Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Жить здорово
СВОЙ ВЗГЛЯД Валентины ВАЧАЕВОЙ
13 декабря 2012 года, 15:51
И на Севере?
Генетик с норильской пропиской Игорь Борисович Паншин не хотел уезжать из города, в котором прожил почти полвека. И когда в конце концов под давлением жены решился, обосноваться в Новосибирске не успел: кончилось его земное время. Об Игоре Борисовиче я вспоминаю всегда, когда речь заходит о том, можно ли всю жизнь прожить в Норильске.
В 1945-м попавшему в начале войны в плен молодому ученому исполнился 31 год. После десяти лет Норильлага, пусть не сразу, но в начале 1960-х он мог бы вернуться в науку и уехать к Тимофееву-Ресовскому, с которым во время плена работал в Берлин-Бухе. Но человек, относящийся к жизни как к величайшей ценности, все же предпочел остаться на Крайнем Севере. Это был его выбор. Он много, если не все, знал о влиянии окружающей среды на организм человека, так сказать, на генном уровне, а жил в Норильске и после ухода на пенсию. Горные лыжи, туризм, фотография, а в последние годы – дистанционное возвращение в академическую науку – то, чем была наполнена его норильская биография. Возможно, история Игоря Паншина нетипична, как нетипична его судьба. Но она могла бы послужить примером тому, кто по разным причинам не хочет расставаться с родным или ставшим таким  городом, а ему твердят, что родиться и умереть в Норильске чуть ли неприлично…
Теме жизни на Севере в медицинском аспекте было посвящено очередное заседание экологической гостиной заповедника “Путоранский”. Конечно, его участники, в том числе и медики, говорили не только о здоровье.
Издатели “Неизвестного Норильска” супруги  Стрючковы задумали  совершить глобальный переворот в общественном мнении. Им стала невыносима, по словам Ларисы, “норильская зомбированность”, выражающаяся в уверенности, что сюда нужно приехать, доработать до пенсии и уехать… По мнению Стрючковых, жить на Севере можно и совсем не обязательно со временем перебираться в теплые края. Тем более что до появления на карте нашего города на этой территории обитали не только коренные жители, но и так называемое пришлое население, а на заре строительства горно-металлургического комбината всерьез рассматривались проекты возведения санаториев в норильских окрестностях.
Медики во главе с начальником управления здравоохранения Еленой Христенко обратили внимание на то, что на обсуждаемую тему было проведено немало исследований, а проблема адаптации человека к внешним условиям является одной из важнейших современных проблем. В свое время вопросами адаптации к условиям Крайнего Севера занималась лаборатория полярной медицины Сибирского отделения РАН, где работала Елена Христенко, впоследствии защитившая кандидатскую диссертацию о факторах риска в промышленном Заполярье для страдающих ишемической болезнью сердца.
Руководитель норильского здравоохранения выразила уверенность, что общественное мнение изменить можно только в том случае, если каждый северянин будет владеть информацией и о собственном здоровье, и о факторах, на него влияющих. И на основании этих знаний принимать решение, где ему жить. Общеизвестно, что в разных условиях один и тот же организм может вести себя по-разному. На Крайнем Севере, по ее личным наблюдениям, если человек хорошо адаптировался, жить без ущерба для здоровья следует не больше десяти лет.  
Кстати, все медики, присутствовавшие на встрече, – норильские долгожители. Елена Христенко, например, приехала в город еще в 1983 году. По этому поводу хозяин экологической гостиной Владимир Ларин заметил, что человек так устроен, что ему часто хочется именно того, что категорически противопоказано. Для хранителей природы психология временщиков опасна еще и тем, что люди, не планирующие долго жить на этой земле, ведут себя на территории по принципу “после нас хоть потоп”…
И гости, и хозяева  согласились с тем, что норильчане из  временщиков смогут превратиться в долгожителей только в случае, если в городе будет другая инфраструктура и, соответственно, финансовые вложения государства. Хотя Станислав Стрючков в начале разговора заявил, что для комфортной жизни в нашем северном городе достаточно его живописных окрестностей… Тех самых, что так любил Игорь Борисович Паншин.
В январе следующего года на любительской конференции исследователей Таймыра  вместо ранее заявленной темы “Жизнь на Севере: медицинский аспект” будет сделан доклад об истории лаборатории полярной медицины, которой в 2013-м могло бы исполниться 40 лет. К сожалению, лаборатория как научно-исследовательское учреждение прекратила свое существование 15 лет назад, в 1997-м на ее базе был создан лечебно-диагностический центр полярной медицины. Может, если бы Норильск в свое время сохранил академическую науку, сегодняшние  горожане, вооруженные последними научными знаниями о жизни на Крайнем Севере,  относились бы к нему более цивилизованно.
0

Читайте также в этом номере:

Пришла очередь автоматики (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Проверили и наказали (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Пересчитают пальчиками (Татьяна РЫЧКОВА)
“Пятисотки” отменили (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Будут штрафовать (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Песня про зайцев (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Здравствуйте, доктор! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск