В средней школе “середнячков” не будет
ОБРАЗОВАНИЕ
14 марта 2011 года, 13:33 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Марина БУШУЕВА
|
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в средней школе запланировано на 2015 год. Однако пять пилотных школ Норильска начнут апробацию ФГОС уже в следующем году. Какие изменения ждут среднюю школу с введением новых стандартов? Этот вопрос мы задали Виктории Гетмановой, ведущему специалисту управления общего образования Норильска.
– Прошлой осенью управление образования отправило заявку в Министерство образования и науки Красноярского края на включение восьми норильских школ в состав “пилотов” для апробации федеральных государственных образовательных стандартов. Школы прошли два отборочных тура. На сегодняшний день, по предварительным данным, можно говорить о пяти учреждениях, на базе которых мы будем апробировать стандарты: это гимназии №4 и №7, лицей №1, школы №20 и №42.
Любознательность поможет – В чем различие старого и нового стандартов? – В новом стандарте смещены акценты – как в деятельности ученика, так и в деятельности учителя и образовательного учреждения в целом. Если раньше стандарт был ориентирован на усвоение знаний, то сегодня – на достижения: личные, предметные, метапредметные. Сегодня оценивается готовность ученика к саморазвитию и непрерывному образованию. К окончанию девятого класса ребенок должен знать, как он хочет жить, кем работать. А главное – понимать, как ему этого добиться. И школа должна помочь молодому человеку это сделать. – Но как убедить ребенка в необходимости учиться, если он по своей природе не любопытен? – Любознательность необходимо развивать, мотивировать детей. И для этого учитель берет на вооружение ряд методов активной работы с учениками, когда дети не просто сидят слушают преподавателя, а когда они участвуют в процессе усвоения знаний. – В чем будет проявляться индивидуальный подход к ребенку? – Стандартом предусмотрена реализация программ, направленных на развитие личности ребенка: воспитания и социализации, здоровья, коррекции недостатков. Много внимания уделяется детям, которые имеют какие-либо ограничения в здоровье. Каждому ребенку – гиперактивному, слабенькому, немотивированному, нездоровому – будет оказана помощь психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей. – Станет ли более насыщенной внеурочная жизнь школьника? – Большое количество часов будет выведено во внеурочную деятельность. Если в начальной школе упор делается на разные программы дополнительного образования (кружки, секции), то в среднем звене эти часы планируется передать на развитие личности – работу различных объединений, научных обществ, проведение олимпиад, конференций и так далее. Это существует и сегодня, но часов на такую работу в учебном плане нет. Новые стандарты позволяют эту деятельность перевести в разряд обязательной, а значит, финансируемой. – Планируется ли, что в средней школе ученик будет сам выбирать необходимые ему предметы? – Работа по индивидуальным учебным планам предполагается, в том числе и в среднем звене. Ребенок совместно с родителями и педагогами имеет возможность в рамках вариативной части учебного плана выбрать те предметы, которые ему нужны. Но вот отмести предметы, которые, по его мнению, не пригодятся, дети не могут. – Как это проходит сегодня и что изменится с внедрением новых стандартов? – Если ребенку необходимо изучать, к примеру, биологию на углубленном уровне, у него есть два выхода. Или нужно выбрать то образовательное учреждение, где могут дать необходимое количество часов. Или, если ребенок не хочет покидать родное учреждение, руководство школы заключает договор с другой школой, и ребенок ходит заниматься биологией туда. Такие дети в Норильске есть, и сегодня они занимаются по так называемым индивидуальным учебным планам. Все успеть – Какие изменения ждут школьников? Появятся ли новые предметы, например психология, изменятся ли учебные пособия? – Стандарт в целом меняет подходы к содержанию образовательного процесса в части его организации: выбору форм, методов, технологий обучения. Особых нововведений в учебном плане в части появления других предметов нет. Что касается новых предметов, то в пятом классе в течение полугода дети будут изучать основы духовно-нравственной культуры народов России – сейчас такого предмета нет. Кроме того, с седьмого класса планируется также изучение таких предметов, как информатика и основы безопасности жизнедеятельности. Сегодня эти предметы начинают изучать в старших классах. Должны произойти изменения и в содержании учебных пособий. – Как много внимания будет уделено физической культуре? – Три недельных часа в учебном плане. – Не станет ли образование частично платным? – Обучающиеся и сейчас могут получить платные образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями в установленном порядке по дополнительным программам. – Какие предложения по изменению стандартов выдвинуты управлением образования города Норильска? – Мы предлагали осуществлять повышение квалификации педагогических работников чаще, чем раз в пять лет, пересмотреть требования к кадровым условиям и материально-техническому обеспечению образовательных учреждений в условиях введения ФГОС. Кроме того, мы акцентировали внимание на том, что необходимо конкретизировать требования к результатам образования и систему их оценки. – Не считаете ли вы, что новая программа приведет к полуграмотности школьников? – Наоборот, содержание учебных предметов настолько насыщенно, что встает вопрос об их усвоении в рамках времени, установленного учебным планом. – Что значит выражение “Школа – общественный договор”. Как много внимания будет уделено работе с родителями? – Школа и родители всегда были партнерами в обучении и воспитании. Отличие лишь в том, что теперь эти отношения будут закреплены договором, подпись на котором гарантирует строгое соблюдение всех условий и обязательств. |
0 | Твитнуть |