Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ступени безопасности
ДЕНЬ ТБ
29 марта 2012 года, 15:34
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
В апреле на предприятиях Заполярного филиала начинается месячник промышленной безопасности и охраны труда. Но это не означает, что в другие месяцы внимание к вопросам безопасности на производстве уменьшается. В последний вторник марта на руднике “Комсомольский” прошел день ПБиОТ.
Вводная
На “Комсомольском” – проверка второй ступени контроля. Место, где будет работать комиссия, определено. Это подземный участок очистных работ №1 шахты “Комсомольская”. Главный инженер рудника “Комсомольский” Андрей Доловов начинает совещание с комиссией по ПБиОТ и специалистами рудника с краткой информации о несчастных случаях, произошедших за последнее время на предприятиях группы “Норильский никель”. Напоминает, что проверку следует начинать с нормативной документации. Затем спуск на подземный горизонт для ознакомления с обстановкой в выработках.
– Выявленные нарушения оформить актами и предоставить комиссии, – говорит Доловов.
Проверка техники безопасности на предприятиях Заполярного филиала, вне зависимости от официальных дней ТБ, проводится ежедневно. Первая ступень контроля – мастера. Они ведут журналы ТБ, проводят опросы работников, выявляют нарушителей на рабочих местах. Вторая ступень контроля: на заводах и фабриках – начальники цехов, на рудниках – начальники участков и шахт. Третья ступень – руководители предприятий.
Языком плаката
Переодевшись в горняцкие робы, идем к клетевому стволу. Отношение к наглядной агитации за безопасность на руднике серьезное. На стенах вывешены увеличенные в размере при копировании, чтобы удобнее было читать, статьи из “Заполярного вестника”, посвященные борьбе с заколами. У клетевого ствола броский плакат “Надень очки и подбородочный ремень”.
В пассажирскую клеть заходим вместе с горняками. Набились плотно, плечо к плечу. Журналисты спускаются вместе с начальником отдела ПБиОТ по руднику “Комсомольский” Игорем Абраменко и председателем комиссии второй ступени контроля, главным инженером шахты “Комсомольская” Иваном Гринчуком. Клеть трогается и стремительно – семь метров в секунду – скользит вниз. Остановка на горизонте –471. С крыши клети стекают струйки воды, и фотокор “ЗВ” прикрывает камеру рукой, чтобы не промочить. Пассажирский вокзал на горизонте –471 недалеко от клетевого ствола. Короткий переход – и, сев в невысокие вагончики и закрыв металлические створки дверей, едем. В вагончиках темно, горняки сидят на скамейках лицами друг к другу и поэтому выключают шахтерские фонари, чтобы не ослеплять товарищей.
Выходим из электрички у гаража подземной ремонтной базы. Люминесцирующие указатели над головой показывают направление движения, места, где расположен телефон и пункт медицинской помощи. За воротами рембазы комиссию и журналистов ожидает подземный автобус. Короткий переезд по транспортным штрекам – и мы на подземном участке очистных работ №1 шахты “Комсомольская”.
Ловушка для камней
Комиссия в сопровождении журналистов ведет осмотр горных выработок. На сопряжении выработок РШК-60 “Север” и НРШК-60 “Север” Игорь Абраменко обращает внимание на первое нарушение. На кровле выработки обнаружен пропуск крепления сеткой АКР размером один на два метра.
– Это нарушение паспорта крепления, – говорит Абраменко. – При отпалке взрывной волной может отрывать заколы от кровли. Вот, кстати, посмотрите, такой закол как раз и лежит в сетке.
Кусок скальной породы размером примерно 30х40 сантиметров, задержанный крепежной сеткой, лежит на ней у самой кровли. Его оторвало взрывной волной, и если бы не сетка, то он бы упал вниз. Или, возможно, висел бы над головами проходящих по выработке горняков, держась на честном слове.  
– Отслоение горной массы могло произойти как раз на участке, не закрытом сеткой, – объясняет специалист ПБиОТ. – Поэтому выработки, в которых идут взрывные работы, помимо крепления штангами ЖБШ должны закрываться сеткой по всей кровле до уровня груди человека.  
Заколы в чешуе
Вход в тупиковую выработку РШК-60 “Север” перекрыт сеткой. Освещаем шахтерскими фонарями закрытое пространство. Фиксируется еще одно нарушение. Шпуры в глубине выработки забурены, а штанги ЖБШ не установлены и не закреплены раствором.
– На кровле штанги установили, – говорит инженер ПБиОТ, – а ближе к нижней части выработки – поленились.
Шахтерские фонари выхватывают из темноты текстуру камня. Скальный массив сложен из различных пород, поэтому отслоение горной массы при взрыве всегда происходит по-разному. В этом забое на кровле размером один на два метра гладкий, кажется, отполированный участок в разводах, похожих на мраморные.
– Это алевролит, – объясняет Абраменко, – а рядом включения ангидрита. Отслоение горной массы как раз и прошло по горизонтальной границе двух пород. У горняков есть такое выражение: “заколы в чешуе”. Когда идешь по забою в сторону проходки, заколов можно и не увидеть. А когда проверяешь заколообразование в обратном направлении, они видны лучше. Взрывная волна отслаивает породу именно со стороны взрыва.
Шашлык на кровле
Неподалеку от тупиковой выработки обнаруживаем две металлические лестницы метров пять длиной.
– Эти лестницы нельзя эксплуатировать, – дает заключение Абраменко после осмотра.
У одной лестницы отсутствует нижняя ступенька. У второй – излом посреди одной из стоек. Кроме этого, одна из стоек короче другой сантиметров на сорок. Эти лестницы необходимо вывезти из забоя и отремонтировать или заменить на другие.
Метрах в двухстах еще одно замечание. Над вентиляционным рукавом повис “шашлык”. Внушительный кусок скальной породы держится на кровле благодаря пронизывающей его штанге ЖБШ. Игорь Абраменко делает отметки в блокноте:  
– Передам замечания начальнику участка, дам указание устранить.
Все найденные нарушения начальник отдела ПБиОТ по руднику “Комсомольский” фиксирует на фотоаппарат. Это личная “мыльница”, прихваченная в забой из дома. Вопрос о закупке малогабаритных фотоаппаратов для сотрудников управления промышленной безопасности и охраны труда, работающих непосредственно на производственных площадках, сейчас прорабатывается.
Пешее преимущество
По подземным выработкам мы прошли пешком несколько километров. Навстречу, светя фарами, движется подземная машина. Круговыми движениями фонарика останавливаем ее. У пешеходов в шахте всегда преимущество. Подходим к подземной ремонтной базе №1 горизонта –471. Осматриваем шиномонтажную камеру для подземной техники. Здесь обувают в цепи огромные колеса пэдээмок и буровых установок.
Непосредственно у входа на ремонтную базу обнаружено серьезное нарушение. Здесь отсутствует одна из створок двери противопожарного пояса №62.
– В случае пожара, – поясняет Игорь Абраменко, – створки дверей противопожарных поясов должны плотно перекрываться, чтобы задымление не распространялось в другие горные выработки.
Самоспасатели за дверью
К клетевому стволу возвращаемся пешком по дощатому настилу, брошенному вдоль рельсовых путей откаточного – “порожнякового” – квершлага. Под настилом и рядом с ним то и дело встречаются окурки и пустые пачки из-под сигарет. А курение под землей строго запрещено.
– За всеми уследить невозможно, – говорит Абраменко, – сигареты у горняков я отбираю периодически, но без личной сознательности искоренить курение не получится. Конечно, у нас не угольные рудники, где полно метана. Но есть установленные правила, и нарушать их нельзя.
При подходе к клетевому стволу видим на скамейке перед закрытой металлической дверью три самоспасателя. Горняков рядом с ними нет, они работают за закрытой дверью.  
– При выполнении определенных видов работ горняк может снять самоспасатель, который создает помеху для ее выполнения, но самоспасатель должен при этом находиться от горняка на расстоянии вытянутой руки, – говорит Абраменко.
Горнякам, допустившим нарушение, приходится выслушать небольшую лекцию на тему промбезопасности. Они признают, что нарушили. Объясняют проступок тем, что на скамейке чище.
– В следующий раз не нарушайте. Это ваша личная безопасность! – говорит представитель управления ПБиОТ.
Не наказывать, а предупреждать
Поднявшись на поверхность, идем в кабинет начальника отдела ПБиОТ по руднику “Комсомольский”. Итоги проверки второго уровня еще предстоит подвести комиссии.  
– Грубых нарушений не выявлено, – констатирует Игорь Абраменко, – но общая культура работы под землей, к сожалению, снижается. На рудник приходит много молодежи, а опытные горняки не особенно заинтересованы в наставничестве. Да и ментальность у людей сейчас другая. Иные новички совершенно невосприимчивы к замечаниям. А знания у них оставляют желать лучшего.
Сейчас, в преддверии месячника безопасности, на руднике “Комсомольский” проводится тестирование всех работников со стажем до пяти лет. Разработаны графики сдачи экзаменов для всех шахт рудника.  
– Задача сотрудников управления промышленной безопасности и охраны труда не в том, чтобы наказывать нарушителей, – говорит в заключение Игорь Абраменко, – а в том, чтобы предупреждать несчастные случаи на производстве.
Обнаружен еще один недочет
Лестницы, с которых производится крепление защитной сетки, неисправны
Вход в тупиковый забой закрыт по правилам
В одном из противопожарных поясов отсутствует створка
0

Читайте также в этом номере:

И строить, и лечить... (Лариса МИХАЙЛОВА)
Наплавали золото (Андрей СОЛДАКОВ)
Геологиня Ольга (Валерий БУЗО)
Выстрел “Утиной охоты” (Валентина ВАЧАЕВА)
В японском стиле (Лиза КОТИК)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск