Школа с человеческим лицом
12 января 2010 года, 15:17 Текст: Вера Владимиренко, директор школы №23
|
Наступивший 2010 год объявлен в России Годом учителя. И это знаменательно. Для нашей страны наступает новая эпоха. Совершенствуются общественные институты, формируется новое общественное сознание, происходит не просто развитие, за которое иной раз можно благодарить такое физическое явление, как инерция, а идет интенсивный поиск оптимального пути, по которому предстоит развиваться дальше.
Что такое школа для общества, мы себе представляем. Через школьную парту во взрослую жизнь не перепрыгнешь. Но каков образ учителя в общественном сознании сегодня, когда телевидение наполняют сомнительные сериалы и телепередачи, где люди, учившиеся в школе без особого желания и с соответствующим «успехом», выступают в роли учителей и с легкостью берутся рассуждать на серьезные жизненные темы. И не просто рассуждать, но предлагать при этом ответы, далекие от истины, а зачастую и не укладывающиеся в рамки общепринятой морали. Учитель – это не просто человек, который поставляет знания по одной из дисциплин школьной программы. Большое значение имеет именно воспитательный элемент, потому что в тот золотой период жизни, когда усваиваются буквы алфавита, а позднее и решаются сложные математические функции, у людей формируется такая тонкая система, как восприятие. Через нее им предстоит пропускать всю информацию об окружающем мире. Чем точнее и определеннее будет получаемая картина, тем проще им будет реагировать на жизнь, а значит, и жить. Представьте себе, что в школе детям говорят: вот это хорошо, а вот это плохо, дома переиначивают по-своему, а с политической трибуны, или экрана телевизора, твердят третье. Чему верить? Что принимать за правду? И как ориентироваться в такой ситуации? Сегодня руководство страны понимает, что главная роль идеологов народа принадлежит не авторам политических транспарантов, памфлетов и статей, а именно учителям, ведь им дети доверяют больше, чем кому-либо, потому что авторитет учителя воспринимают через прямое общение. А вот от взрослых людей почему-то нередко приходиться слышать, что учить могут все. И это неправильно. Хотя бы потому, что есть опыт, который не почерпнешь по счастливой случайности. Чтобы быть учителем, необходимо не только обладать знанием, но и уметь его донести. Кто-то скажет, что и в среде учителей появляются случайные люди, у которых могут быть далеко не самые светлые идеалы и ценности. Но мои личные наблюдения позволяют заявлять, что посторонние в наших рядах не задерживаются. Педагог с внушительным стажем – это неизбежно преподаватель по содержанию, а не по форме. Слишком велика психологическая нагрузка. Иммунитетом здесь служит не достойная оплата труда, к чему наше общество пока еще только идет, а искренняя вера в то, что дело твоей жизни, несет настоящее, а не искусственное благо. В год учителя запланировано множество мероприятий как федерального, так и местного масштаба. И важно не столько то, что это призвано поднять престиж учительской профессии, сколько то, что это бесспорный стимул и педагогике, и российскому образованию в целом. Конструктивный диалог между людьми, которые управляют страной, и людьми, которые воспитывают юных граждан, это залог успешного развития государства, по значению не уступающий такому важному показателю, как профессиональная армия. Думаю, мало кто не заметил, что школа – это давно не просто место, где согласно установившемуся порядку вещей детям приходится проводить много времени, но и достойная альтернатива культурно-массовым заведениям, которых в Норильске не хватало и не хватает. |
0 | Твитнуть |