Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Уникальный хранитель
ГОСТЬ “ЗВ”
17 октября 2012 года, 13:32
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Николай ЯКУШИН пишет три книги сразу. Одну – по просьбе музея Октябрьской железной дороги, интересующегося  подвижным составом. Вторая расскажет об истории Норильской железной дороги. Третья посвящена норильской электричке.
– Когда на дороге отменили движение электропоездов, у железнодорожников сердце кровью обливалось. Мы только сделали машину по установке опор. Сами. И опоры поменяли…
Содержание одной электрички, включая зарплату машинистов, проводников, слесарей, обходилось в месяц в пределах трехсот тысяч рублей. Когда построили автомобильную дорогу в аэропорт, на электричках стали ездить в основном те, у кого было право на бесплатный проезд. Какие-то деньги приносили маршруты выходного дня, когда норильчане отправлялись в тундру за ягодами-грибами или на ловлю корюшки в Дудинку. Пассажирский транспорт всегда дотационен…
Почти 15 лет прошло. Теперь вот стараюсь сохранить для истории воспоминания, документы и прочие свидетельства существования в Норильске электричек.
Другого такого нет
Хранитель музея истории Норильской железной дороги Николай Якушин широко известен не только в узком кругу местных краеведов. О нем восторженно отзываются все, кто хоть однажды пообщался с Николаем Александровичем. Недавно приезжали два инженера из Канады. Просили рассказать об особенностях строительства железных дорог в северных широтах.
– Они у себя хотят построить 150-километровую дорогу на север страны. Я очень удивился: не будут же канадцы возводить мосты на ледяных опорах и насыпи из снега и хвороста?
Часто обращаются к Якушину исследователи. Один из них, Николай Болашенко, автор нескольких книг по истории Российских железных дорог, после поездки в Норильск два года назад, когда Николай Якушин только готовился открыть музей, на своем сайте назвал его самым удивительным из всех встреченных  в Норильске людей: “Полагаю, в России нет иного человека, проделавшего столь колоссальную работу: Николай Александрович Якушин собрал свыше 70 тысяч (!!!) исторических фотографий Норильской железной дороги и не менее внушительное количество архивных документов, исследовав все архивы НПР и Дудинки в поисках информации о дороге. …Прошел разобранную узкоколейку… В здании вокзала создает музей истории НЖД и остается при этом действующим работником Норильской железной дороги…”
Болашенко получил от старшего коллеги немало материалов по нашей северной дороге. Там же на сайте он сообщает, что его книга, посвященная НЖД, выйдет уже в этом году.
Николай Якушин считает, что чем больше будет написано о Норильске, тем лучше. Вообще, он щедро делится исторической информацией, которую собирает по крупицам в архивах, в беседах с очевидцами. Для этого ездит к бывшим коллегам на материк и принимает их у себя.
– В последний раз встречался с человеком, которого привезли в Норильск семнадцатилетним. Сидел он в 22-м лаготделении, строившем широкую колею. Сейчас живет в Екатеринбурге.
Записал воспоминания участника событий, связанных со сносом памятника Сталину у вокзала. Из его кабинета велись все переговоры о демонтаже монумента. Пообещал их Галине Касабовой для сборника “О времени, о Норильске, о себе”.
Много чего рассказал Светлане Гуниной из “Заполярной правды”. У нее мать и сестра тоже трудились на НЖД.
На Норильской железной дороге Николай Якушин работает 37 лет. Был главным кондуктором, начальником станции Комсомольская, бригадиром. Текущая запись в трудовой книжке – “освобожденный бригадир”.
– Заниматься музеем официально я начал четыре года назад, а до этого собирал все, что имеет отношение к истории дороги, и хранил в своем гараже, пока слух о моем хранилище не дошел до начальника дороги. Тогда же, в 2008-м, организовали первую экспедицию по узкоколейке. Вырезали фрагменты сохранившихся  рельс. На Разведочном ручье обнаружили котел, в котором заключенные готовили пищу. Рядом была развалившаяся печка. В один из походов я нашел колесо от тачки. Теперь у меня их три, и все разные. Дудинский музей просил, но эти отдать не могу. Пообещал найти еще.
Музей в здании Норильского железнодорожного вокзала открыли к 75-летию дороги, в феврале прошлого года.  Проектировали и монтировали экспозицию все службы с моим активным, так сказать, участием.
И прошлое, и будущее
В следующем году железнодорожному вокзалу, где теперь есть музей, исполнится 60 лет. В историческом здании у хранителя музея есть еще две смежные комнаты, где находятся предметы, не вошедшие в экспозицию. Недавно ему принесли очередной раритет – уникальный журнал под названием “Общественница”, изданный в 1938 году. Пока не нашлось места в основной экспозиции и фрагменту стропил, на котором вырезаны дата “1952” и инициалы одного из строителей здания. Как считает Якушин, надпись сделана во время возведения крыши вокзала. Когда ее ремонтировали, обнаружили также в большом количестве кованые гвозди, строительное кайло и другие предметы. Еще раньше, при Александре Морозе, была восстановлена историческая лепнина, тогда в вокзальном интерьере заменили на современные только исторические люстры и бра в виде шишек.
У хранителя музея есть виды и на второй этаж здания. Якушину хотелось бы за его счет увеличить экспозиционные площади. Правда, после отъезда на материк начальника НЖД Александра Бахарева решение этого вопроса пока отодвинулось.
В сегодняшней экспозиции подробно представлено не только прошлое самой северной железной дороги, но и ее будущее. Когда коллектив праздновал 75-летие предприятия, началось строительство магистрали, которая в 2020 году должна связать северный город с материком.  В музее экспонируется карта со всеми планировавшимися вариантами связи с материком, в том числе и тем, что будет.
– Путь планируется проложить только для грузового транспорта, – комментирует карту Якушин. – Будет ли пассажирский? Глава Российских железных дорог сказал, что если и будет, то не раньше 2040 года. Климат у нас непредсказуемый. Сегодня путь хороший, а прошел состав – и перекос. А если произойдет авария? Это все надо учесть. Надеюсь, что повторения мертвой дороги не случится.
“ЗВ” встретился с хранителем музея Норильской железной дороги перед началом его очередной экспедиции по маршруту первой узкоколейки, связавшей Норильск и Дудинку.
– Трава упала, воды мало, все видно и ходить удобно. 12-го должны вернуться.
Перед тем как отправиться в поход, Николай Якушин провел очередную экскурсию для небольшой группы норильчан, в том числе и бывших. Из Хайфы в Норильск навестить родителей прилетел Александр Шустерман, 20 лет не видевший когда-то родной город.
– Сначала испытал шок. Потом осмотрелся и понял, что все то же, что и было. Какие-то дома ремонтируются, что-то разрушается, что-то добавилось, что-то ушло. В музей к Николаю Александровичу Якушину мне посоветовали сходить родители, и я не пожалел, что сделал это. Производят впечатления подлинники из 30–40-х годов и, конечно, сам уникальный хранитель.
Инженера-строителя по образованию, работающего в фирме по расчету аэродинамических нагрузок, в экспозиции особо заинтересовал комплекс, посвященный Михаилу Потапову. Николай Якушин не только подробно рассказал о снегозащитных щитах Потапова, но и поделился имеющимися у него материалами.
После экскурсии  хозяин, хотя ему на следующий день нужно было отправляться в  путь, еще долго отвечал на вопросы не желавших прощаться с ним гостей, повторяя время от времени: “О дороге я могу говорить бесконечно”.
Через год зданию вокзала, где разместился музей, исполнится 60 лет
О дороге Николай Якушин может рассказывать бесконечно
Коллекции музея продолжают пополняться
0

Читайте также в этом номере:

Показанному верить (Екатерина СТЕПАНОВА)
Охота пуще неволи (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Удастся ли спасти дом? (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск