Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Впервые. На “Скалистом”
Специальный репортаж
13 ноября 2014 года, 14:25
Фото: Денис Кожевников
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Рудник “Скалистый” станет одним из главных источников восполнения выбывающих мощностей Заполярного филиала по богатой руде. Немецкая фирма THYSSEN Schachtbau, выигравшая тендеры на строительство двух самых глубоких в Евразии стволов рудника – СКС-1 и ВС-10, ведет работу инновационными для России методами. Ко многим объектам здесь применимо слово “впервые”.
Вместе с Андреем Давыдовым, заместителем руководителя дирекции по развитию “Скалистого”, мы едем к руднику по талнахской дороге.
Работы на обоих стволах идут полным ходом, рассказывает Андрей. На ВС-10 построили здание главной вентиляторной установки, объект получился красивый, на нем смонтировали и даже запустили оборудование. Если на ВС-7 огромная вентиляторная установка, то на ВС-10 более мощные вентиляторы удалось уместить в более компактную оболочку.
На СКС-1 началось строительство здания, в котором разместится УКРВ – установка кондиционирования уличного воздуха. По сути это большой кондиционер. В России такой будет пока единственным в своем роде.  
Чем глубже в гору, тем жарче, объясняет Андрей Давыдов. Пока ствол ВС-10 пройден до отметки 1062 метра. Его проектная глубина – 2056 метров. Температура воздуха здесь более 48 градусов. Работать в таких условиях невозможно. Для решения данной проблемы на скипо-клетевом стволе и будет смонтирована  установка кондиционирования рудничного воздуха.
– Она будет обеспечивать поддержание температуры на границе в устье ствола в постоянном режиме два градуса выше нуля, – рассказывает Андрей.  – Почему два? Когда воздух нагнетается в ствол, он уже сжимается-нагревается. Идет по стволу, встречает препятствия, снова происходит нагрев. Каждые 100 метров – это два градуса. Плюс увеличивается температура вмещающей породы. Чтобы обеспечить температуру на нижнем горизонте не более 22–26 градусов согласно правилам безопасности, воздух в УКРВ и будет охлаждаться до двух градусов. Или нагреваться, если за окнами зима. Задача большого кондиционера – поддерживать баланс, комфортный для труда на глубине два километра.
Строительство здания УКРВ началось: уже подготовлен вентканал, построена часть фундаментов и стенок. Изготовлено оборудование, и в декабре планируется его отгрузка из Германии, рассказывает Андрей.
Побывав в свежеотстроенном здании главной вентиляторной установки ВС-10 и полюбовавшись на мощные вентиляторы, мы направляемся в АБК норильского представительства THYSSEN Schachtbau.
Под покровительством святой Барбары
Трое настенных часов в офисе руководителя представительства показывают местное, московское и немецкое время. Неписаные правила на двери не рекомендуют произносить фразы “Не нашел”, “ Это было еще до меня”, “А почему я?”, “Нет времени” и подобные им. Здесь тщательно подходят к подбору персонала и организации рабочего процесса и при этом не забывают заручиться поддержкой небесных сил. Чему свидетельство – выполненные из дерева ценной породы фигурки святой Барбары, покровительницы шахтеров в Германии. Каждая отвечает персонально за СКС-1 и ВС-10.  Две скульптуры находятся в АБК, такие же стоят по стволам. Поддержка нужна, так как THYSSEN Schachtbau ступила на тропу, в России еще нехоженую.
– Главным условием для победы в тендере на строительство этой шахты был минимальный срок от начала работ до ввода этой шахты в эксплуатацию, – рассказывает исполняющий обязанности начальника управления строительства ВС-10 и СКС-1 Алексей Широков. – Сократить срок можно, только создав параллельность работ. Процесс армировки по классической схеме предусматривал полную проходку ствола и только потом монтаж армировки. А у нас армировка идет практически на 80 процентов на этапе проходки.  Достигается это с помощью вот такого рабочего полка.
Алексей Широков подводит к чертежу с изображением  горной подвесной платформы, с которой ведутся все работы внутри ствола. Это семиэтажная махина весом 200 тонн, которая держится на полковых лебедках.
– Вес полка сам по себе достаточно серьезен, а чем глубже, тем больше веса добавляют канаты, – объясняет господин Широков. – Поэтому если держать всю эту конструкцию просто на весу, то полковые лебедки требуется установить очень мощные. В принципе, вообще возникает технический вопрос, можно ли удержать ее на полковых лебедках на глубине два километра.
С таким уникальным по своей сложности, значимости и объемам работ объектом, как ВС-10, фирма еще не сталкивалась.
Вот почему для проходки самых глубоких в Евразии стволов THYSSEN Schachtbau создала инновационную для России технологию, опираясь на передовые идеи, использованные на глубинных шахтах Канады и Южной Африки, резюмирует Алексей Широков.
– В чем было ноу-хау: это так называемый шагающий полок.
В воображении тотчас возникает ходячий замок Хаула из гениального аниме Хаяо Миядзаки. К чуду инженерной мысли там, так же как и в нашем случае, прилагаются герои и сюжет.
Пройдет на любую глубину
Алексей Широков рассказывает, как происходит процесс шагания. С помощью четырех 75-тонных лебедок и ригелей – выдвижных металлических элементов, закрепляемых в швы между бетонными кольцами.
– На полковых лебедках спускается 7-й этаж, раскрепили его с помощью ригелей, сняли нагрузку с полковых лебедок, спустили 1–5-й этажи, сделали то же. Получается, 1–5-й этажи держатся на своих ригелях, 7-й этаж – на своих. Полковые лебедки служат у нас практически как направляющие для движения бадьи.
Шагающее ноу-хау позволяет проходить практически любую глубину, говорит Алексей Широков. Второе преимущество: бетонирование не только идет параллельно с проходкой, но и толщина крепи при этом составляет всего 40 сантиметров.
– Строящиеся стволы находятся в зоне тектонического разлома и испытывают серьезную горную нагрузку. Чтобы ее  принять, по старой технологии толщина бетонного кольца была  где-то полтора метра. Соответственно, и сечение выработки при проходке было намного больше, и бетонирование шло намного дольше, – сравнивает Алексей Широков. И поясняет, откуда взялись сегодняшние 40 сантиметров.
– Самая пиковая нагрузка происходит в первые несколько дней. Полок от забоя находится на расстоянии 30 метров. Пока мы их проходим, то есть через 20 дней, происходит разгрузка горного массива. Нагрузка минимальная, и, соответственно, толщина крепи минимальная. Этим мы уменьшаем сечение в черновой выработке, требуется меньше бетона, и меньше породы нужно убирать.
THYSSEN Schachtbau предложила инновации и в надземном строительстве. В НПР было принято вести проходку с использованием временных проходческих машин и копров, рассказывает господин Широков. Затем все демонтировали и монтировали постоянные подъемные машины и копры. Чтобы выиграть время, немцы приняли решение: на ВС-10 и копер, и машина, и само здание останутся постоянными, потребуется лишь их незначительная реконструкция. На 
СКС-1 из-за компактности территории от этой идеи пришлось отказаться.
Поскольку ВС-10 и весь комплекс обслуживающих его зданий и оборудования (в том числе АБК, в котором мы ведем беседу с руководителем представительства THYSSEN) расположен довольно далеко от самого рудника “Скалистый”, было решено сделать его полностью автономным. У ВС-10 своя компрессорная, в каждом здании электрические котлы, в наличии передвижная дизельная электростанция.
Еще одна техническая  особенность: раньше копры было принято варить на месте, для ВС-10 его изготовили в Германии, а в Норильске просто собрали, как конструктор, рассказывает Алексей Широков. “Просто” означает, что для монтажа пришлось использовать сверхмощный подъемный кран “Либхерр” грузоподъемностью 450 тонн, приобретенный на средства фирмы.
В шагающем замке
Господин Широков любезно соглашается на нашу просьбу побывать в шагающем замке, а затем спуститься на самую нижнюю пока отметку 
ВС-10, то есть на 1062 метра. Посмотреть на реальный полок со стороны нет возможности, так как интересная конструкция сидит внутри ствола, как ершик в бутылке. Полок можно только “прошить” насквозь, погрузившись в бадью – главное транспортное средство проходчиков. Для этого на всех этажах предусмотрены специальные раструбы. Для сотрудников  THYSSEN Schachtbau такие путешествия – дело привычное, но человек со стороны начинает чувствовать себя чуть ли не Мюнхгаузеном, отправляющимся на Луну.
Спуску на 1062-ю отметку предшествует тщательный инструктаж по ТБ, который проводит инженер по охране труда и промышленной безопасности управления строительства THYSSEN Schachtbau Виталий Гореликов.
– Вы находитесь на опасном производственном объекте, – строго говорит он и объясняет, как не нужно себя вести.
Мы экипированы по всем правилам и стоим у бадьи – незатейливой конструкции, подвешенной на цепи. В ней поднимают и опускают вниз материалы и людей. Наш главный экскурсовод – начальник участка проходческих работ Сергей  Сыркин,  не так давно строивший вертикальные стволы в алмазных рудниках Якутии.  Инженер по охране труда и ТБ Андрей Клименко зорко следит за тем, чтобы гости не совали руки куда не надо.
Бадья со скоростью пять метров в секунду скользит вниз по стволу, который станет самым глубоким в России. Вот и проходческий шагающий полок, который мы видели на чертеже в кабинете Алексея Широкова.
Покуда наша бадья аккуратно проскакивает через специальные проемы между этажами, Сергей Сыркин рассказывает: шагающая конструкция в диаметре почти девять метров, длина – 70 метров. Добраться до нее можно на двух бадьях или сервисной машине, оборудованной двумя клетями. Одна, спасательная, проходит через всю систему опять же через проемы, которые в нормальном состоянии закрываются лядами, чтобы предотвратить падение.  Со второй, сервисной, производится армировка ствола.
Наш экскурсовод показывает на стены: это постоянная бетонная крепь, сейчас увидим временную…  И тут мы убеждаемся: полок обитаем, из его недр появляется немного чумазое лицо человека в каске. Лицо проплывает вверх, мы – вниз, Сергей Сыркин объясняет: это полковой – человек, который следит за всей работой сложной конструкции.
А вот и маленький пятачок – 1062-я отметка ВС-10. Светят шахтные фонари проходчиков из бригады Виктора Пятых. Их лица влажные и пыльные, от этого улыбки проходчиков кажутся белоснежными. Идет временное крепление ствола сеткой. Затем сюда опускают бурильный станок “Джамбо”, бурят, заряжают, взрывают. Потом все повторяется. Скорость проходки достигает 40–45 метров в месяц.
48-летний проходчик Владимир Хованский перечисляет  алмазные,  угольные, золотые и никелевые рудники, на которых успел поработать. Говорит, объект в НПР для него необычный, с такой технологией еще не сталкивался. Недаром и он, и его товарищи пришли в  THYSSEN Schachtbau по конкурсу. Отбор был строгий. Компания искала людей, которые смогут работать тщательно и с немецким качеством.
Мы снова забираемся в бадью. Выходим из нее на первом этаже шагающего замка-полка. По узенькой вертикальной лесенке поднимаемся на второй этаж. Здесь полно народу, производится бетонирование постоянной крепи. Поскольку это граница работ, видно: толщина бетона, действительно, сантиметров 40. Возвращаемся на место и скользим вверх, разглядывая стены ствола. Красивые стены. Немецкое качество.
 

Делу поможет святая Барбара
Бригада Виктора Пятых на 1062-й отметке
Бадья проходит сквозь полок через раструбы
Алексей Широков рассказывает, как полок шагает по стволу
0

Читайте также в этом номере:

Флаг на башне (Беседовала Валентина ВАЧАЕВА)
В долгу не остались (Лариса ФЕДИШИНА)
Шутка удалась (Дарья РУСИНА)
Шаг за шагом (Лариса ФЕДИШИНА)
За всё в ответе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Новые вершины впереди (Татьяна РЫЧКОВА)
Воздух становится чище (Константин АНОХИН, газета “Коммерсантъ”, 11 ноября 2014 г.)
То тепло, то холодно (Лариса ФЕДИШИНА)
Автобус №17 (Екатерина БАРКОВА)
Продолжат строить (Денис КОЖЕВНИКОВ)
О делах раскрытых (Лариса ФЕДИШИНА)
На всякий пожарный (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Лицом к лицу (Валентина ВАЧАЕВА)
Хозяин воды Таймырской (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск