Бес проблем
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
13 апреля 2017 года, 15:49 Текст: Елена ПОПОВА
|
В последние годы специалисты все чаще стали употреблять термин “гиперактивность ребенка”. Как понять, что ваш малыш имеет признаки этого состояния? Как реагировать на его поступки или неуспеваемость в школе? Помочь родителям справиться с этой проблемой берется центр социальной помощи семье и детям “Норильский”.
В конце 2016 года социальный проект “Непоседы” получил грантовую поддержку “Норникеля” в рамках благотворительной программы “Мир новых возможностей”. Реализовывать его сотрудники муниципального бюджетного учреждения будут с апреля по декабрь 2017-го. Как пояснила “Вестнику” завотделением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних центра Ирина Цыганкова, на сегодня уже сформирована группа из 17 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а до конца месяца эта цифра может увеличиться до 30. Кроме детей участниками проекта станут родители и педагоги образовательных учреждений. – Подвижные, непоседливые дети – это большая проблема прежде всего для семьи, – объясняет Ирина Цыганкова. – Родители зачастую недопонимают, что происходит с ребенком, не знают, как реагировать на те или иные ситуации. Наша инициатива будет им в помощь. Мы при содействии управления образования рассказали педагогам образовательных учреждений о “Непоседах”, которые, в свою очередь, рекомендовали таким семьям принять участие в этой долгосрочной работе. Что планируется сделать в рамках проекта? Провести диагностику детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Специалисты разработают для них индивидуальные и групповые мероприятия. В частности, планируются психокоррекционные, арт-терапевтические и обучающие занятия, телесно-ориентированные практики. В школе потом будет проводиться мониторинг, как изменилось поведение ребенка на протяжении этих месяцев, легче ли ему стало в обучении… Для родителей мы организуем консультации. А итогом проекта должны стать новые методики работы с такими детьми, которые легко адаптировать в образовательных учреждениях. Подстроиться под ребенка В качестве консультанта сотрудники центра социальной помощи семье и детям пригласили медицинского психолога детской городской поликлиники Ирину Жидринскую. Опыт работы со сложными детьми у нее огромный. – С жалобами родителей на проявление у ребенка признаков гиперактивности мне приходится сталкиваться постоянно, – соглашается она. – В ряде случаев проблема появляется из-за того, что родители уделяют недостаточно внимания своему малышу. Однако гораздо чаще гиперактивность развивается вследствие родовой травмы. Все дело в особенностях нервной системы ребенка, которые обусловливаются микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. У детей, которые приходят ко мне на прием, обнаруживается стертая неврологическая сиптоматика, которая сейчас уже не фиксируется невропатологом, но по факту является продолжением неврологии, полученной ребенком в перинатальном и постперинатальном периоде. То есть малыш прошел лечение, а минимальные дисфункции мозга у него остались. К чему все это приводит? К тому, что такому ребенку сложно сосредоточить внимание, он плохо запоминает разную информацию, позже других начинает читать, у него возникают сложности в учебе. При этом он может быть очень импульсивным, неусидчивым, неуравновешенным. К подростковому возрасту, когда мозг перестанет расти, эти дисфункции могут исчезнуть, но к тому времени на ребенка уже навешиваются определенные негативные ярлыки. Школьник привыкает к этому и начинает вести себя адекватно запросам взрослых. В итоге мы приобретаем вторичную проблему, навязанную ребенку взрослыми, которые так и не поняли, что происходит на самом деле. По наблюдениям психолога, можно выделить несколько категорий проблемных детей: хулиганы, “тормоза”, лентяи… – К ним также можно отнести рассеянных и невнимательных. Эта проблема вообще очень трудно поддается коррекции, – продолжает Ирина Жидринская. – Ребенок может работать на уроке до определенного момента, а потом мозг у него как будто отключается. Это, как правило, очень умные и чувствительные дети, очень ранимые. Что пытаются родители делать дома? Они “помогают” своему чаду учиться. Если обнаруживается проблема с памятью, то пытаются тренировать память. Если ребенок не понял тему урока, то готовят вместе с ним домашние задания. Однако в школе вся эта информация как будто стирается, ситуация только ухудшается. В чем проблема? Для этого и нужна консультация специалиста. Не надо тренировать память или пытаться убрать рассеянность ребенка! Это все абсолютно бесполезно! Что нужно делать? Вообще оставить в покое и память, и внимание. И – подстроиться под режим работы мозга ребенка. Я могу научить этому родителей. В центре социальной помощи семье подчеркивают: проект “Непоседы” не предполагает непосредственную подготовку детей к школе. И тем не менее песочная терапия, занятия в сенсорной комнате, тренинги с психологом помогут вчерашним детсадовцам быстрее адаптироваться в первом классе, а младшим школьникам при необходимости скорректировать поведение и повысить успеваемость. Как следствие, надеются специалисты, атмосфера в семьях, где есть гиперактивные дети, станет спокойнее, а родители и их чада – счастливее. |
0 | Твитнуть |