Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Есть чему поучиться
ОБРАЗОВАНИЕ
13 апреля 2017 года, 15:46
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Беседовала Татьяна Ермолаева
Норильский государственный индустриальный институт (НГИИ) многие называют домашним вузом. Находясь на замкнутой территории, он со дня своего основания ориентирован на кадровые запросы “Норникеля”. Потребность градообразующего предприятия и учебного заведения друг в друге обуславливает тесное сотрудничество, благодаря которому студенты получают востребованные профессии и практически гарантированное трудоустройство на предприятиях компании. Сегодня, отметив 55-летие, институт находится на новом витке развития. Чего требуют современные реалии от вуза на Крайнем Севере и какие изменения грядут здесь в ближайшее время, “ЗВ” рассказал и.о. ректора НГИИ Дмитрий ДУБРОВ.
– Дмитрий Владимирович, ректор единственного на территории НПР государственного вуза – должность весьма ответственная. Какими компетенциями должен обладать руководитель современного института? В чем специфика работы ректора самого северного вуза России?
– Ректор должен работать с коллективом, заниматься наукой, иметь ученую степень – необходимо соблюсти много требований. Особенная же роль северного вуза – это подготовка кадров для Арктики. Таким учреждениям сейчас уделяется большое внимание как на региональном, так и на федеральном уровне. Потому что Арктика – на стыке науки, бизнеса, нашей территориальной целостности, здесь очень много и российских, и международных игроков.
В преддверии Арктического форума я был в Санкт-Петербурге, общался с ректорами вузов и директорами колледжей, которые готовят кадры для Арктики. Оценив их программы подготовки, могу сказать: многие идеи у нас давно уже реализованы, потому что мы в принципе в другие места, кроме Арктической зоны, специалистов не готовили. А раз институт создавался для такой площадки, как Норильский промышленный район, в нашу программу изначально включены многие стандарты, которые другие учебные заведения только обсуждают сейчас.
– Вы депутат Норильского городского совета депутатов. Помогает ли это в вашей работе или, наоборот, ставит определенные рамки?
– Депутатский значок позволяет преодолеть некоторые преграды, открывает двери в высокие муниципальные и краевые кабинеты. Я могу попасть без записи практически к любому руководителю. Ну и естественно, меня знают. Кроме того, я еще и председатель общественного совета при МВД по городу Норильску, это снимает некоторые вопросы с коррупционной составляющей. Надеюсь, в этом плане от нашего вуза не будет информационных поводов. Ограничение же заключается в том, что времени в сутках мало. На прошлом месте работы я мог себе позволить уделить больше времени общественным делам, а в вуз пришлось погрузиться гораздо глубже. Здесь многое предстоит перестраивать на современный лад, необходимо реализовать новую программу развития вуза – это серьезные трудозатраты. Сегодня, например, комиссия в горсовете, завтра – сессия. Но я в курсе дела, программу социально-экономического развития города слышу из первых уст. Знаю, как работают другие вузы, там намного дольше доходит информация от работодателя. У нас же прямой контакт. Общение с муниципалитетом также расширяет наши возможности. В этом году с городской администрацией подписано соглашение о производственной практике для наших студентов в управлении жилищно-коммунального хозяйства, управлении финансов, управлении социальной политики. Такого раньше не было. Если раньше у выпускников был выход только в “Норникель”, то сейчас подписанное соглашение дает еще больше возможностей.
– При такой нагрузке у вас остается время на семью?
– Я в институте в полдевятого. Ухожу в десять-одиннадцать вечера. Меня жена и дочь видят только рано утром и перед тем, как лечь спать. Слава богу, есть выходные. Надеюсь, что, когда все изменения, которые мы начали в институте, произойдут, времени на процесс управления будет затрачиваться меньше. Тогда и общественная нагрузка будет нормально вписываться в рамки рабочего времени.
– В конце прошлого года НГИИ исполнилось 55 лет. С чем вуз пришел к этому юбилею? Другими словами, какой он сегодня?
– Институт прошел очень большой путь. Был и вечерний вуз, и завод-втуз, и практика 90-х годов, когда приходилось выживать, и нулевые… Сейчас новые направления развития, более тесный контакт с “Норникелем”. Конечно, к 55-летию мы подошли со сложностями, но и с опытом решения различных вопросов. Есть проблемы, которые созданы не нами, а стечениями обстоятельств. Так, президент указал на то, что зарплата в бюджетной сфере должна меняться. В общем образовании это должен быть как минимум средний уровень по субъекту Федерации, в высшем образовании – 200 процентов к среднему уровню. То есть мы должны будем стремиться к двум средним заработным платам по краю. Средняя зарплата в крае чуть более 30 тысяч, значит, в 2018 году наш профессорско-преподавательский состав, к сожалению, должен получать около 60 тысяч рублей! Эту проблему необходимо решать на федеральном уровне: как для школьных учителей на региональном уровне было принято решение о том, что все-таки эта средняя зарплата должна быть привязана к городу с учетом наших северных коэффициентов. Мы единственный вуз в стране, который столкнулся с этим. Но мы не сидим сложа руки, управленческая команда не только подготовила большое количество документов, но и побывала в “высоких” кабинетах и, кажется, нашла там понимание. А в случае реализации наших планов доходы сотрудников должны возрасти вдвое.
Уникальность НГИИ в том, что здесь ученые работают реально под арктические вопросы. Сейчас много говорится о свайном строительстве, мерзлоте. А ученые с кафедры строительства скромно из года в год читают эти курсы студентам. Недавно были у нас в гостях представители Института горного дела СФУ. Когда они пролистали докторскую диссертацию одного из наших сотрудников в преддверии его защиты, отметили огромный пласт опыта, накопленного здесь в этой области науки. Это действительно наше сокровище – кадры, которые хотят, чтобы выпускники были всесторонне развиты и образованны.
Еще одно значительное отличие от других вузов – приближенность к реальному производству. Если в СФУ сейчас говорят, что планируют шахты с помощью 3D-моделирования и студенты на них виртуально смотрят, наши же в реальности видят эту шахту. При этом есть практика работы с “Норникелем”, ни у одного вуза такой нет. Есть великолепная программа “Профессиональный старт” ГМК “Норникель”, в которой производственной практики еще больше. Мы подписали с корпоративным университетом соглашение, которое позволяет пользоваться его полигоном и аудиториями для обучения. Для наших студентов это доступно, в то время как другим только видится, что это было бы хорошо. Очень большой багаж накоплен за 55 лет. У НГИИ большие традиции вуза, работающего на территорию, практически дотачивающего каждого специалиста под предприятие.
– Вы исполняете обязанности ректора НГИИ почти восемь месяцев. Что, на ваш взгляд, самое главное в вашей сегодняшней работе?
– В работе самое важное – результат. Некоторый промежуточный результат у нас есть. Самое сложное – привлечение дополнительных средств. Когда Министерство образования объявило конкурс среди вузов страны на участие в программах дополнительного финансирования, мною была написана программа, которая позволила привлечь средства в институт. Это было в прошлом году. Всего 23 вуза по всей России стали победителями в этом конкурсе, из них только один институт – наш, все остальные – университеты очень высокого уровня.
– О какой сумме речь?
– НГИИ выделили 30 миллионов дополнительного финансирования на квартал, 115–120 на год. У нас много чего со словом “впервые” происходит. Прежде институт ни разу не получал социальный грант “Мира новых возможностей” “Норникеля”. У меня, к счастью, большой опыт, я член грантового совета от губернатора Красноярского края и перепроверил уже больше тысячи заявок. Поэтому, когда появились инициативные группы, которые хотели бы написать заявки на гранты, мы помогли им это сделать. И вот уже два гранта будут реализовываться на территории института.
– Расскажите подробнее о программе развития института.
– Мы хотим сделать из института большой инженерный центр для формирования кадрового потенциала. Развить процесс не только обучения, но и переподготовки для тех, кто попадает в Арктику. Формат такой площадки обсуждался и с ГМК, и с правительством Красноярского края. Я общался с руководством центра лидерства в образовании Высшей школы экономики – там считают, что такие совместные усилия науки, бизнеса и власти для разработки прорывных технологий в Арктике дадут реальные плоды. Привлечение новых специалистов тоже в программе развития. Мы уже ряд сотрудников пригласили, в том числе извне. Так, прошлым летом остепененность преподавательского состава была 60 процентов, на сегодня – 75 процентов. Это показатель, который достоин уровня университета.
Конечно, в программу развития вписаны те направления, которые ставит перед нами в виде задач Министерство образования. Но у нас есть амбиции, мы расположены в Арктике и хотим развиваться опережающими темпами. В программе прописаны конкретные направления по развитию арктической науки, а также академическая мобильность для студентов и преподавателей. Это проблема: находясь на отдаленном Севере, сложно участвовать во многих мероприятиях на материковой части России и за ее пределами, тем более за счет бюджетных средств.
– Что такое академическая мобильность? В чем ее важность для института?
– Академическая мобильность – это возможность преподавателей и студентов перемещаться как в образовательном, так и в научном пространстве. Самые простые примеры: у нас в этом году четырех кандидатов наук будут представлять к защите докторских диссертаций. Чтобы защитить докторскую, необходимо выступить на целом ряде конференций, общаться с учеными, которые в этой области достигли чего-то значимого. Это тоже академическая мобильность. В стране большое количество конференций, и нужно много средств для таких поездок, а у нас есть абсолютно уникальные направления работы, например в металлургии, и есть что показать. Меня очень радует, что “Норникель” на это тоже обращает внимание. В конце прошлого года руководство НГИИ встречалось со старшим вице-президентом ПАО “ГМК “Норильский никель” – руководителем блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью Ларисой Зельковой. Мы обсуждали в том числе и академическую мобильность. Очень надеюсь, что в этом году уже в рамках партнерских отношений с ГМК мы сможем участвовать в гораздо большем количестве мероприятий, чем раньше.
– На какой период обсуждалось соглашение?
– Обсуждалось на год, но с возможностью ежегодной пролонгации.
– Дмитрий Владимирович, какие еще вопросы поднимались на этой встрече?
– Обсуждалась также корпоративная стипендия. Мы надеемся, что она будет, документы на согласовании. Буквально в феврале новый министр образования Ольга Васильева говорила о том, что бизнес может участвовать в финансовом стимулировании студентов. Об этом говорил и президент “Норникеля” Владимир Потанин. При этом мы понимаем, что корпоративные стипендии – это стипендии для лучших. Средний балл при поступлении должен быть не ниже 180 по трем предметам ЕГЭ. К слову, в прошлом году таких в НГИИ поступило 56 человек. При этом перспективный студент не лишается академической и социальной стипендий, которые есть в вузе. Это дополнительная выплата, которой прежде не было. Академическая стипендия сейчас 8014 рублей, она для тех, кто сдал сессию на 4 и 5, и повышенная, 12 026 рублей. Таких стипендий нет ни в одном вузе на материке.
– Каковы взаимоотношения НГИИ с ПАО “ГМК “Норильский никель”? Расскажите об основных направлениях сотрудничества.
– Главное – это производственная практика. Второе – программа “Профессиональный старт” и возможность трудоустроиться для студентов, третье – возможность закупки лабораторного оборудования. Это значительная поддержка. Из всего лабораторного оборудования, которое сейчас используется в учебном процессе, процентов 60 было закуплено компанией. Причем оно современнейшее.
Сложно переоценить важность регулярных наших встреч со специалистами компании. Во всех экзаменационных комиссиях по всем направлениям обучения есть представители “Норникеля”. Далеко не каждый вуз может себе такое позволить. Это участие в программах компании, в том числе грантовых. Вот есть у ГМК дочерние зависимые общества, а мы не зависимые, но почти дочерние. В таком тесном взаимодействии мы находимся. Отношения института с компанией вышли за рамки обычного партнерства, это давно уже дружба.
– Как часто студенты переводятся в НГИИ из других вузов? Каковы основные причины?
– Для меня было большим удивлением узнать, какое количество студентов переводится из других вузов. С начала учебного года к нам перевелись около 90 человек. По возможности мы стараемся тех, кто учился на бюджете, переводить на бюджетные места. К слову, в прошлом году мы увеличили количество бюджетных мест в полтора раза, в этом оно сохраняется: 239 мест, а прежде было менее 150. Это и заочная, и дневная форма. Такой план подписан на три года. Надеюсь, мы сможем открывать больше мест, особенно на специальности, востребованные в “Норникеле”.
– Не за горами приемная кампания. Как проходит подготовка к ней? Есть ли особенности ее проведения в 2017 году?
– Стоимость на платной форме обучения изменится, но не так значительно, как в среднем по стране. По новому федеральному положению вузы начали перерасчет стоимости обучения. На материке разница будет весьма существенная. У нас повышение составит пять-семь процентов. Мы обязаны это сделать. Однако, как заявляют в других вузах региона, оплата повысится более чем в полтора раза. И это при том, что в настоящий момент она во многих вузах уже выше, чем в НГИИ. Это вызывает озабоченность в структуре исполнительной и законодательной власти.
Закрытие взлетно-посадочной полосы внесет изменения в работу приемной комиссии НГИИ. В этом году она начинает работать с 1 мая, можно обратиться за консультацией по правилам приема. Процесс выбора студентов вуза часто дает некоторые накладки. Мы, норильчане, все, можно сказать, в одной лодке, всегда стараемся подсказать, как поступить. В приемную комиссию можно будет обратиться и лично, и по телефону, и даже через WhatsApp. Как я уже говорил, количество бюджетных мест у нас увеличено, это важно для тех, кто не сможет вылететь с территории. В этом году мы приняли решение о том, что оригиналы документов, которые необходимы для зачисления, будем принимать по почте. С администрацией города оговорен такой резервный вариант, который важен для абитуриентов.
– Известно, что при поступлении в вузы абитуриенты руководствуются различными критериями выбора. Какие аргументы чаще всего звучат в пользу НГИИ? Чем он привлекателен для норильских абитуриентов?
– Основное наше преимущество – гарантированное трудоустройство. По данным прошлого года, были трудоустроены более 85 процентов выпускников. Оставшиеся 15 процентов – это в основном парни, которые ушли в армию, и девушки, которые ушли в декрет. Но если через три года смотреть статистику, она стопроцентная – мало в стране вузов с таким показателем.
Еще один критерий – доходы наших выпускников после трудоустройства. Они, как правило, выше, чем у выпускников других российских вузов. Причем в то время как в среднем по России по специальности трудоустраиваются около 25 процентов выпускников, выпускники НГИИ работают в основном в соответствии с дипломом.
Мы запускаем много новых образовательных программ, которые, я надеюсь, нашим студентам понравятся. Большой уклон в сторону Арктики, это немаловажно.
– В завершение разговора – что вы, как исполняющий обязанности ректора, пожелали бы сотрудникам и студентам института?
– Сотрудникам я хочу пожелать, чтобы труд их был счастливым, чтобы они получали удовольствие от своей работы. Когда готовился новый закон об образовании, в нем хотели прописать, что образование – это услуга. В итоге пришли к тому, что образование –
это благо. Я желаю, чтобы наши сотрудники несли это благо студентам, а те как благо это воспринимали и, получив достойный багаж знаний, смогли качественно реализовать его. Количество наших выпускников с большими именами не буду даже перечислять – есть представители и в Госдуме, и в правительстве РФ, и в правительстве края, и в Заксобрании, и в Совете Федерации… Многие на очень высоких позициях. Я надеюсь, что и в дальнейшем выпускники будут достойно представлять Норильский государственный индустриальный институт на всех уровнях государственной власти и бизнеса.
Беседовала Татьяна Ермолаева
 
ФАКТЫ
 
За последние пять лет в рамках оказания благотворительной помощи в развитии материально-технической базы института Заполярный филиал приобрел и передал НГИИ несколько научно-исследовательских лабораторий, существенно обновил базу персональных компьютеров, приобрел современную учебно-методическую литературу, а также оборудование и материалы, используемые в учебном процессе.
Ежегодно на предприятиях Заполярного филиала, а также группы компаний “Норникель” производственную и преддипломную практику проходят более 450 человек из числа студентов НГИИ, принимают участие в студенческом строительном отряде порядка 60 человек.
 
ПРОГРАММА “ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАРТ”
Корпоративная программа “Профессиональный старт” не только предоставляет участникам возможность пройти производственную и преддипломную практику, но и в случае успешного окончания вуза гарантирует дальнейшее трудоустройство в компанию. На сегодня в рамках корпоративной программы “Профессиональный старт” трудоустроено более 280 студентов НГИИ, кроме того, со студентами вуза заключаются договоры о целевой подготовке.
Для участников программы “Профессиональный старт” в период летней практики с 2006 года традиционно организуется деловая игра. Новый формат деловой игры “Покорители Севера” стартовал в 2015 году, а в 2016-м проект стал победителем всероссийского конкурса Graduate Awards. В основе проекта – использование кейсов, задач из реального бизнеса “Норникеля”. Этот подход дает студентам возможность развить коммуникативные навыки, получить опыт работы в команде, развить лидерские качества и проявить творческий подход к решению задач. В 2016 году участниками деловой игры “Покорители Севера” стали около 300 студентов, из них студентов НГИИ – более 50.
0

Читайте также в этом номере:

Пошли на эксперимент (Виктор ЦАРЕВ)
Надо думать о Норильске (Лариса ФЕДИШИНА)
Продумано, показано (Лариса ФЕДИШИНА)
Всем досталось (Лариса ФЕДИШИНА)
Разбор полетов (Анна ФИНН)
Точность превыше всего (Лариса ФЕДИШИНА)
Не будут рисковать (Татьяна РЫЧКОВА)
Бес проблем (Елена ПОПОВА)
Нежный возраст (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
В новых красках (Владислав ШУКШИН)
Профессия в деталях (Владислав ШУКШИН)
Вместе весело (Екатерина БАРКОВА)
Первый день рождения (Екатерина БАРКОВА)
ВластЬ или властИ? (Роман БУКВОЕДОВ)
Особый чай (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск