Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
За Касперского!
О вирусах, кражах и интеллектуальной собственности
17 июня 2009 года, 12:25
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
На днях небезызвестный Евгений Касперский получил из рук президента России государственную премию. Вкупе с авторами мультсериала «Смешарики», выдающимися деятелями в области искусства, ядерной физики и микрохирургии государственная власть официально признала, что такие, на первый взгляд, не очень-то важные для государства затеи типа мультфильмов и борьбы с компьютерными вирусами на самом деле являются задачами стратегического масштаба.
Для тех, кто не в курсе: старший лейтенант запаса Советской армии Евгений Касперский – едва ли не самый первый в России автор и разработчик антивирусных программ для персональных компьютеров и компьютерных сетей. О нем, как о лауреате Госпремии, был показан специальный сюжет в программе «Вести недели» на втором канале. Глядя на попытки Касперского противостоять вирусам (его первые программы записаны на доисторическую перфокарту), можно смело предположить, что он мог запросто оказаться самым первым борцом с компьютерным злом в стране. И потому очень даже достоин поощрения на государственном уровне.
В рассказе о себе отец русского антивируса обронил фразу, которая чаще всего проходит мимо ушей большинства граждан. Он сказал, что создание компьютерного вируса – это преступление. Преступление не только против бизнеса, но нарушение права на частную жизнь, которая все больше и больше компьютеризируется.
Существует еще один момент вирусного вторжения в цифровую и виртуальную действительность – нарушение авторских прав в виде кражи интеллектуальной собственности с применением вирусных взломов. Это тоже преступление, которое у нас большинство почему-то не считает таковым. Грубо говоря, «срисовать» в кинотеатре копию фильма и на этом потом зарабатывать деньги считается верхом дерзости и своего рода шиком, хотя выглядит довольно топорно. Привлечь кого-то к ответственности удается крайне редко. Если в кинозале застукали злоумышленника с видеокамерой в сумке, секьюрити в лучшем случае выведут его из зала. Как это сделали однажды на моих глазах в кинотеатре «Художественный» в Москве, где два сотрудника службы безопасности пытались убедить зрителя показать им содержимое большой черной сумки. Ссылки на то, что это запрещено правилами и крупногабаритные вещи полагается сдавать в камеру хранения, нужного действия не возымели. Тогда секьюрити, дабы не задерживать начало сеанса, силой выпотрошили сумку и, обнаружив там штатив с камерой, вышвырнули «оператора» вон.
А что делать с теми, кто крадет материалы из компьютерной сети? Этих поймать почти невозможно, можно только своевременно защититься посредством специальных разработок, которые внедряет и вышеупомянутый Евгений Касперский.
Но есть вариант хуже, когда кражи интеллектуальной собственности происходят без всяких компьютерных технологий, с благословения людей, представляющих официальные интересы. Изощряться по этому поводу особо и не надо – достаточно объявить, например, региональный конкурс «Край родной», «Моя малая родина» или что-нибудь в этом духе. Когда поднакопятся материалы (фото, видео, прикладные работы, рисунки и прочее), проводится награждение с объявлением, что материалы торжественно передаются в некий фонд (городского, регионального подчинения – значения не имеет). А потом, спустя некоторое время, данные работы начинают появляться на представительской, рекламной и полиграфической продукции, в имиджевых проектах, да просто на баннерах на стенах зданий.
Когда автор вдруг обнаруживает собственное произведение в самом неожиданном месте: на центральной улице, в программе или фильме, в каком-либо глянцевом буклете, первое, что испытывает большинство, – гордость. К сожалению, такие и ограничиваются подобного рода чувством, приводя посмотреть на свое произведение родных и близких. Те, кто более искушен в экономических отношениях, пытаются предъявить издателям-продюсерам претензии, и вот тогда на переднем крае вновь появляются компьютерные технологии и Интернет.
Самое распространенное, чем пользуются ответчики, – дают ссылку на некий сайт, где они якобы и взяли это произведение в свободном доступе. Тот факт, что сайт зарегистрирован в какой-нибудь франкоговорящей провинции Канады, что доступ к нему возможен только на определенных условиях и после уплаты определенной суммы в валюте, ответчиков мало интересует. Хотя это как раз и есть следование статьям закона об интеллектуальной собственности. Даже то, что тематика сайта к теме произведения имеет весьма отдаленное отношение или вообще не имеет ничего общего, тоже никого не беспокоит. У них расчет на то, что никто из наших не станет с этим связываться, а формальная отговорка у злоумышленников имеется.
Действительно, связываться с решением подобного рода проблем стоит времени, средств и нервов. Хотя доказать можно, если как следует взяться. Одно рекламное агентство края, например, «сдулось» сразу после того, как им заинтересовалась прокуратура с подачи вышестоящей инстанции и администрации Красноярского края. Агентство и воспользовалось вариантом «взяли в свободном доступе», хотя накануне предлагало автору «решить вопрос по-тихому». Разбираться тогда было недосуг. В таких случаях даже мастер, известный всему Норильску, глядя на свою работу, бог весть как оказавшуюся на баннере, с ухмылкой припоминает, как заказчики и исполнители этого «плаката» бегают от него который год.
Именно поэтому признание достижений Евгения Касперского на государственном уровне многие рассматривают как возможность оградить себя от подобных посягательств оружием самих злоумышленников. Кое-что уже придумано в части отметки авторства на  фотографии на первоначальном этапе ее создания – запись скрытого копирайта на матрицу вместе с изображением. Но, думается, что и «враги» найдут подход к этому техническому новшеству. А потому Автор, как фигура абстрактная, обеими руками за изыскания конкретного борца с компьютерной  преступностью и кражами интеллектуальной собственности.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск