Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Удивительное рядом
Выставки
9 сентября 2015 года, 19:11
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В Норильской художественной галерее состоялось открытие выставки “Норильский комбинат. 8 десятилетий”, прибывшей сюда прямиком из московского Мультимедиа Арт Музея и проводившейся в рамках программы “История России в фотографиях”. В течение месяца экспозицию смогут посмотреть норильчане, затем выставка отправится в путешествие по региону.
4 сентября, картинная галерея. Залы полны народу. Появляется легендарная Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, режиссер успешного документального кино, доктор философских наук, куратор-искусствовед. В 2008-м, согласно рейтингу журнала “Карьера”, вошла в число 12 самых успешных женщин. В 2011-м, по версии издания Le Jurnal des Arts, вошла в международный рейтинг ста самых влиятельных людей в мире искусства. Директор престижных фотофестивалей. Награждена медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени, Орденом Дружбы и орденом “За вклад в сотрудничество России и Франции в области культуры”…
Директор картинной галереи Екатерина Горецкая перечисляет лишь некоторые из регалий важной гостьи, сетуя на то, что весь список занимает пять-шесть страниц мелким шрифтом. Ольга Свиблова называет Горецкую просто Катей (“я и свое отчество не люблю”). Говорит, что наш город прекрасен светом, солнцем, которое иногда шлет привет, и, главное, людьми, в частности, “новой молодежью из дивного фотообъединения”. Радуется замечательной, просто фантастической золотой осени. Удивляется набору продуктов в наших магазинах (“такие не найдешь даже в Москве”). Например, бараний бок с Алтая, подумала было захватить его с собой, но через пару дней домой, к мужу во Францию. Куда его, этот бок?
Интересная гостья, чей скромный наряд дополняет украшение от флорентийского дизайнера, переходит к главной цели визита – рассказу о выставке, на которой представлены архивные снимки о Норильске неизвестных авторов, а также фотографии классика советской фотожурналистики Всеволода Тарасевича и “наших звездных с точки зрения российского рейтинга Вани Михайлова и Гриши Ярошенко”.
Репортер от Бога
40 тысяч человек в Москве посмотрели экспозицию, посвященную юбилею “Норильского никеля”, и хвалили выставку больше, чем гламурные фотографии великих и именитых иностранцев, резюмировала Ольга Свиблова. Выставка имела огромный успех и состоялась благодаря поддержке “Норильского никеля”. За что в своем выступлении Ольга Свиблова поблагодарила лично президента компании Владимира Потанина, а также вице-президента Ларису Зелькову и директора департамента общественных связей ГМК Андрея Кирпичникова. Сообщила, что дарит выставку “Норильскому никелю” и ждет всех у себя в музее.
Одной из фишек выставки стали снимки Всеволода Тарасевича, в годы войны фотокорреспондента политуправления Северо-Западного и Ленинградского фронтов, автора серии снимков “Ленинград в блокаде”, после войны – фотокорреспондента газеты “Вечерний Ленинград”, журналов “Советский Союз”, “Советская женщина”, “Огонек”, агентства печати “Новости”. Еще в те времена, когда передовиков производства, переодев в чистое и вручив им в руки гаечный ключ, ставили перед камерой в позе истукана, классик советской фотожурналистики придерживался правил: “Нельзя инсценировать ситуацию”, “Нет студийному портрету. Он всегда ущербен”. Он также твердо был уверен в том, что к социальному содержанию должна прилагаться отточенная художественная форма.
В 60-е годы Всеволод Тарасевич побывал в Норильске. Об этом на страницах “Заполярного вестника” лет пять назад вспоминал норильский фотограф Юрий Ищенко: “У Тарасевича великолепные снимки, но серия о Норильске была политически заблокирована. Например, он через кладбище и поваленные снежные кресты снимал медный завод. Или в ресторане “Таймыр” – едящих и пьющих бородачей, лауреатов Ленинской премии. На Америку это можно было давать, а в Союзе было запрещено. Тема “Норильск” у него не шла ни на каких выставках”.
И вот сегодня – пожалуйста, эти снимки перед нами. Люди – какие они есть, динамика налицо, картинка ли это из забоя или из танцевального зала. Понятно, вот этот повеселевший пьяненький гражданин в ресторане не олицетворяет собой “облико морале” советского гражданина. А втянувший голову в шею пришибленный ученик музыкальной школы с аккордеоном в руках не являет собой образец тяги к искусству. Замордованное лицо товарища Ленина на плакате, являющееся фоном для пламенного выступления пионервожатой, вступает в полное противоречие с духом эпохи.
Ольга Свиблова ответила на вопрос, в чем уникальность классика советской фотожурналистики:
– Тарасевич всегда был гениальным автором, это дар природный. На нашей недавней выставке, посвященной юбилею Великой Отечественной войны, было много Тарасевича. Он и там выделялся из фантастической плеяды советских фотографов, все равно перед ним останавливаешься из-за его умения дать какой-то невероятно гуманистический потенциал, он – живой.
Норильские фотографы, пришедшие на выставку, сформулировали отличительную особенность Тарасевича коротко: “Репортер от Бога”.
Человек оживляет документ
Однажды на выставке в Париже, рассказала Ольга Свиблова, ей задали вопрос: “Правда ли, что в России была Вторая мировая война?” А почти бакалавры исторического факультета МГУ в беседе затруднились ответить на вопрос, когда случилась Октябрьская революция, и с трудом вспомнили, кто такой Ленин. “Руководил нашей армией во время войны” – такую информацию выдали про Сталина. Именитая гостья затронула тему сталинских репрессий: “Это общая трагедия. Почему мы должны бояться, скрывать и не помнить? В моей семье как минимум трое репрессированных, это должны помнить дети, внуки, иначе не построить нормальное будущее”.
На выставке “Норильский комбинат. 8 десятилетий” такое прошлое в основном остается за кадром, но экскурсовод обязательно пояснит, кто строил все эти трубы, цеха и здания. А вот, кстати, снимок под названием “Общий вид газохода рафцеха. 1939 год”. Спрашивается: что тут делает “вохровец” с винтовкой в руках?
Фотографии из так называемых парадных альбомов НКВД (некоторые из них есть и в фондах норильского музея) дополнили снимки, отпечатанные с негативов, хранящихся в Государственном архиве.
– Никто до этого не знал, что они там лежат, – рассказала Ольга Свиблова. – Нам боялись дать их сканировать, сделали это под мое личное поручение. Мы прислали охрану с мигалками, чтобы их везти. Но документы истории не живут, пока они не поставлены перед глазами людей.
Мы тоже частичка истории
Об уважении к истории, к его людям говорил вице-президент ГМК – директор Заполярного филиала Александр Рюмин.
– На нашей земле очень много хороших традиций, и одна из них – уважение к своей истории, к тем людям, которые жили в городе, работали на комбинате в те самые времена, которые изображены на фотографиях, – сказал руководитель ЗФ. – Это уважение к тем людям, которые живут и работают здесь сегодня. Мы тоже частичка истории Норильского комбината. Что такое 80 лет? Для нас это долгая и трудная жизнь. Это сложные страницы прошлого, но это и сегодняшний современный город с инфраструктурой, которой могут позавидовать многие города. Это путь от допотопных агрегатов конца 30-х годов до новых технологий и современной техники. И самые яркие станицы этого пути представлены на фотографиях.
Александр Рюмин презентовал Ольге Свибловой фотоальбом, посвященный 80-летию “Норильского никеля”. Гостья города, в свою очередь, приготовила подарок для Норильска – это трехтомник по истории России, его от имени всех горожан принял мэр Норильска Олег Курилов. В ответ он презентовал гостье архивный снимок из истории НПР.
Между тем первые зрители выставки обменивались впечатлениями. Что удивило? Например, собака, “показывающая язык” на выходе из штольни угольного месторождения на горе Шмидта в 1935 году. Звезда, которую изобразили спортсмены на праздновании Всесоюзного дня физкультурника 21 июня 1946 года, и шагающие здесь же, на параде, юные динамовцы в матросских костюмчиках. Пирамидка, в которую выстроились ученики третьей школы в 1948-м. Ребята в смешных больших трусах, у девочек – собранных внизу на резинку. Отличной иллюстрацией к истории детской моды конца 30-х годов является и снимок, на котором запечатлены малыши из норильского детского сада. Понятно, дети вольнонаемных, инженерно-технических работников.
Норильские  зрители  удивляются и забавным драповым двубортным пальтишкам с английскими воротниками, и девчоночьим шляпкам. И тому, что в 1939 году абсолютно всех детей, включая мальчишек, одевали в чулки и широкие теплые панталоны (кое-где они виднеются из-под верхней одежды). Тогда никому в СССР не было знакомо слово “джинсы”. Интересных деталей на фотографии множество, но самый интересный факт: эти дети – ровесники “Норильского никеля”. Если тогда, в 1939-м, им было 3–4–5 лет, то сейчас оставшимся в живых как раз по 80. Примерно столько же юным динамовцам, промаршировавшим по норильскому стадиону в 1946-м, и ребятам из третьей школы, выступавшим со спортивным номером в 1948-м. А собака, высунувшая от усталости язык после прогулки по высокой горке, из того самого года, когда родился Норильский комбинат.
Фантастический обмен
– В вашем краеведческом музее я познакомилась с фантастическими материалами, и мы договорились об обмене. Я встретила фантастических людей, которые рассказывали мне об истории города, – поделилась Ольга Свиблова. – Где бы ни делались выставки: в Париже, Лондоне, Норильске, Москве – везде я нахожу настоящих друзей на долгие годы сотрудничества.
Начальник управления культуры Ирина Субочева поддержала атмосферу события:
– Этот проект наверняка продолжится взаимодействием с нашими замечательными организаторами. Ольгу Львовну покорил Норильск и его люди. Она очень искренняя, открытая и безумно любит то, что делает. Когда с ней разговариваешь, этой энергией заряжаешься.
Многие гости выставки назвали ее событием в жизни норильчан. Ведь практически каждый так или иначе вписал свои строчки в историю города. Но что еще важно, познакомиться с выставкой смогут и другие жители Таймыра и Красноярского края. “Норильский комбинат. 8 десятилетий” отправится в путешествие по городам и весям, то есть культурные “круги по воде” будут расходиться все шире. Ну а пока выставка в Норильске, будет работать целый месяц. Стать участниками этого культурного события приглашают всех жителей НПР.
 

Ольга Свиблова: “В Москве выставка имела огромный успех”
Норильск в лице Олега Курилова получил в подарок трехтомник по истории России
Что такое 80 лет? Многие страницы этого пути представлены на фотографиях юбилейной выставки
0

Читайте также в этом номере:

Финансовый результат (Виктор ЦАРЕВ)
Парк без границ (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Печь ушла на ремонт (Виктор ЦАРЕВ)
Кирпич пустили по кольцу (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Время больших ремонтов (Татьяна РЫЧКОВА)
Очки спасли глаза (Татьяна РЫЧКОВА)
Надежда российского футбола (По сообщениям пресс-службы ГМК подготовил Виктор ЦАРЕВ)
Опора для баскетбола (По сообщениям пресс-службы ГМК подготовил Виктор ЦАРЕВ)
Вторая очередь “Арены” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Все, что нужно гражданам (Лариса ФЕДИШИНА)
Последние штрихи (Лариса ФЕДИШИНА)
У самого синего моря (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Остался в Норильске (Лариса ФЕДИШИНА)
Заслужил (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Олимпиада началась (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск