Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В ожидании тепла
Проблема
23 января 2014 года, 11:35
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Морозы не отступают, а многие норильчане продолжают жаловаться на недостаток тепла в квартирах. Энергетики рассчитывают исправить ситуацию в начале февраля.
Недостаток тепла в домах норильчан ощущается в разной степени. В то время как в одних квартирах батареи в разгар зимы еле греют, в других люди вынуждены спать при открытых форточках. Специалисты называют несколько причин такой ситуации.
В особом режиме
В управляющих компаниях недогрев склонны объяснять в первую очередь снижением параметров подачи тепла (подробнее об этом в “ЗВ” за 16 января). Как утверждают коммунальщики, ТЭЦ  поставляет теплоноситель с температурой ниже, чем запроектировано. А недогревают воду из-за нехватки газа.
В энергетике все взаимосвязано. Напомним, в конце минувшего лета и начале осени уровень воды в водоемах Таймыра был экстремально низким. Спрогнозировать это было затруднительно, к тому же Росгидромет уже более десяти лет не наблюдает за бассейном реки Норильской.
Подготовка к отопительному сезону в городе шла в особом режиме. О возникшей ситуации тогда даже доложили президенту России. На реке пришлось возводить дамбу – с этой задачей справились оперативно.
Трудности с водоснабжением повлекли за собой и другие проблемы. Из-за низкого уровня воды и нехватки энергии с Усть-Хантайской и Курейской  ГЭС городские ТЭЦ потребляли больше газа, чем обычно. Хотя имеющиеся газовые скважины и так истощены – городу нужны дополнительные газосооружения.
– Трубопровод “Норильскгазпрома” уже порядком поизносился, истощаются и запасы месторождения, а значит, снижается объем газа, доставляемого в Норильск, – отметил глава города Олег Курилов на совещании с губернатором Красноярского края Львом Кузнецовым в октябре 2013 года. – В Пеляткинском месторождении газа достаточно, но возникает необходимость строительства нового газопровода. Первое, что нужно сделать, – провести параллельно с уже существующим газопроводом еще около 27 километров трубы. Это позволит дополнительно переправлять в Норильск до двух миллионов кубометров газа.
Тогда же было решено начать строить лупинг – участок газопровода, который идет параллельно основному и подключается для увеличения его пропускной способности.
На этой неделе глава Норильска Олег Курилов провел планерку с руководителями администрации. Обсуждали работу городских служб во время прошедших новогодних каникул. По словам градоначальника, несмотря на сильные морозы, все системы жизнеобеспечения города работают в штатном режиме.
– За время праздников не зафиксировано ни одной чрезвычайной ситуации, отдельные возникающие проблемы стараемся разрешать оперативно, – сообщил Олег Курилов.
По его словам, строительство дополнительной ветки магистрального газопровода Пелятка – Северо-Соленинское идет по графику и завершится в срок. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на первую декаду февраля.
Жара в разгар морозов
В управляющих компаниях считают, что, если благодаря дополнительному газопроводу температура теплоносителя на выходе с ТЭЦ вырастет хотя бы на пять градусов, в квартирах воздух уже станет теплее на два градуса. При этом коммунальные службы признают: жалоб на некачественное отопление сейчас очень много. Одна из главных претензий – почему у соседей в квартире жара, а мы одеваемся в свитера и теплые носки?
О причинах неравномерного обогрева в пределах одного жилого дома, подъезда или даже одной квартиры “ЗВ” уже писал (№2 за 16 января, материал “Холодно”). В управляющих компаниях поясняют, что батареи могут греть неодинаково по разным причинам. Это зависит от типа разводки – верхняя или нижняя, от удаленности подъезда и квартиры от теплоцентра, от состояния самих коммуникаций. Кроме того, многие муниципальные учреждения во всех своих зданиях поставили насосы. Благодаря им улучшается циркуляция, лучше работает система теплоснабжения здания, но при этом она “сажает” соседние дома, где насосов нет.
Влияют на распределение тепла внутри домов и жильцы.
– Люди самовольно меняют отопительные приборы, в то время как дом рассчитан на определенное потребление тепловой энергии, – говорит начальник отдела автоматизации и контроля ЗАО “Оганер-комплекс” Вадим Бондарчук. – Такие вещи, конечно, надо согласовывать с управляющей компанией. Но на практике это, к сожалению, происходит бесконтрольно. А теплоснабжение – система общая. Если я где-то срежу батарею и поставлю новую, с большим числом секций, значит это аукнется у соседа. Если у меня стало теплее, значит у него стало холоднее.
Писали мы и о том, что значительная часть теплопотерь домов приходится на окна и двери.
– Когда поступает заявка, что в квартире холодно, мы приходим и оцениваем состояние всех параметров, – продолжает начальник технического отдела “Оганер-комплекса” Татьяна Панина. – В частности, смотрим, как утеплены окна. Потому что даже установка пластиковых окон не всегда обеспечивает должную сохранность тепла, они тоже продуваются и промерзают. Со своей стороны мы утепляем окна в подъездах, следим, чтобы двери закрывались. Но сами жильцы должны понимать, что надо экономить ресурсы и бережно относиться к общедомовому имуществу. Если в подъезде выбили окна или сломали дверь, то восстанавливать их мы будем за счет средств собственников.
Еще один “мостик холода” – межпанельные стыки. В Норильске около 1000 зданий, и большинство из них считаются ветхими.
– В новых домах, где использованы современные технологии строительства, теплопотери сведены к минимуму. Но нашим домам много лет, – поясняет главный инженер “Оганер-комплекса” Виталик Дзгоев. – Даже панельные строения, на которых теоретически не должно влиять время, и те уже продуваются. Или возьмем кирпичные дома. Казалось бы, они должны быть более теплыми, чем панельные. Но увы, от времени все стареет. Много тепла уходит через межпанельные стыки. Хотя управляющие компании каждое лето их герметизируют. Только мы в прошлом году отремонтировали семь километров швов.
Впрочем, что бы сейчас ни делали управляющие компании, горожане должны понимать: ситуация не изменится за один день и мы сами должны беречь тепло всеми доступными способами.
Спасет ли счетчик?
Говоря об экономии энергоресурсов, мы поинтересовались, устанавливают ли сейчас собственники внутриквартирные приборы учета расхода тепла. Ведь теплоснабжение жилищного фонда – одна из самых дорогих коммунальных услуг.
– В новых домах, где один ввод на квартиру и лучевая разводка, сами строительные фирмы устанавливают теплосчетчики. Но в старых квартирах их ставить дорого и бессмысленно, – считает Виталик Дзгоев. – Наша система теплоснабжения подразумевает в каждой комнате отдельный стояк. Таким образом, в трехкомнатную квартиру требуется четыре счетчика, а они недешевы. Кроме того, через четыре–пять лет их придется проверять. Плюс снятие показателей – технологически сложная и спорная процедура. Поэтому лучше устанавливать  общедомовой прибор учета и распределять по нему энергию на весь дом.
По Федеральному закону “Об энергосбережении” оборудовать все многоквартирные дома общими счетчиками надо было еще к июлю 2012 года. Однако общедомовых приборов учета тепла в Норильске ничтожно мало. Они слишком дороги – на один дом надо потратить от 300 до 500 тысяч рублей. А оплачивать их стоимость и установку, напомним, должны собственники, хоть и не разово, а в течение пяти лет. Но суммы у всех будут разными, ведь в одном доме 30 квартир, а в другом – 80, в одном один теплоцентр, в другом – четыре, и так далее.
Жильцов можно понять. Заплатит человек, к примеру, 30 тысяч за установку общедомового теплосчетчика. Теоретически он понимает, что когда-то эти деньги окупятся, но когда? Возможно, к решению вопроса мог бы подключиться муниципалитет: получать гранты, быть гарантом и заключать контракты. В Красноярске, к примеру, сами жильцы за теплосчетчики заплатили только десять процентов, остальное закрыли грантами и программами.
Кроме финансовых, есть еще технические сложности, связанные с установкой общедомовых теплосчетчиков. Например, в хрущевках, где теплоцентры расположены под лестницей, узел учета просто некуда установить – нужны дополнительные строительно-монтажные работы.
Сейчас теплосчетчики есть в 139 норильских подъездах. Эти приборы установлены до 2012 года. Однако их показания в расчет не идут: пока норильчане платят по нормативу.
Напомним, что наниматели и собственники жилья могут требовать перерасчета за отопление. Для этого надо составить акт замеров температур, подробно процедуру мы описали в прошлом номере “Вестника”.
Кто за что отвечает
На форуме “ЗВ” одна из читательниц рекомендует жильцам, замерзающим в собственных квартирах, обращаться в полицию, если коммунальные службы и жилищная инспекция не реагируют на жалобы. Читательница ссылается на заметку, опубликованную в №51 газеты “Аргументы и факты”, и на приведенные в ней слова Елены Паниной, президента научно-исследовательского аналитического центра ЖКХ:
“Напишите претензию в управляющую компанию, следом – в жилинспекцию города. Не будет реакции – вызовите из отделения полиции наряд, который обязан зафиксировать факт ограничения коммунальных услуг без основания в отдельно взятой квартире. Холод, некачественная вода и так далее – все это нарушение безопасности жилища, а стало быть, и угроза жизни и здоровью человека.
…Если наряд полиции по незнанию откажется что-либо писать, соединитесь по телефону с дежурным по ГУВД, сообщите об отказе сотрудников выполнять законные обязанности”.
Найти координаты научно-исследовательского центра ЖКХ, чтобы связаться с Еленой Паниной, оказалось непросто. Своего сайта у этой организации нет, да и создана она, как выяснилось, лишь в августе прошлого года. Главная задача центра – разработка методических материалов для проведения реформы ЖКХ.
Что касается обращения в полицию по поводу негреющих батарей, в норильском отделе МВД “Вестнику” пояснили, что в обязанности полицейских не входит составление подобных актов.
– Как вы себе это представляете? – удивились в пресс-службе. – Пришел полицейский, потрогал батарею и написал заключение, что она недостаточно горячая?
В Министерстве энергетики и ЖКХ Красноярского края тоже удивились постановке вопроса. В официальном ответе корреспонденту “ЗВ” сообщили: “Положения, регулирующие порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, основания изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354. Правилами не предусмотрено привлечение сотрудников органов полиции для выявления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества”.
– Есть специальные службы, которые должны контролировать работу управляющих компаний, при чем тут полиция? – сказала нам по телефону пресс-секретарь министерства Вера Разоренова. – Если управляющая компания не реагирует на жалобу, надо идти в жилищную инспекцию или другие уполномоченные органы. Любой вопрос, касающийся жилищно-коммунального хозяйства, норильчане могут задать по бесплатному телефону нашей горячей линии 8-800-333-70-07, а также на сайте министерства.
Адрес министерства, а также адреса и телефоны других организаций, куда можно жаловаться на работу коммунальных служб, “ЗВ” приводит ниже.
 
Куда жаловаться
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Норильска: ул. Севастопольская, 7, телефон 48-50-94, факс 48-36-23, электронный ящик ugkh-norilsk@yandex.ru.
Начальник управления – Чуриков Вадим Валентинович.
Часы приема населения: 2-й и 4-й четверг каждого месяца с 16.00 до 18.00.
 
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (жилищная инспекция), территориальное подразделение в Норильске: Ленинский пр., 1, кабинет 402, телефон 48-05-33, электронный ящик slugba_norilsk@mail.ru.
Руководитель – Москалева Анджела Николаевна.
 
Краевая жилищная инспекция: 660049, Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 33, телефон (391) 212-46-31, факс (391) 212-45-88, электронный ящик public@krasnadzor.ru, сайт www.krasnadzor.ru (есть раздел обращений граждан).
Руководитель службы – Пряничников Андрей Евгеньевич.
Получить консультации по телефону можно в отделах:
➣ отдел обращений граждан – (391) 212-46-21;
➣ отдел по правовым вопросам – (391) 212-46-34;
➣ отдел санитарно-эпидемиологического и экологического контроля – (391) 212-16-05;
– отдел государственного жилищного контроля – (391) 212-39-70, 212-46-35, 212-30-86.
Все разъяснения, а также информацию о работе других отделов краевой жилинспекции можно получить по телефону (391) 212-46-31 в рабочие дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00.
 
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Красноярскому краю: 660097, Красноярск, ул. Каратанова, 21, телефон (391) 226-89-50 (многоканальный), факс (391) 226-90-49, горячая линия (391) 226-89-50, электронный ящик ffice@24.rospotrebnadzor.ru">office@24.rospotrebnadzor.ru, сайт www.24.rospotrebnadzor.ru (есть раздел обращений граждан).
Руководитель – Горяев Дмитрий Владимирович.
 
Территориальное отделение Роспотребнадзора в Норильске:[/b] ул. Комсомольская, 31а, телефон приемной 46-90-82, факс 46-22-80, электронная почта norilsk@24.rospotrebnadzor.ru.
Руководитель подразделения – Першин Андрей Юрьевич.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: 660009, Красноярск, ул. Ленина, 123а, телефон (391) 290-86-21, факс (391) 211-50-68, электронный ящик info@gkh.krsn.ru, сайт www.gkh24.ru (есть раздел обращений граждан).
Руководитель – зампред правительства Красноярского края, министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Резников Андрей Владимирович.
0

Читайте также в этом номере:

Богатая лошадь (Екатерина БАРКОВА)
Как водится? (Елена ПОПОВА)
Вычет в законе (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Двое из “Поварешек” (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Надежды оправдались (Екатерина БАРКОВА)
Это вам не кино (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Предложение следует (Лариса ФЕДИШИНА)
Да будет газ (Лариса ФЕДИШИНА)
Мы памятник ему... (Лариса ФЕДИШИНА)
Плоды просвещения (Лариса ФЕДИШИНА)
Дорогие кости (Татьяна РЫЧКОВА)
Эффект безопасности (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Лед ждет (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Как жить нельзя? (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск