Здесь совсем недавно геологи прошли
ВЫСТАВКИ
6 апреля 2017 года, 15:35 Фото: Юлия РИМСКАЯ Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Интерактивной экспозицией “Первые – геологи” Музей Норильска открыл полевой разведывательный сезон для тех, кто интересуется историей освоения Таймыра, увлечен изучением земных недр, предпочитает отдых в походных условиях, жаждет новых знаний.
На перспективную, рудоносную территорию норильчане отправились в составе виртуальной геологической партии. В полной полевой готовности: в музейной экспозиции представлен 151 предмет первой и почти первой необходимости. Основная часть интерактивной выставки сформирована благодаря ООО “Норильскгеология”, и все работает: теодолит, примус, керосинка, рация… Разведка покажет К слову, музейщики и геологи Заполярья сотрудничают уже больше 75 лет: первая экспозиция тогда еще в Музее рудных и нерудных полезных ископаемых и стройматериалов Норильского района открылась на улице Заводской в 1939 году. С предметов, переданных для экспозиции буровиками, геодезистами, геологами, началось большое собрание материалов по истории освоения богатств Таймыра, развития промрайона и становления северного города. Уже в новой истории Норильска геологи подарили музею уникальную коллекцию минералов. – Развитием существующей экспозиции является интерактивный зал, который мы сегодня открываем, – сказала на презентации экспозиции “Первые – геологи” директор Музея Норильска Наталья Федянина. – Представленные здесь предметы дают возможность не только больше узнать о профессии геолога, но и в прямом смысле слова прикоснуться к ней. Все можно трогать, крутить, примерять, включать. Свободным доступом воспользовались все присутствовавшие. Кто-то сразу надел бушлат и запечатлелся “для истории” у ростовой фотографии Николая Николаевича и Елизаветы Ивановны Урванцевых, сделанной в норильской геологической экспедиции 1923–1924 годов. Некоторые поспешили занять удобное место “в избе”. Другие тут же проверили работоспособность разных инструментов, кто-то устроился в палатке, кто-то двинулся ближе к “костру”, на котором уже что-то “варилось” в большом ведре. Но самый живой интерес вызвала у посетителей “адская машинка”: детям и взрослым захотелось покрутить ручку этого тарахтящего механизма, дождаться, когда загорится лампочка, нажать нужную кнопку и произвести “взрыв”. По ходу дела испытатели строили предположения относительно назначения “адской машинки”: кто-то вспомнил фильмы про партизан в годы Великой Отечественной войны, другие говорили о накоплении электрического заряда и электродвижущей силе. В той или иной степени все оказались правы. Как пояснил Виктор Радько, главный геолог комплексной геологической партии, такие механизмы используются при производстве сейсморазведочных и буровзрывных работ. По предложению музейщиков Виктор Александрович провел экскурсию по всему геологическому городку, развернувшемуся в экспозиционном зале, прокомментировал назначение всех представленных здесь предметов, рассказал, как правильно разжечь костер и поддерживать огонь, почему в керосиновой лампе используют именно этот горючий продукт, а не бензин, показал, как работает геологическое оборудование. Им очень заинтересовался пятилетний Вадим Сидор, но самостоятельно открыть металлические коробки, в которых они хранятся, мальчик не смог. А вот в монокуляр посмотрел, и миниатюрная подзорная труба Вадиму понравилась. Юный посетитель выставки рассказал, что часто ходит в тундру с мамой и братом Егором, так что многое из представленного в музее он видел в туристской избе. Шестиклассник Богдан Байрак тоже бывал в походах, но на материке, там он научился разводить костер. На интерактивной выставке “Первые – геологи” Богдана заинтересовал механизм буровзрывных работ и золотой песок. Богдан попробовал быть старателем. За этим же занятием мы застали других юных исследователей – Афанасия Арлюкова и Никиту Белова. Мальчики весьма сосредоточенно “вымывали” из песка золото. Возможно, они еще придут в музей на занятия для школьников “Стань геологом”. Как рассказала младший научный сотрудник Екатерина Каверина, музейщики придумали для ребят несколько конкурсов, например “Собери рюкзак”. С ним школьники отправятся “в поход”, да не простой, а рекогносцировочный – с детальным обследованием местности. Ребята точно найдут месторождения полезных ископаемых и нанесут их на карту. Первые разведочные работы провели юные исследователи, оказавшиеся на открытии интерактивной экспозиции. Наверное, теперь они согласятся с мнением профессиональных геологов, которые утверждают: самое интересное в их работе то, что в итоге на карту наносятся новые месторождения. И еще: у Норильского промрайона достаточно большой потенциал. Геологи это знают, они провели разведку. |
0 | Твитнуть |