Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Рейд в сердце Таймыра. Часть 7
Специальный репортаж
28 декабря 2010 года, 14:04
Фото: Сергей МОГЛОВЕЦ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Около тысячи километров по выстуженной тундре прошел на вездеходе вместе с опергруппой журналист “Заполярного вестника”, участвовавший в рейде милиции и госохотнадзора по предупреждению на Таймыре браконьерства, изъятию нелегального охотничьего и боевого оружия, выявлению находящихся в розыске лиц и незаконных мигрантов.
Продолжение. Начало в “ЗВ” за 20, 21, 22, 23, 24 и 27 декабря
 
Дикий Запад – Крайний Север

Чикаго времен Великой депрессии, трущобы бразильского Рио, нью-йоркские Гарлем и Бронкс, а также Ростов-папа “нервно курят в сторонке”, поглядывая на просторы Крайнего Севера. Хотелось бы, чтобы эти слова были преувеличением. Но… Уровень преступности в тундровых поселках в расчете на душу населения явно претендует на мировое лидерство. Причем по самым тяжким преступлениям, связанным с покушениями на человеческую жизнь. Впечатление сложилось именно такое.
Вот данные по Усть-Аваму, поселку, в котором проживает чуть более пятисот человек – население одного городского многоквартирного дома. За период с января по декабрь 2010 года в Усть-Аваме выявлено восемь преступлений и 100 административных правонарушений, возбуждено семь уголовных дел. Вынесено пять предупреждений условно осужденным жителям поселка об отмене условной меры наказания. Изъято семь единиц огнестрельного оружия из него два – нелегальные. Совершались кражи, мелкие хулиганства, незаконные проникновения в жилища, наносились телесные повреждения, были случаи появления в пьяном виде в общественных местах, нарушения паспортного режима и правил пожарной безопасности, условий хранения оружия. Был случай суицида. В декабре сюда добавилось убийство и угроза убийством. В ночь приезда опергруппы, тогда, когда была убита нганасанка Алена, семнадцатилетний усть-авамский парень угрожал своим соседям оружием.  
– Сидели пили чай, – дал показания один из потерпевших, – ворвался сосед с двухстволкой. Стал вспоминать старые обиды и угрожать убийством.
Мстителя скрутили, отобрав ружье. В том, что потерпевшие пили именно чай, сомневается даже и. о. мэра Светлана Сотникова. Но дела, по существу, это не меняет. Простодушные местные жители почти никогда не открещиваются от совершенных правонарушений.
– Что-то нашло, – каются обычно они. Чаще всего “находит” в подпитии.
Этот молодой человек не исключение. Правда, вместо “угрожал убить”, говорит “хотел попугать”.
За окном совершенно темно, хотя времени всего пять часов. Дверь мэрии распахивается, запуская в прихожую клубы морозного пара, которого так много, что первые секунды даже не разглядишь, кто пришел.  
 
Гость из космоса
Из густого уличного космоса материализуется Виктор Яптунэ – участковый уполномоченный соседнего поселка Волочанка. Иней на свитере, меховом воротнике, в складках куртки и козырьке милицейской шапки. Лицо красное, как будто пару часов парился в бане.
Яптунэ позвонили сегодня утром, сообщив об убийстве в Усть-Аваме. О прибытии в поселок опергруппы еще не было известно. Виктор сел на снегоход – мотоцикл тундры – и в одиночку рванул на сто километров через туман и пятидесятиградусный мороз расследовать преступление.  
– Немного озяб, – говорит он. – Хотел малицу в дорогу надеть, но не по уставу.
– Ты на малице бисером вышей “Милиция” или “ОВД Таймыра”, – советуют милиционеру, сотрясаясь от хохота, собравшиеся в мэрии.
В этот бы мороз того генерала, который спросит с этих рядовых на местах за неуставное ношение формы. Но Яптунэ почти не в чем упрекнуть, разве что вместо рубашечки с галстуком и куцего шарфика на милиционере-тундровике толстый и плотный свитер. И нет на вязаном изделии капитанских погон. Виктор сбрасывает куртку и превращается в образцового шерифа – на поясе кобура с пистолетом и наручники. Крепок, подтянут, аккуратен. И источает оптимизм.
– Как доехал по такому туману? – интересуется кто-то.
– Свой нога впереди видишь – можно ехать! – отшучивается Яптунэ, наполовину ненец, наполовину украинец.
Подозреваемый в убийстве, увидев участкового, еще больше осунулся. Одно дело давать показания городскому милиционеру, другое дело – своему, да еще из коренных, который всех в округе знает. Стыдно.
Яптунэ занялся печкой, которую до него никому не удавалось толком расшевелить, и уже через полчаса в мэрии потеплело. Правда, питьевая вода в двухсотлитровой бочке в углу все равно покрыта толстой ледяной коркой. Чтобы напиться, пришлось разбивать лед охотничьим ножом. Питьевую воду всю зиму предприимчивые жители из местных набирают на речке в проруби и доставляют трактором в поселок. Продают по семьдесят рублей за бочку. Кто-то покупает, кто-то идет на реку добывать самостоятельно. Водопровод рабами Рима в Усть-Аваме сработан не был. Не случилось этого и в новейшие времена.
 
И это все о нем
Еще несколько слов о Викторе Яптунэ. Вот информация, прошедшая по ряду федеральных информагентств пару лет назад:
“В Красноярском крае милиционер, спасший из огня четыре семьи, представлен к государственной награде.
23 июля в поселке Волочанка Таймырского (Долгано-Ненецкого) района загорелся жилой дом, в котором проживали четыре семьи. Запах гари почувствовал участковый уполномоченный милиции Виктор Яптунэ, проживавший в этом же доме. Как выяснилось, горела электропроводка в квартире пожилой соседки.
Локализовать пожар уже не представлялось возможным, поэтому Виктор помог пожилой женщине собрать необходимые вещи и выбраться из помещения. Затем милиционер принялся спасать остальных соседей, поскольку пламя в деревянном доме быстро распространилось на другие квартиры.
За одной дверью находился двухлетний малыш, которого капитан милиции вынес на руках. Помог он выбраться наружу и троим взрослым, и даже вынес нужные для них вещи. В момент опасности участковый уполномоченный милиции, не заботясь о собственном благополучии, думал только о том, как помочь людям, попавшим в беду. Поэтому собственное имущество милиционера полностью сгорело в результате пожара.
В настоящее время личный состав органов внутренних дел края и представители общественности ведут сбор средств Виктору Яптунэ для оказания материальной помощи. С администрацией Таймырского (Долгано-Ненецкого) района решается вопрос о предоставлении жилья участковому уполномоченному милиции.
За смелость и самоотверженность, проявленные при тушении пожара, спасении людей и имущества из огня, капитан милиции Виктор Яптунэ представлен к государственной награде – медали “За спасение погибавших”.
При встрече в Усть-Аваме об этом случае Виктор Яптунэ мне не рассказал. Уже возвратившись в Норильск, узнал из Интернета.
 
Продолжение следует
Подозреваемый боится поднять глаза на участкового – стыдно
Мэрия отапливается печкой. Раскочегарить ее удается не всякому
0

Читайте также в этом номере:

Лицом к лицу (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Бухгалтерская романтика (Матвей БЕРЕЗКИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск