilsk
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
Роботы все более прочно входят в нашу жизнь, и все более популярной становится профессия робототехника. Эксперты считают, что эта отрасль может стать следующей технологией общего назначения наряду с авиацией, Интернетом и производством электричества. Какой интерес вызывает робототехника в Норильске, можно было увидеть при наборе в “Школу робототехники”, организованную с 10 по 23 июля на базе станции юных техников при поддержке “Норникеля”.
Спасли человека
Сегодня никого не удивляют летающие дроны, что же говорить о роботах, с помощью которых можно автоматизировать тот или иной процесс. Они нужны там, где человеку работать сложно или опасно. Там, где действие должно быть выполнено с филигранной точностью. Роботы могут обезвредить взрывное устройство. Взять пробу грунта на Марсе. Произвести точную сборку прибора.
Педагоги отмечают, что робототехника дает школьникам хорошие знания по физике, математике, программированию. Это также важно и для студентов инженерных специальностей. Стоит ли удивляться, что “Школа робототехники” станции юных техников была поддержана “Норникелем”.
Программа была рассчитана на 36 часов. Обучение для детей и взрослых – потенциальных преподавателей робототехники – бесплатное. В итоге из 40 школьников в возрасте от 9 до 16 лет были сформированы три группы. Плюс еще одна – для педагогов. Занятия вели приглашенные специалисты из Москвы Анна Огарко и Наталия Кадыкова.
– Они безумно вдохновленные, желающие работать. Это прекрасно! – с первого же дня оценила энтузиазм юных норильчан методист курсов Анна Огарко.
Думаете, для успешного овладения навыками робототехники требуется только склонность к точным наукам и аналитический ум? Не только, отмечают преподаватели. У будущего робототехника должны быть богатое воображение, усидчивость, способность к командной работе. Не менее важны также навыки конструирования, умение работать руками. Все это слушателям школы пришлось продемонстрировать уже в первый день занятий. Эмоции переполняли ребят:
– Сегодня мы “спасали” человека из “опасной зоны”, прошли вводное тестирование!
– Мы собрали первого робота, запрограммировали его, а также обсудили возникающие вопросы по методике преподавания, – в свою очередь рассказали взрослые слушатели школы.
Роботы стояли в очереди
Более сложные задачи приготовили для всех методисты курса на второй день обучения. Например, научиться видеть и чувствовать роботов. Электронные механизмы, запускаемые ребятами, должны были путешествовать по классу, не врезаясь в стены. Задание только на первый взгляд кажется простым – в одной из групп роботы смогли выполнить сверхсложную задачу – перемещаться, выстроившись в очередь!
– Управляемые ребятами роботы смогли “нарисовать” первую букву нынешнего времени года – Л. Лето все-таки, – с улыбкой добавила Анна Огарко. – А будущие педагоги, помимо того что успели все, что сделали ребята, еще узнали про синхронизацию моторов и научились “ездить” змейкой.
Норильчанам рассказали, что является гибкой конструкцией, а что – жесткой. Погрузившись в программирование, юные робототехники с трудом отрывались от своего занятия.
– Наши роботы выполнили особую миссию: им нужно было доставить продовольствие в безопасную зону! – делились слушатели школы впечатлениями в соцсетях. – Роботы бесстрашно ныряли в неизведанную Арктику, отслеживали “айсберги” и уворачивались от “дрейфующих кораблей”, а счастливые капитаны получали заслуженную печеньку .
А что научились делать за это время с помощью роботов взрослые? Преподаватель школы робототехники перечислила лишь малую часть:
– Двигаться по линии на двух датчиках, быстро писать автоматическую калибровку и создавать собственные блоки, возводить соревновательное поле с помощью подручных материалов, готовить детей к профильным состязаниям. Совсем скоро даже самые маленькие слушатели школы научились выталкивать все банки за пределы круга!
А впереди участников обучения ждали увлекательные соревнования по робототехнике “Северный характер”, где были предусмотрены четыре номинации: “Кегельринг”, “Шорт-трек”, “Траектория Квест” и “Кегельринг PRO”.  
Глаза горели
Все без исключения юные слушатели курса приняли участие в состязании. Для этого они разбились на команды – по одному-два человека.
Первое задание – “Шорт-трек” – гонки в миниатюре, причем, как и положено в настоящих соревнованиях, прийти первым здесь было недостаточно. Чтобы стать лучшим, за минуту нужно было преодолеть обозначенную черной линией дистанцию с виражами, крутыми поворотами и финишной прямой. Справиться с заданием получилось не у всех: кто-то застрял на старте, кто-то поспешил на финише и не вписался в поворот.
Второе испытание – “Кегельринг”. К нему начали готовиться задолго. Выталкивать кегли из круга учили своих роботов как ребята постарше, так и самые юные слушатели курса: участвовали в этом соревновании все. А вот в номинации “Кегельринг PRO” состязались только самые опытные. К стандартному заданию организаторы добавили дополнительное условие – выталкивая снаряд из круга, его нельзя было уронить. Кроме того, робота, с которым должен был работать в паре участник и его направление на старте, теперь определял судья.
“Траектория Квест” – еще одно непростое испытание и для роботов, и для ребят, которые ими управляли. По сути это тоже трасса, но ее наставники определили за час до начала соревнования. Участникам же необходимо было сориентироваться практически на ходу – переписать программу таким образом, чтобы робот проехал по указанной траектории.
Как ребятам удалось безошибочно выстроить компьютерный алгоритм, чтобы потом передать его роботам? Этому они учились на протяжении двух недель.
– Мы были в восторге от Норильска и норильских детей. Прекрасные дети, которые хотели научиться, у которых горели глаза, ребята очень внимательно слушали нас. Было очень приятно с ними работать, – отметила по итогам соревнований Анна Огарко. – Помимо этого  хотелось бы сказать о занятиях, которые проводились с педагогами. Они тоже порадовали нас – своей открытостью, стремлением узнавать новое.
Победителей и призеров определили в каждом направлении. Лучшим вручили грамоты. Заключительным же аккордом состязаний стал дружеский матч по робофутболу между учениками и преподавателями.
Фото: facebook.com/SUTNorilsk
 
СПРАВКА “ЗВ”
Анна Огарко
– студентка МГТУ им. Баумана, главный судья российских и международных соревнований по робототехнике.
Наталия Кадыкова – методист московского Центра педагогического мастерства, педагог дополнительного образования, тренер победителей и призеров соревнований роботов российского и международного уровней.
 
ПОБЕДИТЕЛИ СОРЕВНОВАНИЙ
“Кегельринг PRO”

1-е место – команда “ВО!”, Виталина Власова и Олеся Лысяк
2-е место:
– команда “Жизнь”, Тимофей Скорик и Виктор Зорин
– команда “Вояка”, Артур Парфенчук и Николай Рябушкин
3-е место – команда “Хакеры”, Мирра Матузова и Андрей Багиров
“Кегельринг”
1-е место – команда “Мастера строители”, Даниил Алексеев и Артур Фаткулин
2-е место:
– Ирина Смирнова
– команда “Трансформеры”, Константин Косолапов и Иван Терещенков
3-е место – команда “Платиновые ручки”, Александр Жмаков и Андрей Безруков
“Траектория Квест”
1-е место – команда “Россия”, Али Саидханов и Даниил Левченко
2-е место – команда  “Ты – главный”, Дмитрий Звидрин и Виктор Бондаренко
3-е место:
– команда “А.С.”, Андрей Смирнов
– команда “Invictus”, Лианна Бадалова  и Даниил Юдин
“Шорт-трек”
1-е место – команда “Земляне”, Иван Попов
2-е место – команда “Ты – главный”, Дмитрий Звидрин и Виктор Бондаренко
3-е место – команда “Мужчины могут все”, Дмитрий Гашев и Дмитрий Шкондин
Анна Огарко
Наталия Кадыкова
0

Читайте также в этом номере:

Особый случай (Анна ФИНН)
Права для багажа (Виктор ЦАРЕВ)
Полная загрузка (Виктор ЦАРЕВ)
Рисковая тема (Виктор ЦАРЕВ)
Мыслить генштабно (Виктор ЦАРЕВ)
Учесть тактику (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Все по плану (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Без заявки (Виктор ЦАРЕВ)
Воспитают рублем (Анна САРАФАНОВА)
Озеленим заново (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Сделать и сдать (Татьяна РЫЧКОВА)
Взрослые игры (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Успеть за 60 минут (Яна АНДРЕЕВА)
Делу время, Suzuki час (Марина БУШУЕВА)
Без штрафа и упрека (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Капуста как деликатес (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
АКВАлето (Татьяна СОКОЛОВА)
Детям тут место (Анастасия ПАПОНОВА)
Поход продолжался 22 суток (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск