Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Уроки под исторической крышей
20 апреля 2009 года, 12:37
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Яна АНДРЕЕВА
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. Есть повод заглянуть в Первый дом Норильска. Накануне даты, 17 апреля, здесь прошло целых четыре урока краеведения. Слушателями стали студенты медицинского училища.
Кассир музея Нина Дружинина рассказывает, что будущие медики в музее вообще частые гости и что самый главный норильский памятник недавно открылся после ремонта. Починили просевшую крышу в сенях и, главное, утеплили полы. Они были  холодные – и экскурсанты, и сотрудники в сильный холод чувствовали себя в помещении некомфортно.
Юные медики толпятся на крыльце музея. Не готовы  ответить на вопрос, кто такой Урванцев. Через сорок минут после урока в Первом доме все уже будут владеть информацией про первых норильских геологов и строителей.
– У нас тесная связь с музеем, – говорит учитель краеведения Татьяна Сычева, – научные сотрудники проводят для наших студентов по 14–16 занятий. Они посвящены флоре и фауне Таймыра, этнографии и религии его обитателей, Первому дому, отдельно Николаю Николаевичу Урванцеву. Все заканчивается обзорной экскурсией «Норильское время».
Прищуриваясь от яркого солнца, барышни направляются к Первому дому. Здесь пахнет деревом, в сенях  тесно, зато теперь во всех  комнатах тепло. Можно раздеться и повесить верхнюю одежду на вешалки. Конечно, когда-то давно, в урванцевские времена, сени были холодные, там хранили продукты, но это было чуть ли не век назад. Сейчас все по-другому, да и сам исторический домик давно переехал со своего исторического места.
 
Птички на чердаке
У исторического домика уже есть своя собственная небезынтересная история. Его построила геолого-разведочная экспедиция Николая Урванцева в 1921 году на Нулевом пикете. Потом жили в нем и другие геологи, и офицер НКВД с семьей, размещался хлебный магазин. Еще в 50–60-е домик считался жилфондом. Пока не придумали сделать из него музей. Уже тогда, в 70-е, Первый дом немного переместили с его исторического места. В 80-е он стал составной частью исторического комплекса. Здесь же, в мемориальной стене, захоронили урны с прахом Николая и Елизаветы Урванцевых. Но из-за неграмотной эксплуатации мерзлота под комплексом растаяла, его закрыли. Урны отдали на хранение в музей.
Про исторический памятник вспомнили в начале 90-х. К 100-летию Урванцева его перенесли в город, за кафе «Цыплята табака», где потом долгое время находился ресторан «Кабинет».  Перенос наделал много шума.  Дискуссия между жителями выплеснулась на страницы газеты. Особо спорили по поводу захоронения праха Урванцевых за «Цыплятами». Прах вкупе с домиком должен был стать идейным стержнем некоего мемориального комплекса, соединяющего переходом два соседних здания. К счастью, в городе нашлись разумные люди, в первую очередь геологи. Вопреки решению городских властей они похоронили прах Урванцевых на городском кладбище. А домик снова перенесли поближе к музею, который переехал в бывшее здание кинотеатра имени Ленина. Пока он там и стоит.
– Вы ничего не слышите? – спрашивает вдруг фотокорреспондент Саша. – Птички чирикают.
– Я тоже слушаю и удивляюсь: неужели птички? – подтверждает смотритель Вика.
Звуки доносятся откуда-то с чердака Первого дома. Похоже, они действительно свили там гнездо. Ну, значит, и правда, стало тепло.  До сих пор движение на крыше создавал лишь флюгер. Тоже очень-очень исторический.
 
Керосинка над столом
Юные медики заглядывают на кухоньку. В 1923 году в ней жили стряпуха Шура Коротких и ее муж-пекарь.  Конечно, сейчас здесь все более рафинировано, чем было когда-то. Топчан и стол  из ровных, аккуратных досок. Настоящая мебель не сохранилась ни в одной из комнат, она была гораздо грубее. Зато на стенах есть подлинные бревна. Не все – многие давно заменили. От новодела настоящие отличаются темным цветом и перекрестными следами от дранки. Когда-то их штукатурили.
– Эти стены смотрели на первых горожан, теперь они смотрят на вас, – говорит студентам экскурсовод, заведующая культурно-образовательным отделом Евгения Сидорук.
Девчонки с любопытством заглядывают в комнату Урванцевых. Под потолком лампа, имитирующая керосинку. На столе – портрет музы известного геолога Елизаветы Ивановны. Она была фельдшером экспедиции, поэтому рядом с образцами руды на столе стоит стетоскоп. Комната напротив считалась гостиной.
– Тогда, в 1923 году, по вечерам здесь собирались все участники экспедиции, – рассказывает экскурсовод. – Среди них самым молодым был Виктор Корешков, который оставил очень интересные воспоминания. Он смастерил себе кресло из пенька и оленьих шкур. Обращаясь к нему, Урванцев говорил: «Вот ты, Витя, сидишь сейчас на шкурах, и светит тебе керосиновая лампа, а придет время – здесь вырастет большой город, и светить тебе будет электричество». Кто-то верил, а кто-то совсем не верил этим словам…
…Выходишь из дверей Первого домика – вот он,  большой город. Здравствуй!  На пятачке между музеем и музыкальным училищем встретились прошлое и настоящее. Учитывая чириканье на чердаке, солнце и яркий снег, встреча очень оптимистичная. И, главное, полезная. Это уже про уроки краеведения под исторической крышей.
0

Читайте также в этом номере:

Им и карты в руки (Инна ШИМОЛИНА)
Снежные страсти (Ален БУРНАШЕВ)
Два в одном (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск